В Казахстане в последнее время сформировался так называемый "феномен Байтука" – резкая популяризация блогеров, занятых изобличением коррупционеров и неэффективных чиновников во властных кругах республики. Назван он по имени одного из наиболее известных своими разоблачениями сетевого автора Галыма Байтука, снискавшего, по выражению Андрея Карпова "народную любовь и столь же очевидные проблемы со стороны обиженных и оскорбленных".
При этом, в отличие от того же Алексея Навального, подобные казахстанские блоггеры полностью вписываются в формирование новой, интерактивной и публичной модели контактов "государство-общество".
Какова природа "феномена Байтука", является ли он особой политической технологией властей, заинтересованных в более активном и доступном для населения продвижении своей деятельности – или же в Казахстане возникла спонтанная, но поистине современная для информационного века общественная инициатива? Об этом "Вестнику Кавказа" рассказали специалисты по казахстанскому обществу.
Так, политолог, главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард Полетаев подчеркнул, что "в Казахстане традиционные СМИ по степени влиятельности и доверия к ним стали проигрывать блогерам". "Преимущество блогосферы – именно в ее персонализированности. Читатели больше доверяют конкретному человеку, которые озвучивают те или иные инициативы, дают оценки разного рода явлениям", — пояснил он.
Отвечая на вопрос о "корнях" феномена, эксперт выразил уверенность в том, что часть блогосферы имеет поддержку во властных структурах, и эта поддержка далеко не всегда сводится к финансированию обличителей. "Ряд блогеров уже давно стали "сами себе СМИ", и, безусловно, имеют профиты от своей деятельности, причем не обязательно выражающиеся в деньгах", — отметил Эдуард Полетаев.
Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Казахстан Марат Шибутов, в свою очередь заявил, что критика и разоблачения чиновников-корыстолюбцев является "личной технологией Галыма", который сотрудничает с заинтересованными властными структурами. "Это известно, у нас же никто не скрывается", — сказал Шибутов.
Как бы то ни было, подобными действиями блогеры провоцируют представителей власти и руководства крупных корпорации на ведение публичной дискуссии о том, насколько последние соответствую предъявляемым им как занимающим ответственные посты высокие как профессиональные, так и морально-этические требования.
"При традиционной закрытости представителей любых крупных национальных компаний в России и Казахстане, при вполне понятном нежелании наших чиновников идти на любые форматы публичной дискуссии, создается впечатление, что по собственной ли инициативе, а может по какому-то закрытому циркуляру-инструкции, Галым Байтук ставит исключительно важный для наших общественных систем эксперимент – сможет ли управленческая бюрократия стать достойным публичным оппонентом для представителей "информационного общества"", — отмечает в этой связи заместитель генерального директора ИАЦ МГУ Андрей Карпов.
Однако, к сожалению, объекты критики подчас оказываются не в состоянии на должном уровне ответить на выпады своих оппонентов, в связи с чем они предпочитают не вступать в подобного рода дискуссии. Подобная тенденция может создавать известные препятствия налаживанию открытого и конструктивного диалога между представителями власти и гражданского общества.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/21629/