365 дней со дня начала конфликта на Украине, есть ли гарантии мирного урегулирования (взгляд из Казахстана)

Опубликовано: 24.02.2023

365 дней со дня начала конфликта на Украине, есть ли гарантии мирного урегулирования (взгляд из Казахстана)

24 февраля 2022 года стало тем днем, который навсегда изменил существующую систему международных отношений. Год назад президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о начале проведения Специальной военной операции на Украине.

Ранним утром российские войска с пяти направлений нарушили границу с Украиной. Войска двигались по направлению на Киев, Харьков, Чернигов, Донбасс и на юг Украины: Херсон, Запорожье, Мариуполь. Эффект неожиданности сыграл в пользу России, первый этап вторжения был стремительным. Однако постепенно фронт растягивался, темп наступления спадал.

Сведения из открытых источников позволяют оценить группировку россиян в 150−160 тысяч человек. Если прибавить сюда ополчение самопровозглашенных республик Донбасса, то вероятнее всего численность не превышала 200 тыс.бойцов. При этом линия фронта составляла примерно 2000 километров.

Первые недели показали, что аналитики Кремля явно недооценили ситуацию. Киев не пошел на компромисс, отказался от любых переговоров. Конфликт принял затяжной характер. Итог известен всем. Евразия в настоящее время живет в условиях крупнейшего континентального конфликта двадцать первого века.

Геополитическая нестабильность, спровоцированная последствиями пандемии коронавируса, еще больше усилилась конфликтом и настоящим клинчем, в который вошли Россия и страны Запада.

СВО стала настоящим испытанием на прочность общественных отношений, промышленности систем управления, координат внутренней и внешней политики,  идеологических установок и прочее.

Чисто логически, не было бы того года, если бы не беспрецедентное единство коллективного Запада, который предоставляет Украине финансовую и техническую помощь, используя клубок застарелых противоречий, для того чтобы вытеснить Россию и заместить ее американским геополитическим влиянием.

Но ни все оказалось так просто, санкции, которые коллективный Запад столь активно начал использовать как оружие против Москвы ударили и по Европе. Ожидаемого коллапса российской экономики не получилось. Европе тоже приходится решать проблемы, связанные с разрывами логистических цепочек и необходимостью перестройки управленческих систем.

И если перейти от оценки глобальных последствий конфликта, на уровень региональный, то важно проследить что в это время происходило в нашей стране.

Казахстан и Россия страны, которые связаны очень прочными связями. Начнем с того, что более 7 тыс. километров сухопутной границы обуславливают очень высокий уровень рубежной коммуникативности. Кроме того, русские это одна из крупнейших этнических групп в многонациональном Казахстане. Причем численно они сосредоточены именно вдоль границы.

Нельзя забывать и то, что совместному опыту сосуществования Казахстана и России более 500 лет. Начиная с первой трети XVIII века политически и социально судьбы двух стран соединились в рамках общего управленческого механизма: Российской империи, СССР.

После распада Советского Союза Казахстан и Россия в ранге самостоятельных государств продолжили укреплять фундамент стратегического взаимодействия. Договорно-правовая база двусторонних отношений насчитывает около 300 документов. Российская Федерация находится в числе основных внешнеполитических приоритетов Казахстана согласна Концпции внешней политики. Эту зону отношений уверенно можно назвать «зеленой» зоной наших отношений. СВО стала серьезным испытанием на прочность для этих отношений. И Казахстан показал себя верным партнером, который четко следует взятым на себя обязательствам.

С точки зрения экономики отношения между нашими странами практически только торговые, общих инвестиционных проектов катастрофически мало. Интеграция свелась к некой стандартизации правил торговли, введению регламентов качества товаров и так далее.

Товарооборот постоянно растет, в прошлом году он достиг почти 25 млрд долларов. Отказаться от торговли с РФ мы никак не можем, поскольку если мы не будем покупать необходимые нам товары у нее, нам придется приобретать их в другом месте, и тогда наш торговый баланс будет еще хуже. В условиях санкций РФ будет более заинтересована в инвестировании в казахстанское производство. Сегодня северный сосед работает над импортозамещением в авиастроительной, машиностроительной, цифровой и других отраслях, задача Казахстана вписаться в этот процесс. Это шанс для нас уйти от незавидной участи сырьевой провинции. Именно экономика, может образно говоря быть охарактеризована как «желтая» зона отношений. Шанс, который просто необходимо использовать Казахстану под влиянием военной операции это возможность уйти от низкодиферсифицированной экономики к модели независимой и самодостаточной.

«Серой» зоной отношений является социально-культурные аспекты сотрудничества. Точно можно говорить, что прогнозы тех, кто говорил о том, что Казахстан вычеркнет Россию из числа ближайших союзников и партнеров и перенесет вектор своих внешнеполитических устремлений на Европу и Запад не оправдались. И не перейти в «красную» часть спектра отношениям не получается в том числе и потому, что государство подняло уровень многовекторности на небывалую высоту, и Казахстан извлекает все возможные плюсы в этой ситуации.

При этом поддержка территориальной целостности, в частности, Украины, в Казахстане имеет свою специфику. Любопытной получается картина общественного мнения. Социальные сети, например очень политизированный Фэйсбук демонстрируют антироссийский тренд.

В то же время оценка результатов социологических исследований показывает, что картина гораздо более спокойна. Примерно треть выступает за Украину, треть за Россию, остальные индифферентны. Это обусловлено тем, что за год конфликт стал частью новой нормальности, как бы это печально ни звучало. СВО ушла в фоновую информационную картинку. Общественное сознание начало фильтровать пропагандистские вбросы и уровень доверия населения к ним серьезно упал.

Население настроено достаточно здравомысляще, и нужно отметить, что отношение к российско-украинскому конфликту не имеет четкого национального или языкового раздела. Официальные лица стараются придерживаться так называемой политики нейтралитета: одновременно и заявляя о поддержке «принципов территориальной целостности», и развивая сотрудничество с Западом, и при этом ничуть не сокращая процессы евразийской интеграции.

Вывод достаточно простой. То, что происходит в Украине – большая боль. Как скоро это закончится сказать сложно, но важно понимать, что мир уже не будет прежним. Придется жить в гранях новой нормальности.