Казахстан-2015: Повестка для Москвы и Астаны. Ч.2

Опубликовано: 08.09.2015

Казахстан-2015: Повестка для Москвы и Астаны. Ч.2

ИАЦ МГУ: От вопросов экономического сотрудничества перейдем к проблемам безопасности и политики в контексте российско-казахстанских отношений. Насколько актуальными становятся вопросы взаимодействия РК и РФ в центрально-азиатском регионе с точки зрения противодействии террористической угрозе? Особенно, если учитывать последние события в Таджикистане?  

Ю.Якушева: Сразу оговорюсь, что не стоит подходить к разным процессам с одним лекалом.  События в Таджикистане имеют свою, сложную специфику, которую также необходимо учитывать. Россия и Казахстан внимательно отслеживают ситуацию в этой стране, но, как видите, избегают каких-либо скоропалительных категоричных оценок.

Вообще у Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина очень близкие взгляды, подходы к анализу текущей ситуации в сфере региональной безопасности, и это обстоятельство способствует сближению позиций Казахстана и России. Лидеры наших стран призывают к объединению в борьбе с общими угрозами, подчеркивая, что эта борьба не может вестись только силовыми методами, а требует комплексной стратегии, учета всех рисков – от решения проблем, существующих в религиозной сфере, до учета аспектов социальной безопасности.

Если говорить об общности подходов между Москвой и Астаной, то применительно к региону, этот подход ориентирован на приоритетное сохранение политической и социальной стабильности в странах-соседях. Как мы видим эта линия четко просматривается в позиции Казахстана и России относительно текущей политической ситуации в Кыргызстане и предстоящих парламентских выборов. Полагаю, что в данном случае речь идет именно о скоординированной позиции.

ИАЦ: Хорошо, но политические декларации должны воплощаться в практические решения. С этим делодалеко не всегда обстоит столь же позитивно как с риторикой.

Ю.Якушева: Да, вопрос поставлен правильно, проблемы для всей системы безопасности в регионе очень серьезные и идут по нарастающей. От спорадических проявилений экстремизма и терроризма к более масштабным угрозам.

 И, действительно, как ответ на эти риски, за последние полгода сотрудничество между Москвой и Астаной в военно-технической сфере заметно активизировалось. Это касается как двухсторонних отношений, так и формата ОДКБ. За это время проходили и совместные учения, и обмен информацией между силовыми структурами и взаимодействие на политическом уровне в решении сложнейшей задачи по противодействию Исламскому государству и другим террористическим организациям.

С конкретными результатами пока сложнее. И это тоже понятно, чисто силовыми методами противостоять террористической угрозе в ее нынешнем формате не получится.

Да и с координацией усилий дело обстоит не так, как хотелось бы – Узбекистан, как Вы знаете, к сотрудничеству в рамках ОДКБ интереса не проявляет. Ну а некоторые российские и казахстанские эксперты довольно жестко критикуют ОДКБ за отсутствие четкого механизма принятия решений, за сложную структуру согласования.

ИАЦ МГУ: Как Вы оцениваете позицию Казахстана по украинскому кризису? Есть ли какие-то существенные изменения за последние полгода в риторике Ак Орды на этом направлении?

Ю.Якушева: Нурсултан Назарбаев занимает достаточно последовательную позицию в этом вопросе. Ее можно охарактеризовать предельно просто – Казахстан выступает за мирное решение конфликта, прекращение боевых действий, соблюдение минских договоренностей. Эта линия созвучна российской позиции.

Что касается посредничества Астаны в украинском вопросе, то президент Казахстана неоднократно отмечал готовность к такого рода миротворческим действиям, но они возможны только тогда, когда все стороны конфликта будут к этому готовы. Навязанного посредничества не бывает. Так что и на этом направлении сотрудничество России и Казахстана вполне перспективно. 

Источник:http://ia-centr.ru/expert/21594/