Александр Караваев, научный сотрудник Института Экономики РАН, представитель международного исследовательского центра "Экономикс" (Азербайджан)
На днях, правительство РФ одобрило внесение в Госдуму законопроекта "О ратифкации соглашения между правительствами России и Азербайджана о поощрении и взаимной защите инвестиций". Наконец, будет ликвидирован один из существенных барьеров в экономическом сотрудничестве двух стран. Напомним, что этот документ, подписанный министрами экономики 29 сентября 2014 года в Астрахани в ходе IV саммита Прикаспийских государств, оказался наиболее «долгим» в правовом блоке двух стран: почти на 15 лет растянулись экспертные дебаты и межведомственные согласования. В нынешней повестке Москвы и Баку его можно расценивать не только буквально, по целевому назначению, но и как способ мягкой интеграции, то есть более глубокого «вовлечения» Азербайджана в российскую торгово-экономическую орбиту, без навязывания Баку формально-юридических рамок ТС и ЕАЭС.
Сделаем небольшой экскурс в международную практику подобных соглашений. Заключая их, стороны обычно преследуют следующие цели. Во-первых, каждое государство, подписавшее договор, приобретает возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в другом государстве. Во-вторых, для иностранного инвестора, который, конечно же, несет определенные риски, принципиально важно, что государство, принимающее капиталы, предоставляет ему надлежащую защиту и гарантии. В особенности гарантию режима для инвестиций независимо от возможных политических изменений в стране-реципиенте, в том числе изменений в законодательстве. Иными словами, инвестор должен знать, что его собственность не отберут рейдеры и не национализирует государство. К настоящему времени Россия является участницей более 50 соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, 14 из них подписаны от имени СССР. Одно из самых первых соглашений подобного рода в СНГ Россия подписала с Казахстаном в 1999 году. В 2013 году аналогичное соглашение было подписано и ратифицировано с Узбекистаном.
Характерной особенностью двусторонних инвестиционных договоров является то обстоятельство, что они заключаются, как правило, экономически неравными партнерами — с разным инвестиционным климатом. А также теми странами, в которых не устоялись нормы и практика инвестиционного регулирования. Не случайно, что Москва и Баку шли к нему долгие годы, нащупывая проблемные зоны. С точки зрения интересов внешних инвесторов, каковыми выступают азербайджанские компании, российское правовое поле по вопросам инвестирования пока находится в известной незавершенности и нестабильности. В частности, выход на подписание соглашения тормозили вопросы точного закрепления собственности ряда предприятий с участием азербайджанского бизнеса и тех объектов, которые принадлежат Азербайджану на территории РФ после распада СССР. Данное соглашение теперь позволяет компенсировать определенные недостатки российского законодательства: нормы соглашения обладают приоритетом по сравнению с нормами национального права.
Определенным препятствием явилась структурная проблема другого рода. Свободный доступ на азербайджанский рынок российского бизнеса в начале 2000-х мог подорвать национальную защищенность ряда секторов экономики. У Баку были вполне оправданные опасения относительно возможной масштабной экспансии российского капитала, как это в частности произошло в соседней Армении. Окрепшая за последние годы азербайджанская экономика, сама ставшая донором и внешним инвестором, не нуждается в серьезных защитных мерах и теперь готова к более открытой конкуренции.
С российской стороны подобных опасений по понятным причинам не было — несопоставимые масштабы с азербайджанской экономикой не могут угрожать капитанам российского бизнеса. А с появлением такого крупного объекта для инвестиций, каким стал Северный Кавказ в рамках административных границ СКФО, соседей — азербайджанцев наоборот старались привлечь в качестве донора в региональные проекты.
Сегодня значимых азербайджанских инвесторов в России, пожалуй, четыре. Это ГНФАР — на рынке ценных бумаг и недвижимости. Далее нефтегазовая корпорация SOCAR, недавно зарегистрировавшая дочернее предприятие SOCAR Rus для добычи, транзита и торговли азербайджанской и российской нефтью. Финансово-промышленный холдинг Azersun, занятый в переработке и доставке сельхозпродукции на российский рынок, активный инвестор в Краснодарском крае и Ставрополье. В частности, за счет своих капиталовложений Azersun построила чаеразвесочную фабрику и предприятие по консервированию плодовоовощной продукции стоимостью свыше 350 млн рублей.
Замыкает эту четверку Банк МБА-Москва, кредитующий российские предприятия, преимущественно работающие в векторе двусторонних отношений. Кредитный пакет банка превысил в 2013 году 26 млрд рублей. Естественно, теперь можно ожидать более широкого инвестиционного входа Азербайджана в Россию и на уровне среднего бизнеса.
