Постсоветские политические элиты (на примере России, Беларуси и Казахстана)

На основе выступления в рамках Клуба молодых профессионалов 3 сентября 2015 года в городе Москве.Политическое взаимодействие и интеграция между разными государствами могут осуществляться на разных уровнях и в разных сферах.  Одной из наиболее плохо изученных, но, возможно, одной из наиболее важных сфер взаимодействия являются контакты между политическими элитами стран. 

На основе выступления в рамках Клуба молодых профессионалов 3 сентября 2015 года в городе Москве

Политическое взаимодействие и интеграция между разными государствами могут осуществляться на разных уровнях и в разных сферах.  Одной из наиболее плохо изученных, но, возможно, одной из наиболее важных сфер взаимодействия являются контакты между политическими элитами стран. Так как на постсоветском пространстве политические институты еще не так хорошо отработаны, фактор межличностных отношений людей, принимающих решения, иногда становится решающим. С этой точки зрения вопрос изучения элит и их взаимодействия является одним из самых нужных, так как элиты в каждой стране разные и к ним надо подходить с очень большой осторожностью, так как шанс все испортить очень велик. Разберем, насколько различаются элиты в России, Беларуси и Казахстан.

Начнем с истории. В Российской империи элита формировалась согласно Табелю о рангах, который позволял по мере восхождения по карьерной лестнице получить дворянство, исторически сложившегося круга аристократии, условиях на которой была присоединена либо завоевана та или иная территория с ее национальными элитами, согласно какому законодательству шло управление тем или иным народом («уставы об инородцах»). Таким образом, элита российской империи была крайне пестрой и имела очень разные стартовые условия для продвижения. К примеру, польская шляхта, грузинские князья и остзейское немецкое дворянство без проблем включались в круг аристократии, при этом немцы чувствовали себя еще и в привилегированном положении. А вот, например, аристократия народов Востока в тот же круг принята не была и титулы их не признавались. Все это привело к тому, что в руках разных элит оказалось разное количество ресурсов.

Но все изменили Февральская и Октябрьская революции. Во время них наибольший удар получили как раз наиболее могущественные и развитые элиты европейской части Российской империи. Те, кто уцелел в Гражданскую войну и перешел на сторону большевиков очень часто погибали уже в чистках 37-го года, т.е. славянские народы и немцы во многом утратили свою наследственную элиту. На этом фоне, к примеру,  аристократическое сословие ишанов в таджикских Ленинабаде и Каратегине грамотно интегрировалось в советские и партийные органы – потомок Пророка и внук мусульманских шейхов запросто мог стать секретарем горкома и хорошо чувствовать себя в этой роли. При этом в СССР формировалась своя элита, в развитии которой можно выделить довоенный и послевоенные периоды. Окончательно советская элита сложилась после Второй Мировой войны и при внешнем сходстве, она оставалась такой же пестрой как в Российской империи – слишком разные были республики, чтобы можно было прийти к какой-то унификации.

Имели значение огромное количество факторов: значение республики в союзном раскладе сил, как была образована республика (для Казахстана и Средней Азии ключевым стал процесс национально-территориального размежевания 1924-27 гг.), сколько было назначенцев из центра на местах, сколько выходцев из республики работало в центральных органах и ведомствах, как распределялись бюджет и нормы снабжения, какой политический режим и политическая культура были на местах.

Когда начинаешь изучать эти вопросы и видишь, насколько большая была разница между республиками, что впрочем, населением из-за грамотной идеологической обработки не сильно замечалось, удивляешься, как Союз не развалился еще раньше. Поэтому, к 1991 году Россия, Беларусь и Казахстан пришли с разной элитой:

§  Россия – тут была наиболее тяжелая ситуация с элитой, так как РСФСР не имела многих институтов и учреждений, которые были в других союзных республиках, поэтому ей пришлось воспринимать и адаптировать союзные структуры и институты, а также их элиту, как свои. Во многом, это и привело к тем странностям во взаимоотношениях со странами СНГ и Восточной Европой, когда решения принимались явно в ущерб национальным интересами России. Процесс «национализации» российской элиты продолжается до сих пор и возможно кончиться только лет через 5-10.

§  Казахстан – казахстанская элита, хотя занимала не такое уж и важное положение в СССР, и в ней было много ротируемых представителей союзного центра, тем не менее, была довольно монолитной, уже были определенные династии и сохранялись связи с элитой времен Российской Империи. Что немаловажно, состояла элита преимущественно из хозяйственников, а не идеологов или силовиков. Кроме того, у КазССР было очень маленькое представительство в союзных структурах.

§  Беларусь – белорусская элита представляла собой сплоченную генерацию местных руководителей, очень часто фронтовиков, участвовавших в партизанских отрядах. Это привело к определенным специфическим особенностям этой элиты – низкая доля теневой экономики в республике в виде цеховиков, довольно строгие нравы внутри элиты, ну и очень сильное государственническое мышление. Беларусь имела довольно хорошие связи и представительства в союзном руководстве.

Как видно, исходные данные для развития постсоветских элит во всех трех странах были разные. И, разумеется, больше 20 лет они развивались и развиваются по собственному пути. Как пример, можно показать три разных их характеристики:

§  Структура и состав правительства.

§  Политические партии

§  Регионы

Правительство. Во всех трех странах исполнительная власть является ключевой, и именно она является главным управляющим центром государственного аппарата. Администрации президентов, хотя и имеют большую политическую власть, без поддержки правительственных органов сделать особо ничего не могут.

