Гаранты суверенитета: ОДКБ в эпоху глобальных угроз (приоритеты председательства Республики Казахстан)

Опубликовано: 14.01.2024

Гаранты суверенитета: ОДКБ в эпоху глобальных угроз (приоритеты председательства Республики Казахстан)

 

Вихри политических перемен вновь заставили задуматься о роли и значении Организации Договора о коллективной безопасности – союза Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана взявших на себя бремя обеспечения коллективной безопасности в регионе.

Сердцем ОДКБ является Совет коллективной безопасности, высший орган, обладающий правом назначения Генерального секретаря организации. Эта структура становится ключевым звеном в обеспечении стабильности и защиты интересов ее членов.

Однако реальная сила и эффективность ОДКБ проявились в январе 2022 года, когда Казахстан боролся с последствиями попытки государственного переворота. В это критическое время миротворческие силы ОДКБ прибыли в нашу страну и взяли под охрану все стратегически важные объекты, тем самым высвободив ресурсы казахстанских силовиков для пресечения незаконных действий погромщиков в крупнейшем мегаполисе. Этот эпизод стал не только проверкой реальной готовности ОДКБ к действиям, но и подчеркнул актуальность и значимость этой организации в современном политическом ландшафте.

В 2024 году Казахстан будет председательствовать в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сменив Беларусь. К роли председателя Казахстан приступает в сложных специфических условиях стремительно нарастающей деградации международной обстановки. Напряженной складывается ситуация на евразийском континент по периметру зоны ответственности ОДКБ. Особую тревогу вызывает развитие событий на Ближнем Востоке.

Как указал Касым-Жомарт Токаев на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в ноябре 2023 года «В результате конфликта (на Ближнем Востоке) страдает мирное население, в большом количестве погибли безвинные люди, в том числе дети. Мириться с этим невозможно. Казахстан оказал гуманитарную помощь жителям Газы в размере одного миллиона долларов, отправив ее в структуру ООН – UNRWA/БАПОР, которая понесла беспрецедентные потери среди своего персонала, но героически продолжает свою работу. Конфликт на Ближнем Востоке раскрутил спираль фактически глобального по своим масштабам информационно-идеологического противостояния. События вокруг сектора Газа поделили мировое сообщество как минимум на два лагеря. Нужно остановиться, пока пожар войны не опалил все страны и континенты».

Казахстан – наилучшая кандидатура на пост председателя региональной организации ответственной за поддержание безопасности. Стратегический расчет и прагматизм – это те характеристики, которые описывают подход нашей страны к любым шагам на внешнеполитическом контуре. Баланс в Евразии довольно хрупок, и задача Казахстана его не только поддержать, но и укрепить.

Приоритеты председательства Казахстана в ОДКБ были ясно озвучены Касым-Жомартом Токаевым - продолжение сотрудничества с ООН и ее структурами, эта работа ведется на основе Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами ОДКБ и ООН от 18 марта 2010 года.

Казахстан выступает за дальнейшее углубление сотрудничества с СНГ и ШОС. Конкретные шаги для этого определены в «Практических мерах по укреплению сотрудничества ОДКБ с СНГ и ШОС».

Еще одним важным направлением работы является взаимодействие по вопросам военного сотрудничества. В доработке нуждается нормативно-правовая база по вопросам обеспечения оперативного развертывания Коллективных сил ОДКБ. В мире, буквально раздираемом конфликтами актуальным, представляется необходимость раскрытия потенциала миротворчества. Все это касается беспрепятственного и беспосадочного транзита контингентов, полетов военной авиации и других аспектов. Кроме того, нужно развивать систему подготовки военных кадров и военно-научного потенциала государств – членов ОДКБ.

Логичным видится необходимость раскрытия миротворческого потенциала Организации. Ключевая роль в этом отводится деятельности специального представителя Генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества.

Уязвимой до сих пор остается ситуация на границе Таджикистана и Афганистана, где сохраняется риск вооруженных столкновений и нападений экстремистских сил. Масла в огонь подливает сохраняющийся скрытый поток наркотрафика, который дополнительно создает очаг напряженности и притягивает представителей криминалитета со всего региона. В 2023 году был осуществлен ряд мероприятий по противодействию наркотрафику со стороны компетентных органов государств-членов. Например, в сентябре была проведена спецоперация «Канал» на территориях стран ОДКБ, а в Алматы размещался международный координационный штаб.

В рамках антитеррористических мероприятий важна коллективная работа государств – членов ОДКБ по недопущению выезда людей, готовящихся примкнуть к террористическим ячейкам. Несмотря на снижение динамики осуществления террористических атак, правительства стран региона по-прежнему вынуждены держать руку на пульсе.

В числе приоритетов работы ОДКБ на период председательства Казахстана находятся такие вопросы, как противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; борьбу с незаконным оборотом оружия и организованной транснациональной преступностью; углубление сотрудничества по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В современных условиях динамично меняется характер угроз и арсенал средств, которые берут на вооружение киберпреступники. Стоит отметить, что вопросам противодействия нетрадиционным вызовам и угрозам безопасности также уделяется особое внимание и в других организациях. Например, большой опыт по противодействию киберпреступлениям имеется у ШОС и АСЕАН, СВМДА играет важную роль с точки зрения укрепления мер доверия между странами региона и т. д. Представляется важным учитывать это при использовании нашего основного инструмента – операции ОДКБ по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий «ПРОКСИ».

Помимо очевидных, озвученных Главой Государства приоритетов очевидно, что Казахстан в ходе председательства в ОДКБ будет работать над имиджем организации и согласованием позиций ее участников.

В нынешней геополитической ситуации некоторые страны воспринимают ОДКБ как некий военный блок, противостоящий определенной части мира, в первую очередь НАТО. Не все члены организации с подобным имиджем согласны. Казахстан, учитывая его внешнеполитическую доктрину, будет двигаться в направлении восстановления баланса.

В качестве одной из сложностей стоить отметить неопределенность позиции Армении в отношении ОДКБ и отсутствие ее представителей на последнем Совете коллективной безопасности в Минске.

Присутствуют региональные противоречия между странами-участницами, например между Киргизией и Таджикистаном. В условиях отсутствия консенсуса проблематично говорить об эффективности. Для того, чтобы работа на посту председателя была успешной для Казахстана придется проработать массу вопросов. Необходима последовательность в заявлениях, в подходах, риторика и позиция всех членов должны быть синхронизированы.

Перед Астаной стоят важные задачи по сохранению и укреплению эффективности организации во всех аспектах, включая военный, политический, военно-экономический и информационно-имиджевый. Необходимо повышать взаимосвязанность и эффективность взаимодействия ОДКБ с другими институтами, что позволит оттачивать необходимые навыки и повышать практическую значимость организации.