Выборы 2023, оценка итогов избирательного марафона в Казахстане

Опубликовано: 28.03.2023

Выборы 2023, оценка итогов избирательного марафона в Казахстане

Отпраздновав Наурыз, казахстанцы сегодня ознакомились с окончательными итогами выборов, которые прошли 19 марта 2023 года. Это первые выборы, проведенные в Казахстане по новым правилам, после масштабной избирательной реформы президента Касым-Жомарта Токаева. Новую избирательную систему называют более либеральной, однако закон гарантирует, что две трети мандатов в нижней палате будут распределены между шестью, преодолевшими 5% барьер политическими партиями.

Ключевой особенностью прошедших выборов стало возвращение в избирательные бюллетени графы «Против всех», что возможно толковать как шаг в сторону демократизации. Граждане, несогласные отдать свой голос кому-то конкретному, получили возможность высказать свою позицию цивилизованно, не прибегая к порче бюллетеней. «Против всех» проголосовало 3,9%.

Нижняя палата, мажилис VIII созыва будет состоять из 98 депутатов, 69 из которых избираются по партийным спискам, 29 — по одномандатным территориальным избирательным округам.

Официальные итоги были озвучены Главой Центральной избирательной комиссии Казахстана Нурланом Абдировым.

По партийным спискам голоса распределились следующим образом:

Amanat, правящая партия получила 40 мандатов
Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» получила 8 мандатов
Новичок избирательного марафона, партия Respublica получит 6 мест, как и Демократическая партия «Ак жол».
Набранные голоса, позволят представителям Народной партий Казахстана (НПК) делегировать в парламент 5 депутатов, а позиционирующая себя как оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) будет представлена 4 депутатами

Мандаты по одномандатным округам займут 22 представителя от Amanat и 7 самовыдвиженцев.

27 марта Глава Государства подписал соответствующий Указ и созвал первую сессию парламента VIII созыва 29 марта в 10:00 в Астане. В новом созыве парламента будут представлены 6 из существующих в Казахстане 7 партий. А парламентское большинство будет у Amanat. Эта партия остаётся единственной партией, которая располагает системой социально-политических коммуникаций, к которой может подключиться правительство.

Amanat имеет сформированную сеть региональных филиалов, медиахолдинг, социологическую службу, молодёжное крыло, массовое присутствие в соцсетях через партийных активистов и сочувствующих.

И это дает партии преимущество в части возможностей работы с обществом, а также действенные инструменты зондировать и формировать общественное мнение. Все это способствует возникновению ситуации, когда «партия нужна правительству» больше, чем наоборот.

Характеризуя завершившейся избирательный марафон можно смело сделать вывод о его неоднозначности. Причем самовыдвиженцы дали этой гонке динамику и определенный интерес.

Еще одним фактом стала низкая явка избирателей в трёх крупных городах Казахстана. Антирекорд по явке поставила Алматы. Свой гражданский долг пришли исполнить еще меньше избирателей, в сравнении с президентскими выборами. Возможно, длинные списки не дали гражданам определится с выбором, а также надо учитывать факт проживания в Алматы большого числа внутренних мигрантов, которые не имеют юридического статуса в городе, в преддверии долгих выходных определенное число граждан отправилось на отдых.

Новому парламенту предстоит работать в сложной социально-экономической обстановке. Серьезную угрозу социальной стабильности представляет рекордная за период Независимости инфляция. Нестабильности добавляет внешнеполитическая ситуация, обусловленная продолжающейся эскалацией конфликта в Украине. Результаты этих выборов оказывают геополитическое и экономическое влияние на ситуацию в Евразии. Нужно учитывать стратегическую и экономическую роль, которую Казахстан играет в Центральной Азии. Страна граничит с Россией и Китаем, а также с тремя соседями по Центральной Азии: Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Является крупным производителем нефти, газа, урана и некоторых редкоземельных элементов, жизненно важных для «зеленой» энергетики. Необходимость постоянно лавировать между сторонами конфликта будет требовать от властей не отступать от заявленной в первый годы многовекторности, но с другой стороны неопределенность будет являться раздражающим элементом, влияющим в том числе и на внутреннюю политику страны. Казахстану важно действовать максимально выдержанно и осторожно, дабы нивелировать риски вторичных санкций, которые ослабленная пандемией экономика просто не выдержит.

Экономические реалии самой протяженной границы в мире сухопутной границы таковы, что, даже соблюдая санкции Казахстан всегда будет активно взаимодействовать с Россией, но для обеспечения собственной безопасности будет стараться диверсифицировать экономику и развивать альтернативные торговые связи. Эти попытки вероятнее всего будут упираться в обеспечение расширения Транскаспийского энергетического коридора через Каспийское море на запад через Азербайджан и Грузию. В этом плане верным шагом вперед является недавно объявленное строительство нефтепровода к Каспию, который позволит экспортировать казахстанскую нефть через Азербайджан, Грузию и Турцию в Средиземное море или через порты Грузии через Черное море.

Диверсификация не произойдет в одночасье и не приведет к значительным изменениям в экспорте энергоносителей, хотя мы можем увидеть увеличение импорта средств производства и высоких технологий, направленных на реализацию некоторых программ компьютеризации, газификации, аграрной реформы и либерализации, выдвинутых центристским избирательным блоком.

Специфика публичной политики в Казахстане такова, что серьезной оппозиции нет, она разрознена и не имеет реальных инструментов влияния. Достаточно указать на то, что только в Астане среди одномандатников было более 40 кандидатов. Казахстану важно пройти через этот этап, чтобы публичная политика, выхолощенная годами административного регулирования, стала тем полем, на котором взойдут ростки работающей демократии, которую долго и трудно строили Индонезия, Корея, Малайзия. Опыт развития этих стран показывает, как взаимосвязаны энергетика и демократия.

Выборы в мажлис фактически завершили процедуру транзита власти. Для Президента Токаева наступает время подвести промежуточные итоги, так как завершено формирование той политической системы, которую он начал реформировать после январских событий.

Важно, чтобы новый парламент заработал, и не походил на тот, которым он был раньше. Хочется надеяться на то, что те же самовыдвиженцы-одномандатники смогут придать динамику законотворческой деятельности. Если вспомнить то, как работали три созыва мажилиса с 1995 по 2007 год, то было видно, что тон задавали беспартийные депутаты. И это положительный момент.