В ряду других азербайджанских инвесторов среднего уровня, можно выделить следующие примеры. Компания «Матанат-А» в Краснодарском крае ведет строительство комплекса предприятий по производству сухих строительных смесей и гипсокартона, а также завода по производству строительных красок в Сочи. Компания также намерена реализовать инвестиционный проект на территории Карачаево-Черкесской республики, ведутся переговоры по осуществлению инвестиционного проекта в Московской области.
В Казани компания "Энергомост инт групп", входящая в структуру ОАО "Азеркёрпю" построила комплекс из трех мостов через реку Казанка…
Нельзя сказать, что российские торговые санкции в отношении европейских поставщиков напрямую повлияли на темпы подписания данного соглашения. Торгово-экономическая конъюнктура и определенные политические аспекты уже летом 2013 года указывали на то, что Москва стремится создать условия для подписания с Азербайджаном этого документа в ближайшее время. В частности, российское правительство предложило бакинским партнерам создание совместного инвестиционного Фонда. По словам главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева, посетившого Баку летом прошлого года, совместные проекты для инвестиций Фонда могут достигать миллиардов долларов.
Кроме традиционного интереса к нефтегазодобывающей промышленности российский бизнес не прочь войти и в нефтехимическую сферу Азербайджана. После введения западных санкций многие зарубежные нефтедобывающие компании ввели технологический мораторий на деятельность в России, поэтому данному сегменту нужна как технологическая, так и инвестиционная подпитка извне. По данным министерства энергетики России импортозамещение по полипропилену будет возможно только к 2030 году: к этому сроку будет введено девять новых установок по производству крупнотоннажных полимеров (совокупные инвестиции бюджета составят более 2,2 трлн руб). Между тем, одна из таких установок уже действует в Сумгайтском технопарке.
Глубокое развитие данная тема сотрудничества получила в ходе последнего Петербургского международного экономического форума. Инвестиционный комитет "Газпромбанка" одобрил для SOCAR Polymer кредит в размере $489 млн. сроком на 10 лет. Кредит будет выдан для финансирования строительства заводов по производству полипропилена и полиэтилена высокой плотности SOCAR Polymer в Азербайджане.
К сотрудничеству также планируется привлечь холдинг «Объединённые машиностроительные заводы», входящий в группу Газпромбанка.
Вообще, последние годы в наших двусторонних отношениях набирается масса примеров, где очевидно желание создать новую промышленную кооперацию. Возвращаясь к прошлогоднему Петербургскому форуму можно вспомнить меморандум Сбербанка и Азербайджанской метанольной компании (AzMeCo) предусматривающий возможность финансирования Сбербанком ряда проектов на общую сумму порядка $1,5 млрд, в том числе рефинансирование метанольного завода в Карадагском районе Баку на сумму $450 млн. Данное соглашение предусматривает и долгосрочное проектное финансирование строительства метанольного завода на юго-западе России, ряда сделок среднего и крупного бизнеса в регионах России.
Весьма перспективным видится партнерство азербайджанских металлургов с ведущей российской компанией — Электростальским заводом тяжелого машиностроения (ЭЗТМ). Согласно подписанному в августе 2014 года меморандуму о сотрудничестве, ЭЗТМ готов поделиться опытом и технологиями в процессе создания нового азербайджанского металлургического комплекса. Более того, рабочая группа из геологов, инженеров и других специалистов Электростальского завода уже приступила к исследовательским работам на комбинате Dashkesan Filizsaflashdirma. Формирование мощного металлургического комплекса поможет привлечь инвестиции и в полной мере удовлетворит потребности азербайджанской экономики в стальном прокате, и кроме того, создаст резервный задел российскому предприятию для поставок необходимой ему продукции в рамках стратегии импортозамещения "в обход санкций".
Таким образом, Азербайджан становится для России весьма ценным партнером: через совместные предприятия будет происходить закупка оборудования и необходимого сырья для различных сфер российской промышленности и инфраструктуры. Со своей стороны азербайджанские инвесторы заинтересованы в российском машиностроении (в т.ч. химической и нефтяной отраслях), электротехнической и радиоэлектронной промышленности, судостроительных технологиях. В политическом смысле, соглашение о поощрении и защите инвестиций между Россией и Азербайджан открывает более широкую дорогу для прямой экономической интеграции без громких лозунгов и политических обязательств.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/21334/