Рычаги президентской власти, — Д.Ашимбаев

В октябре-ноябре структурам, о которых в последние годы в Казахстане принято говорить исключительно многозначительным шепотом, исполняется двадцать пять лет. Многие уверены, что именно в президентском аппарате и вершится отечественная политика. Политолог, автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев считает: данные предположения недалеки от истины, однако не все так просто. Для понимания того, как работают АП и УДП, нужно проследить их богатую событиями историю, показать нынешний состав "святая святых".
 

В октябре-ноябре структурам, о которых в последние годы в Казахстане принято говорить исключительно многозначительным шепотом, исполняется двадцать пять лет. Многие уверены, что именно в президентском аппарате и вершится отечественная политика. Политолог, автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев считает: данные предположения недалеки от истины, однако не все так просто. Для понимания того, как работают АП и УДП, нужно проследить их богатую событиями историю, показать нынешний состав "святая святых".

Вначале был указ

– Считается, что Администрация президента сегодня наиболее влиятельный орган власти, так ли это?

– В этом году исполняется 25 лет институту президентства, и соответственно, институту президентскому аппарату. В октябре двадцатилетний юбилей отметит созданная в 1995 году Администрация президента, а в ноябре – Управление делами президента (УДП) – базовые структуры, обеспечивающие функционирование президентской власти в Казахстане. За прошедшее время в этих структурах изменилось достаточно многое: прежде всего, кадровый, руководящий состав. Достаточно сказать, что АП последовательно руководили Нуртай Абыкаев, Сагинбек Турсунов, Ахметжан Есимов, Оралбай Абдыкаримов, Сарыбай Калмурзаев, Владимир Шепель (и.о.), снова Есимов, Алихан Байменов, снова Калмурзаев, снова Абыкаев, Имангали Тасмагамбетов, Адильбек Джаксыбеков, Кайрат Келимбетов, Аслан Мусин, Карим Масимов, Нурлан Нигматулин.

Менялись функции Администрации, ее роль в системе исполнительной власти. Периодически над руководителем Администрации становились то госсекретарь, то первый помощник президента, то есть структура была достаточно "плавающей".

Сейчас, учитывая, что наша республика является сверхпрезидентской, именно администрация – теоретически – должна быть центром принятия решений. Тем штабом, где готовятся законопроекты и указы, осуществляется контроль за политической жизнью, кадровой и региональной политикой, не говоря уже об обеспечении соблюдения протокола и т.д. По сути, Администрация является совокупностью структур, отвечающих за функционирование президента. Понятно, что есть и положения, отмечен упомянутый статус, но формально, например, тот же госсекретарь в АП не входит, в отличие от своего аппарата, Совбез также находится на отдельных правах. Кроме того, в окружении президента не все лица занимают соответствующие официальные посты, но при этом они активно влияют на политику, экономику, кадры.

Опять же есть правительство во главе с премьер-министром, который сегодня считается одной из наиболее приближенных фигур. Тем не менее, традиционно принято считать, что нынешняя АП заменила собой ЦК Компартии Казахстана, общее есть даже в структуре. Например, если раньше был идеологический отдел, то теперь это отдел внутренней политики, отдел организационно-партийной и кадровой работы заменил организационно-контрольный отдел, сохранились структуры, занимающиеся экономикой, безопасностью, силовыми органами и проч. Вместе с тем, функции ЦК и АП все же различаются. Центральный комитет партии подразумевал некую коллегиальность и имел взаимосвязанность с другими органами непосредственного управления, и с вышестоящими – ЦК КПСС, и с нижестоящими – обкомами, горкомами и т.д.

В настоящий момент Администрация президента представляет собой выработанную композицию, состоящую из нескольких блоков. Созданы все структуры, обеспечивающие действенность АП, они, в зависимости от персоны руководителя, являются то операторами принимаемых решений, то "рулевыми" властной вертикали.

Кто у руля?

– Как бы вы охарактеризовали тех, кто в настоящий момент занимает руководящие кабинеты АП?

– На данный момент пост главы Администрации занимает Нурлан Нигматулин – один из наиболее опытных и сильных государственных чиновников в стране. За ним и успешный опыт участия в выборных кампаниях, и руководство Карагандинским областным акиматом, и работа в партии "Нур Отан", на посту спикера Мажилиса. То есть это человек, прошедший большую школу, так сказать, в хорошем смысле старой закалки. Его опыт видно даже по кадровой политике, проводимой внутри АП. При нем не произошло захвата администрации, как это было прежде, региональными кадрами или кадрами с предыдущего места работы, карагандинцев пришло не так уж много, и можно сказать, что Нурлан Нигматулин работает с теми сотрудниками, какие были до него и показали себя в деле. Достаточно жесткий руководитель, что администрации в нынешний момент необходимо. Поясню: на нее возложено очень много функций, важнейшей из которых является контроль над исполнением президентских решений и отслеживание кадровой политики.