В России правительство состоит из 31 члена – премьер-министр, 8 его заместителей и 22 министров. Внутри правительства имеется президиум, состоящих из наиболее важных членов кабинета. Министрам подчиняются еще федеральные агентства и службы. Как видно, с одной стороны министры обладают достаточно хорошим политическим весом за счет того, что имеют большое количество подведомственных им государственных структур и организаций. С другой стороны, их влияние не настолько велико, так как их все-таки 22, а это значит, небольшое количество курируемых функций, ну и между ними и премьером есть прослойка вице-премьеров, каждый из которых курирует несколько ведомств.

В Казахстане правительство состоит из 16 человек – премьер-министр, 2 вице-премьера, 12 обычных министров и 1 министр без портфеля. Министрам подчиняются комитеты, которые были частично преобразованы из ранее существовавших агентств или министерств. Таким образом, министр в Казахстане в настоящее время это фигура, обладающая очень большим политическим весом за счет того, что их ведомство имеет очень большой круг полномочий из-за «поглощенных» других ведомств и спущенных с уровня правительства функций. Малое количество вице-премьеров подчеркивает то, что одна из функций – стать потенциальными преемниками действующего премьер-министра. Это тем более легко, так как треть ведомств каждый из них и так уже курирует.

В Беларуси сохранилась во многом советская система Совета Министров. В его состав входят 44 человека – премьер-министр, 5 его заместителей, 24 министра, 7 председателей комитетов и 7 руководителей крупных республиканских организаций. Внутри совета министров есть еще президиум, состоящий из руководителей наиболее важных министерств и комитетов, при этом это вполне рабочий орган. Такая структура показывает дробное распределение власти между руководителями, а также действующую практику государственного капитализма и прямого управления экономикой.

Если говорить о возрасте членов правительств, то наиболее возрастными являются белорусы, а наиболее молодыми россияне (во многом за счет 33-летнего министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова). Тем не менее, как видно по данным представленным в таблице, основную массу составляют люди возрастом от 50 до 60 лет.

Возраст членов правительства

 

Беларусь

Россия

Казахстан

До 39 лет

2

1

0

От 40 до 49

11

12

5

От 50 до 59

24

16

9

Старше 60

7

2

2

Средний возраст

53,5

51

52

По стажу пребывания в занимаемой на данный момент должности лидируют россияне, а наименьший стаж у казахстанского правительства. Надо отметить, что в принципе, в Казахстане ротации элиты происходят чаще – в основном, по инициативе президента, который таким образом не дает элите застаиваться, излишне усиливаться и организует для них управляемые конфликты, в которых выживает наиболее приспособленный.

Стаж членов правительства в данной должности

 

Беларусь

Россия

Казахстан

1 год

16

2

5

2 -3 года

18

21

7

4-5 лет

4

3

3

6-10 лет

5

4

1

больше 10 лет

1

1

0

Средний стаж

3,0

3,6

3,0

Политические партии. Наличие и представленность в парламенте политических партий свидетельствует  о выраженности политических взглядов и амбиций у элитных групп. Так вот, в России в настоящее время 78 политических партий, из которых 75 имеют право участвовать в выборах, а 4 партии представлены в нижней палате парламента.

В Казахстане в настоящее время 7 партий, 3 из которых сейчас в парламенте.

В Беларуси 15 зарегистрированных партий, но 105 членов нижней палаты парламента являются беспартийными, остальные 5 мест делят между собой члены трех партий. Как видно, в Беларуси практически вся политическая активность связана с государственным аппаратом и вне него не поддерживается населением. Другое дело, Россия, где у каждой группы элиты имеются различные политические взгляды, которые они выражают в виде политических программ своих партий.

Региональный аспект. Помимо всего прочего, внутреннее разнообразие элиты определяется еще наличием регионального разделения, напишем подробнее о нем:

§  Россия  – имеется 85 регионов, из которых 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Федеративное устройство причем из регионов с разными правами и статусами приводит к очень сложной системе региональных элит, которое еще осложняется и другими параметрами. Площадь регионов колеблется от 3,6 тысяч квадратных километров до 3 миллионов квадратных километров, то есть разница составляет 1000 раз. Население регионов колеблется от 43 тысяч человек до 12 миллионов человек – разница составляет 30 раз. В общем, за счет регионального аспекта элиты России представляют собой очень сложную картину для понимания.   

§  Казахстан – имеется 16 регионов, из которых 14 областей и 2 города республиканского значения. Площадь их колеблется от 98 тысяч квадратных километров до 428 тысяч квадратных километров, численность населения от  572 тысяч до 2,79 миллионов человек. Региональные различия в элитах наличествуют и довольно заметны.

§  Беларусь – имеется 6 областей, при этом Минск представляет собой столицу и отдельный регион. Площадь областей от 25 до 40 тысяч квадратных километров, население от 1,05 миллиона человек до 1,94 миллиона человек. То есть регионы не только по размеру, но и по населению не слишком отличаются друг от друга. Учитывая еще и почти мононациональное население, постоянные ротации элит из региона в регион, можно сказать, что различия в элитах разных регионов Беларуси минимальны.

И наконец, выводы: политические элиты трех стран в настоящее время имеют довольно хорошие отношения, правда, в основном дуальные – Россия-Беларусь, Россия-Казахстан. При этом разница между элитами во всех смыслах и по всем параметрам довольно велика, что говорит о том, что устойчивые взаимоотношения между странами возможны только при постоянной и эффективной работе по наведению связей (деловых, личных, образовательных, политических) между элитами этих стран. А вот как это сделать – предмет отдельного исследования. 

Марат Шибутов.

Источник:http://ia-centr.ru/expert/21657/

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *