9 октября состоится официальный визит президента Украины Петра Порошенко в Астану, где он встретится с Нурсултаном Назарбаевым. Каковы цели визита Порошенко в Казахстан, какова позиция Акорды по этому вопросу и каких итогов можно ожидать от встречи двух президентов, — на эти вопросы Экспертного клуба «Урал-Евразия» ответили казахстанский и российский эксперты Максим Крамаренко и Максим Лихачев.
Максим Крамаренко, руководитель ИАЦ «Институт Евразийской политики», г. Кокшетау
Согласно официальным источникам Петр Порошенко посетит Казахстан с целью обсудить наиболее актуальные вопросы двусторонних отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество. Как сообщает казахстанская пресс-служба, ожидается, что Нурсултан Назарбаев и Петр Порошенко обменяются мнениями по ключевым аспектам международной повестки дня, в том числе по ходу реализации минских договоренностей. Однако кроме официальной информации стоит обратить внимание на активизацию деятельности посольства Украины в Казахстане.
Как известно, в конце сентября Посольство Украины направило ноту в адрес МИДа Казахстана, которая содержала в себе фактически требование изменить текст учебных пособий, содержащих в себе информацию о том, что Крым является российской территорией. Также в ноте предлагалось руководству Казахстана запретить вещание на территории РК российских телеканалов, обосновывая это тем, что часть казахстанцев «заражены российской пропагандой».
Такие выпады против России украинским посольством, наталкивают на мысль, что современный киевский режим будет проводить в отношениях с Казахстаном линию, заданную ему Госдепом США, а именно: «торпедировать» развитие евразийской интеграции. Можно предположить, что Порошенко будет предлагать Назарбаеву «дружбу» против России. То есть за закрытыми дверями скорей всего пойдет речь о мифической русской угрозе, а также будут сделаны предложения, от которых будет трудно отказаться президенту Казахстана, допустим, выгодные инвестиционные проекты в украинскую экономику.
Как отреагирует на этот Казахстан, пока трудно сказать. Так, на посольскую ноту Министерство образования и науки РК уже отреагировало, дав указание изменить в учебниках информацию, раздражающую украинский МИД.
Максим Лихачев, научный сотрудник Уральского информационно-аналитического центра РИСИ, Екатеринбург
Эта уже будет третья по счету встреча казахстанского лидера с украинским коллегой (после августа и декабря 2014 г.). На повестке будут стоять две ключевые темы – двусторонние контакты и мирный процесс на Донбассе.
Что касается собственно казахстанско-украинских отношений, едва ли оба государства являются или могут стать в перспективе значимыми друг для друга экономическими партнерами. Взаимный товарооборот продолжает неумолимо сокращаться: по официальным данным РК, за январь-июль 2015 г. он сократился на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., достигнув 1 млрд. дол, т.е. более чем двукратное падение с начала кризиса и гражданской войны. Да и в лучшие времена в 2012 г. доля Украины не превышала 4% от общего объема внешней торговли Казахстана (против 2,3% в нынешнем году).
Тем не менее, украинских партнеров может интересовать интенсификация сотрудничества в военно-технической сфере в условиях разрушения традиционных производственных цепочек с российским ВПК и в поставке минерального сырья.
По вопросам мирного урегулирования на Донбассе Киев, вероятно, заинтересован в поддержке Астаны как ключевого партнера России в рамках евразийской интеграции.
Заинтересованность казахстанской стороны в подобных контактах и переговорах носит, на мой взгляд, скорее, имиджевый, нежели прагматичный, влекущий практический результат характер. Сам Нурсултан Назарбаев неоднократно предлагал собственную площадку для мирного урегулирования украинской проблемы. Астана хотела бы, чтобы в резонансных сводках о переговорном процессе она звучала в качестве посредника-организатора. Такие инициативы в полной мере согласуются с рядом международных имиджевых мероприятий, проводимых в Казахстане, и со смелыми предложениями лично Назарбаева, часть которых недавно была озвучена на полях Генеральной Ассамблеи.
При этом очевидно, что внешнеполитическая позиция Казахстана останется неизменной: внешний нейтралитет по украинскому вопросу и демонстративно беспристрастное и дружественное отношение к каждой стороне урегулирования при продолжающемся наращивании стратегического партнерства и добрососедства с Россией, ключевым партнером центральноазиатской республики. При всем уважении к Казахстану как важнейшему союзнику России и личному авторитету Нурсултана Абишевича Назарбаева нужно объективно оценивать ограниченные возможности казахстанской стороны в ее воздействии на позицию России по украинскому вопросу. Проблема Украины решается не в этом формате.
Я бы не стал ожидать каких-то громких заявлений со стороны лидеров двух стран по итогам встречи. Более того, думаю, риторику формально смягчить придется и Петру Порошенко, вынужденному в присутствии Назарбаева воздержаться от агрессивных высказывания в адрес Москвы.
По двустороннему сотрудничеству едва ли удастся достичь прорывных договоренностей. В области ВПК Украина не представляет интереса для Казахстана. К тому же едва ли такие контакты согласуются с интересами российско-казахстанских отношений. Поставки угля из Центральной Азии обсуждаются безрезультатно с декабря прошлого года: речь идет о незначительных даже для Украины объемах. К тому же, у экспертов вызывает сомнения пригодность такого сырья для украинских ТЭЦ. О поставках газа и нефти речи пока идти не может: у Казахстана для этого нет ни инфраструктуры (в обход России), ни необходимых объемов сырья.
По проблемам мирного урегулирования на Донбассе стороны обменяются взаимными заявлениями, во многом констатирующими принятые решения и актуальное положение и отражающими пожелания скорейшего разрешения кризиса.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/21837/