Здесь мы как раз переходим к первому блоку АП: организационно-контрольным функциям. На это направление сейчас заступил Кумар Аксакалов, новый заместитель главы Администрации, последнее время работавший в партии "Нур Отан", куда он пришел вместе с Нигматулиным, а после работал там с Сагинтаевым и Байбеком. Перед этим Аксакалов занимал должности в местных органах власти.

Его направление для АП одно из наиболее значимых, поскольку в сфере исполняемости законов и контроля за дисциплиной у нас имеется ряд проблем. В качестве примера: помните, несколько лет назад проводилась смешная акция "Куда смотрит правительство?" Причем инициирована она была изнутри самого правительства, а ее критика осуществлялась СМИ, подчиненными Министерству культуры и информации, как известно, также входящего в правительство. Куда серьезней тот факт, что многие инициативы, озвученные президентом в Посланиях, указах и выступлениях, не реализуются или реализуются частично. По ним проводится масса конференций, информационных групп, форумов, "круглых столов" и флэш-мобов, но при этом инициативы кочуют из одного Послания президента в другое. То есть весь запал госаппарата, отвечающего за их исполнение, уходит в пропаганду, в демонстрацию своего участия в инициативах, без наполнения их конкретным содержанием. В то же время многие региональные проблемы, как например, жанаозенский кризис 2011 года, формирование ОПГ в областных структурах власти, прошли мимо администрации, были пропущены. Таким образом, организация и контроль остаются злободневными, поэтому приход на это направление Аксакалова, как человека практической складки, внушает надежду.

Второй блок АП – идеология. Конечно, от прежнего идеологического отдела ЦК он сильно отличается по функциональному наполнению. На сегодня мы видим, что при общем руководстве внутренней политикой, выполняемом заместителем главы АП Багланом Майлыбаевым, имеется обилие структур, руководители которых являются, скажем так, выходцами из других команд. Допустим, Служба центральных коммуникаций (СЦК) во главе с политтехнологом Ержаном Бабакумаровым, считающимся выдвиженцем Карима Масимова. Отделом внутренней политики руководит ученица Тасмагамбетова Аида Балаева, пресс-службой – Даурен Абаев, долгое время работавший с Байбеком. Также КИСИ, включенный в эту систему, возглавляет Ерлан Карин, последние годы входивший в команду Нигматулина. Мы видим, что линейности нет, тем не менее, Баглану Майлыбаеву предоставляется возможность координировать работу всего блока, с достаточно неплохой степенью эффективности обеспечивая контроль над внутренней политикой. Он занимается этим и в период выборов, и в "мирное время", а до этого прошел хорошую школу и в Министерстве информации, и в "Казправде", и в самой АП.

Третий блок – экономика. В настоящий момент, после отставки помощника президента Ербола Орынбаева он вакантен. Задач у данного блока много: и выработка стратегических документов, и мониторинг экономической политики. Отметим, что в последнее время данная функция несколько ослабла, экономическая политика страны принимает своеобразные формы, и напрашивается вывод – сегодня она вершится немного в других кабинетах. Хотя именно в сферу деятельности данного направления АП входит контроль над действиями правительства в экономике, своевременная подача информации президенту о тех или иных перекосах, с тем, чтобы глава государства имел пространство для маневра и мог опираться на вариантность решений. Добавлю, что Орынбаев, возглавлявший экономический блок последние годы, выходец из правительства, долгое время работал с Масимовым. Здесь можно думать по-разному. С одной стороны, в экономических вопросах обеспечена связка между АП и правительством, но с другой фактически создается ощущение, что в плане экономической стратегии не администрация контролировала кабинет министров, а наоборот.

Четвертый блок АП – государственно-правовой. Прежде им руководили такие мэтры как Игорь Рогов и Бауржан Мухамеджанов. Последнее время этот блок возглавляет Талгат Донаков, опытный юрист, долго работавший и в Парламенте, и в Минюсте, и довольно долго занимающий пост в АП. Отдел погружен в законотворческую работу, мониторит инициативы правительства в данном отношении, и здесь к нему претензий нет – скандалов с законами у нас давно не наблюдалось, что вполне характеризует деятельность подразделения.

