Аманжан Жамалов:Какие задачи стоят перед новым Мажилисом? Ч.1

Опубликовано: 04.04.2016

Аманжан Жамалов:Какие задачи стоят перед новым Мажилисом? Ч.1

Начиная с нынешней недели для депутатов Мажилиса VI созыва наступили рабочие будни. Причем, как показало выступление главы государства Н.А. Назарбаев на совместном заседании палат, времени на акклиматизацию в стенах парламента и освоение новых кабинетов у народных избранников практически нет. Президент поставил перед законодательным органом ряд первоочередных задач, в числе которых работа над такими фундаментальными документами, как объединенный Кодекс государственных доходов и кодекс «О недрах и недропользовании». Помимо этого депутатам предстоит рассмотреть поправки в законодательство о конкуренции и передаче государственных функций в свободный рынок. Наконец, продолжается работа над совершенствованием законов по вопросам местного самоуправления. О задачах, стоящих перед Мажилисом VI созыва, мы побеседовали с депутатом, членом комитета по финансам и бюджету, доктором экономических наук Аманжаном Жамаловым:

- Аманжан Макаримович, выступая на открытии сессии, президент поручил принять единый налоговый и таможенный кодекс. С чем связана необходимость объединения двух кодексов?

- Как известно, еще в 2014 году Налоговый и Таможенный комитет были объединены в один орган – Комитет государственных доходов при Министерстве финансов РК. При этом остались существенные различия между таможенным и налоговым законодательством, нормативно-правовыми актами, администрированием. Различия касаются порядка учета, взимания, проведения контроля, апелляций, оказания услуг в налоговой и таможенной сфере. Это создает проблемы в работе комитета – налицо нескоординированность процессов внутри одного государственного органа из-за различий в процедурах взимания налогов и таможенных платежей.

Отсюда родилась идея создания объединенного Кодекса государственных доходов, в котором будет установлен единый механизм администрирования налогов и таможенных платежей, унифицированы все процедуры. Помимо этого, в новом Кодексе будет снижена административная нагрузка на бизнес. Комитет госдоходов провел анализ существующего порядка администрирования и сделал вывод, что из него можно безболезненно удалить 30% бизнес-процессов и до 50% оптимизировать. Ожидается, что проект объединенного налогового и таможенного кодекса поступит в Парламент до 1 сентября 2016 года.

- Как известно, в Плане нации «100 конкретных шагов» предлагается детально изучить вопрос введения налога с продаж вместо НДС. В чем, собственно, заключается преимущество налога с продаж?

- Если такое решение будет принято – это, безусловно, приведет к фундаментальному изменению системы налогообложения в Республике Казахстан. Преимущество налога с продаж заключается, пожалуй, только в том, что это самый простой способ пополнить казну. В настоящий момент этот вид сборов применяется только в двух странах – Канаде и США, причем это не федеральный, а местный налог. В США его ввели в годы Великой депрессии для того, чтобы быстро пополнить казну, когда американская экономика лежала на боку.

НДС предусматривает более справедливую систему распределения налоговой нагрузки между покупателем, конечным и промежуточным продавцами, чтобы один не платил за другого, и при этом резко не возрастала цена товара. Кстати, в странах ОЭСР, на которые ориентируется Казахстан, действует именно этот вид сборов.

Отмечу, что много проблемных вопросов в связи с отменой НДС возникнет у экспортеров. По действующему налоговому законодательству, при экспорте продукции государство возмещает им НДС. То есть все расходы на НДС, которые производитель понес внутри страны при выпуске продукции, вычисляются из себестоимости товара и возвращаются предприятию. Если НДС отменят – этого никто делать не будет, что, безусловно, скажется на цене и, в конечном счете, конкурентоспособности казахстанских экспортных товаров.

Отмечу, что в настоящий момент конечного решения по этому вопросу нет, идут дискуссии, поэтому преждевременно говорить о замене НДС на налог с продаж.

- Глава государства также акцентировал внимание на необходимости принятия кодекса «О недрах и недропользовании». По словам председателя Комитета государственных доходов Минфина Даулет Ергожин, в кодексе будут заложены изменения в налоговом режиме недропользователей. Какие проблемные вопросы есть в этой сфере?

- Речь идет о такой давней проблеме, как взимание с недропользователей налога на сверхприбыль. Напомню, что под этот вид платежей подпадает производство, рентабельность которого превышает 20 процентов.

Этот вид налога до недавнего времени платил преимущественно нефтяной сектор. Поскольку конъюнктура цен на рынке углеводородов была такова, что какой бы ни была себестоимость, им удавалось получать сверхприбыль.

В то же время представители горнорудной отрасли лишь в очень редких случаях уплачивали налог на сверхприбыль: из 150 предприятий горно-металлургического комплекса таковых было только семь. Причина в том, что контракты на недропользование с горнорудными компаниями были составлены таким образом, что предприятия включали в себестоимость как затраты, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых: электроэнергию, оборудование, заработные платы рабочих и т.д., так и побочные – скажем, целый штат офисных сотрудников, холдинги и представительства в Астане, Алматы и даже Лондоне. Это позволяло указывать такой уровень себестоимости, что сверхприбыли в принципе не возникало. Так, во всяком случае, считают налоговые органы.

Сейчас налоговики предлагают следующее: чтобы этой несправедливой, по их мнению, ситуации не было, отменить для предприятий горнорудного сектора налог на сверхприбыль и перенести нагрузку на другие виды сборов, к примеру, поднять налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Металлурги всерьез озабочены такими перспективами и считают, что целесообразней пересмотреть контракты и прописать в них затраты, связанные непосредственно со спецификой добычи полезных ископаемых, которые и будут учитываться в себестоимости продукции. Все, что сверх этого, – в нее включаться не будут. Таким образом, горнорудные предприятия предлагают ввести раздельный учет производственных затрат, а не повышать НДПИ.

Помимо этого, Комитет госдоходов предлагает отменить бонус коммерческого обнаружения. Поясню, о чем идет речь. Согласно действующему законодательству, в случае, если недропользователь нашел на предоставленном ему участке месторождение, он обязан выплатить государству бонус. Сегодня эта норма служит сдерживающим фактором для геологоразведки – у компаний нет стимула вести эту работу. Хотя государство само заинтересовано в открытии новых месторождений и должно поощрять недропользователей, а не наказывать их за успешные действия, тем самым отпугивая инвесторов.

- Какие еще изменения планируется внести в объединенный Кодекс государственных доходов?

- Мне хотелось бы обратиться внимание на такой пункт, как отмена налога на транспорт и перенесение его на акциз. С чем это связано? На сегодняшний день казахстанцы уплачивают налог на транспорт в зависимости от мощности двигателя – чем больше мощность двигателя, тем выше налог. В мировой практике считается, что это не совсем справедливо. Ведь налог на транспорт – это фактически компенсация за загрязнение окружающей среды. А если, к примеру, у меня есть машина с мощным двигателем, на которой я выезжаю раз в год на охоту? Так вот, во многих странах налог на транспорт отменили и перенесли его на акциз в стоимости бензина. Таким образом, появилась прямая зависимость от вклада автомобиля в загрязнение окружающей среды и количеством сборов – чем больше ты ездишь, тем больше платишь. Этот опыт намерены перенять и казахстанские налоговики.

Продолжение следует

Записала Жанар Тулиндинова.