Михаил Мироненко: «Соединение сильных сторон Казахстана и России – условие стабильности»

Опубликовано: 31.05.2016

Михаил Мироненко: «Соединение сильных сторон Казахстана и России – условие стабильности»

В условиях, когда в глобальной экономике все чаще возникают «эффекты турбулентности», особенно актуальным становится вопрос поиска путей и инструментов обеспечения стабильного развития государств. Для Казахстана и России такой, достаточно емкий, стабилизирующий ресурс содержится в развитии приграничного сотрудничества, считает руководитель службы стратегических исследований и прогнозирования Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Михаил Мироненко.

 - Михаил Владимирович, тема углубления взаимодействия между сопредельными регионами Казахстана и России в последнее время все чаще выносится на повестку дня диалоговых площадок различного уровня. Какие приоритетные задачи в этой сфере стоят сегодня перед Казахстаном?

 - Приграничное сотрудничество, учитывая  размеры внутреннего рынка Казахстана, предоставляет возможность выхода на дополнительные рынки сбыта для наших производителей - предприятий индустрии и агропромышленного комплекса.

Однако кооперационное взаимодействие, если его рассматривать в качественном аспекте, позволяет эффективно решать не только текущие рыночные вопросы, но  и успешно воплощать стратегии технологического совершенствования, модернизации и развития. С кем еще обсуждать такие перспективы, как не с соседями?

 

- И что необходимо предпринять в первую очередь, чтобы теоретический базис такой кооперации обрел реальную надстройку?

 - Сотрудничество всегда начинается с информации. Поэтому необходим интенсивный информационный обмен относительно взаимных возможностей и потребностей. Тогда кооперация будет «естественной», логичной и обоснованной. В результате кооперирования на такой основе, будут проявляться сильные стороны каждого из партнеров, создаваться устойчивые связи, которые, к тому же,   повлекут за собой мультипликативный эффект для успешной работы на рынках третьих стран.

 - Следует ли это понимать как необходимость создания некой единой информационной базы приграничья с данными о поставщиках товаров и  услуг, потенциальных заказчиках и исполнителях совместных проектов?

 - Совершенно верно. Это один из инструментов, который обязательно должен быть задействован.  База данных должна содержать информацию и о наших потребностях – о том, что мы намерены импортировать из других стран, и о наших возможностях – об имеющейся продукции импортозамещения либо о перспективах создания новых продуктов как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

Все-таки рынок России – это 150 млн. человек, он достаточно емкий и серьезный. Особенно если учитывать плотность населения России именно вдоль нашей северной границы, в Сибирском, Приволжском и Уральском федеральных округах. Эти субъекты Федерации представляют для нас особый интерес с точки зрения взаимодополняемости экономик.

 - Здесь возникает закономерный вопрос: что именно Казахстан может поставлять на российский рынок, ведь по структуре наши экономики во многом схожи?

 - Схожесть наших экономик не противоречит возможностям совместного экономического развития. Так, например, успешное продвижение на мировом рынке корпорации «Росатом» основывается на казахстанском уране.

Также ответ на этот вопрос в определенной степени дают не самые позитивные события последнего времени, а именно – санкционное противостояние между странами Запада и Российской Федерацией, между Россией и Турцией.

В результате этого противостояния на российском рынке образовались свободные ниши в сфере поставок  мясной и молочной продукции, овощей и фруктов. А у нас  развиваются правительственные программы субсидирования агропромышленных предприятий.

Если бы эти программы были запущены раньше, мы бы имели отличные возможности выйти на российский рынок по широкой номенклатуре продовольственных товаров и снизить остроту этих вопросов для российских потребителей.

Для казахстанской экономики это также имело бы позитивный эффект в улучшении показателей занятости на селе и не только.

Поэтому мониторинг производственных возможностей, не только в пищевой отрасли, необходимо вести постоянно, анализировать наличие сырья, наличие ресурсов переработки, но, кроме того, еще и прогнозировать потребности рынка.  