К этому же блоку относится и отдел правоохранительных органов, руководимый Ерликом Кененбаевым, в его функции входит мониторинг и контроль МВД и прокуратуры. Примечательно, что контроль за силовыми структурами разделен между отделом Кененбаева и секретарем Совета безопасности Нурланом Ермекбаевым, и это у нас пятый блок. Ермекбаев имеет опыт на дипломатической службе, а также в АП, работал в бизнесе, кроме того, работал с Масимовым еще со времен АТФ-банка и считается грамотным экспертом в своей области. В Совбезе он пока новичок и больше известен по линии МИД – в Китае и Сингапуре, в частности, именно ему приписывается идея создания холдинга "Самрук" по образцу сингапурского холдинга "Темасек".

Совбез занимается контролем над внешней разведкой и спецслужбами, взаимодействуя с отделом внешней политики, у которого сейчас нет отдельного куратора. Данное подразделение периодически то упраздняется, то создается вновь, и если раньше оно занималось протокольной работой, то сейчас это группа референтов президента по международной политике. Теперь функции разделились окончательно, и служба протокола президента существует отдельно, а Совбез и центр внешней политики контролируют международные процессы.

Переходим к шестому блоку, внешне наименее заметному, но на деле представляющему собой некую "администрацию в администрации" – это канцелярия президента. Вопреки названию, канцелярия занимается не только делопроизводством, но и курирует большой блок вопросов, и в последние годы поглотила функции наградного отдела, бухгалтерию, кадровую политику, протокольную службу, которые в значительной степени подчиняется руководителю канцелярии, имеющему статус замрука АП. Под контроль канцелярии попадает и группа спичрайтеров, и кадры, и финансы, и график главы государства, и его почта и многое другое. Канцелярией руководит старейший работник АП Махмуд Касымбеков, пришедший туда еще весной 1990 года, то есть непрерывно занимающий свою должность более четверти века. Его политический вес фактически не фиксируется внешними наблюдателями, но внутри АП он второе лицо, а иногда и первое. Если мы окинем взглядом историю, то увидим, что добиться полного подчинения канцелярии руководству администрации удалось, пожалуй, одному Нуртаю Абыкаеву.

У президента на хозяйстве

– Администрация все же достаточно известная структура, а вот об Управделами президента вовсе ходят легенды.

– Существует и седьмой блок, не входящий в АП, но приравненный к ней по статусу – Управление делами президента. Данная организация начиналась с канцелярской, бухгалтерской работы, но за прошедшие годы она превратилась в огромную корпорацию с одной стороны, а с другой – в самостоятельный политический центр. Ее влияние во многом связано с тем, что подбор руководителей УДП президента РК осуществляется среди политических тяжеловесов. Например, создатель УДП Владимир Ни, превративший организацию в крупную корпорацию, наполнивший ее активами. В 1998 году он ушел с поста, приватизировав значительную часть бывших правительственных зданий, находящихся в Алматы, санаториев и прочей госнедвижимости. В 1995-1996 годах его ненадолго сменил Сыздык Абишев, создатель казахстанской системы внешней торговли, министр внешнеэкономических связей (МВЭС), инициатор создания многочисленных торговых домов РК, государственных внешнеторговых компаний компаний. Отметим, что многие выходцы из системы МВЭС до сих пор занимают в отечественном бизнесе и в политике высокие посты. Проработал Сыздык Абишев недолго, его сменил вернувшийся В.Ни, после чего был назначен Темирхан Досмухамбетов, более известный в качестве министра туризма и спорта, сам спортсмен, вместе с тем показавший уникальные административные таланты. Его организаторские способности бурно развились в период застройки новой столицы Астаны, где он управлял строительством многочисленных зданий, резиденций и другими объектами УДП. Ему на смену пришел Сарыбай Калмурзаев, ушедший с поста в АП – один из наиболее преданных соратников президента, можно сказать, "прораб" нашей легендарной приватизации 90-х, причем ни разу не вляпавшийся в скандал, связанный с этим "великим" процессом. Нет ни единого документа, позволяющего уличить его в чем-либо противозаконном и коррупционном. Калмурзаев долгое время рассматривался в качестве потенциального преемника президента, но состояние здоровья нарушило его дальнейшую карьеру. После него в УДП вернулся Досмухамбетов, в промежутке успевший поруководить Астаной в ранге министра – единственный аким столицы, имевший статус министра, члена правительства республики. Затем к руководству Управделами преступил Болат Утемуратов, один из наиболее богатых людей в стране, входящий в когорту наиболее влиятельных бизнесменов. Кстати, выходец из того самого МВЭС, о котором упоминалось выше. Утемуратов проявил себя в качестве неплохого организатора, при нем был достроен ряд зданий в Астане, в том числе и "Хан-Шатыр", и здание Дома министерств.