 - Согласно поправкам в Земельный кодекс, на которые в настоящий момент объявлен мораторий, иностранные инвесторы могли бы получать в долгосрочную аренду землю и заниматься производством сельхозпродукции. Как вы считаете, в перспективе придут ли в казахстанский АПК инвесторы и аграрии из России?

 - Не думаю. В России нет дефицита собственной земли. Более того, страна обладает большими площадями земель сельскохозяйственного назначения, которые не задействованы в производстве аграрной продукции.

Это, кстати, достаточно актуальная проблема для наших соседей. Поэтому правительство России проводит политику по развитию отрасли на своей территории.

Что касается ситуации в Казахстане, то в настоящее время вокруг поправок в Земельный кодекс сложился определенный информационный ажиотаж.

Если абстрагироваться от него и спокойно взглянуть на ситуацию, попытаться понять, как обстоят дела на самом деле, и подумать, как должно быть, то в земельном вопросе необходимо учитывать два фактора.

Первый относится к сфере национальной безопасности. Это вопрос обеспечения контроля принадлежности стране земельных ресурсов в любой форме собственности.  При  этом важно, чтобы принадлежность не подвергалась сомнению или двоякому толкованию в долгосрочной перспективе.  

Второй фактор заключается в том, что земля – важнейший ресурс обеспечения продовольственной безопасности, на котором базируется АПК страны. И в этом контексте вопрос рассматривается уже с точки зрения сохранения свойств земли, ее способности к воспроизводству, включая такие понятия, как плодородие, физико-химические характеристики и так далее. Сохранность ресурса не зависит от того, будут ли арендаторы иностранцами или гражданами Казахстана. Хозяйственник, который нещадно эксплуатирует землю, независимо от гражданства, наносит ущерб будущим поколениям.  

Поэтому нормативы возделывания земли в долгосрочном периоде должны быть четко прописаны и закреплены в правовом поле. Важно найти действенные решения, с одной стороны сохраняющие плодородные свойства земельного ресурса, с другой не имеющие угнетающего административного воздействия на эффективность деятельности сельхозтоваропроизводителей. Сейчас основной задачей в решении земельного вопроса выступает задача адекватного информирования населения о реальном положении вещей, чтобы исключить домыслы и спекуляции.

 - В настоящее время перспективы приграничного сотрудничества омрачаются неразвитостью транспортной инфраструктуры между регионами Казахстана и России. В этом смысле определенные надежды связаны с реализацией китайского мега-проекта Экономического пояса Шелкового пути. По вашему мнению, эти надежды обоснованы?

 - С точки зрения использования транзитного потенциала и экономического развития есть определенные вопросы по поводу связывания побережья Юго-Восточной Азии и государств Европейского союза.

Однако ясно одно: в процессе реализации проектов ЭПШП центральные районы евразийского континента попадают в ареал трансконтинентального экономического пространства и формирующегося огромного рынка.  

Китайская инициатива подразумевает связь по оси «Восток – Запад», но это также способствует развитию по оси «Север – Юг». Примечательно, что казахстанская национальная программа «Нурлы жол» естественным образом дополняет инициативу Экономического пояса Шелкового пути.

Одним из таких проектов, очень значимых для развития приграничного сотрудничества Западно-Казахстанского региона с Уральским и Приволжским федеральными округами, является проект железнодорожной магистрали, который реализован для выхода на Иран, на страны Ближнего Востока, на Персидский залив. Его реализация расширяет возможности российских производителей по транспортировке свое продукции в южном направлении.

Казахстан не имеет выхода к морю, поэтому развитие сухопутных транзитных маршрутов – естественная потребность для экономики республики.

Вдоль магистральных транспортных маршрутов, как правило, возникают иные объекты социальной и экономической инфраструктуры, открываются дополнительные возможности создания производств, новых рабочих мест, что в итоге ведет к повышению уровня жизни населения регионов.

В этом смысле, уверен, проекты ЭПШП внесут живительный импульс и в развитие приграничного сотрудничества между Казахстаном и Россией.

Источник:http://ia-centr.ru/expert/23383/