Понятно, что хотя название УДП подразумевает выполнение хозяйственных функций, данная организация имеет широкие полномочия. Дела президента, служба государева… подобный функционал всегда выходит за рамки узкой деятельности, а также подразумевает выполнение щепетильных поручений, политических задач. Тот же Утемуратов, допустим, будучи секретарем Совбеза, руководил национальной комиссией по вопросам демократизации, известен как опытный переговорщик. Кроме того, в бытность управляющим делами президента им был легализован в качестве своей собственности АТФ Банк, после продажи которого он оказался в списке "Форбс", чтобы его уже не покидать. Вслед за Утемуратовым пост управделами президента вновь занял Сарыбай Калмурзаев, тогда достигший пика своего влияния. Тогда и пошли разговоры про пресловутый "южный клан", утверждали, что Калмурзаев получил в стране чуть ли не регентские полномочия, имея в виду в первую очередь кадровую политику. Тем не менее, как я уже говорил, его рост был прерван тяжелой болезнью, и после президентских выборов 2011 года Калмурзаев был переведен на менее хлопотную должность руководителя дирекции государственных резиденций при УДП. На этом посту он и скончался в 2012 году.

Также УДП некоторое время руководил бывший аким Алматинской и Жамбылской областей, бывший министр сельского хозяйства Серик Умбетов. Несмотря на долгое пребывание на высоких постах, Умбетов имеет склонность оставаться в тени, однако его кандидатура также рассматривалась на еще более значимые должности, в частности, спикера верхней или нижней палат парламента. По ряду причин он был перемещен в кресло депутата Мажилиса, где и работает по сей день. Умбетов однозначно пользовался большим доверием президента, но в публичной политике не занял те уровни, претендентом на которые его рассматривали. После ухода Умбетова в Мажилис три года назад, место руководителя главы УДП занял Абай Бисембаев. Являясь высококлассным менеджером, в качестве заместителя управделами он работал и при Утемуратове, и при Калмурзаеве, и при Умбетове. В прежние годы Бисембаев работал в Госкомимуществе, курировал ряд регионов в качестве инспектора, работал в Комиссии по ценным бумагам, а широко известен тем, что с 1996 по 1999 год руководил "Государственной продовольственной контрактной корпорацией" (госоператор на зерновом рынке), во многом выступив ее создателем. Корпорация достаточно успешно развилась, после чего Абай Бисембаев был переведен на пост ее первого вице-президента, уступив руководство Нурлану Смагулову.

Здесь важно отметить, что Управление делами президента включает в себя множество функций. На его попечении находятся и центральные государственные здания, в частности, "Ак Орда", здания правительства, палат парламента, дом министерств, санатории, дома отдыха, например, санаторий в Ессентуках или оздоровительный комплекс в Боровом. Также в него входит Медицинский центр (бывшее четвертое главное управление при Совете министров), осуществляющий медицинское и санаторное обслуживание госслужащих центрального аппарата. Абай Бисембаев управлял этим весьма обширным хозяйством в ранге заместителя, и в итоге был достаточно оценен президентом, который и предоставил ему должность главы УДП, тем самым переведя из категории хозяйственников в категорию политиков и особо приближенных лиц. При всем при этом умудряется оставаться в тени.

Таким образом, на сегодня перечисленные семь блоков обеспечивают функционирование президентской власти, и сложно сказать, что какой-то из них плохо справляется со своими обязанностями. Понятно, что всегда найдутся недовольные. Наблюдается определенный парадокс: зачастую госслужащий, одновременно являющийся публичным, популярным политиком, демонстрирует низкие деловые качества. Вся энергия уходит в публичные выступления, и это плохо вяжется с выполнением требуемых задач. Если внимательно посмотреть, то можно обнаружить – среди руководства Администрации и УДП достаточно мало публичных людей, активно выступающих, общающихся с прессой. Такой подход диктует специфика работы. Допустим, нам встречались некоторые представители АП, особенно советники президента, чья активность на публику была обратно пропорциональна их реальному весу и влиянию на политическую жизнь страны. Большинство из них сегодня в АП уже не работают, кто-то представляет Казахстан за рубежом, кто-то ушел на пенсию.

– Можно ли сказать, что АП полностью выполняет возложенные на нее задачи и является эффективной?

– Я не знаю, будет ли отмечаться двадцати или двадцатипятилетие – учитывая "стаж" до 1995 года, администрации президента и управления делами главы государства, но значимость у этой даты есть. Согласно старой поговорке, короля играет свита. Конечно, к казахстанским реалиям поговорка не совсем применима, поскольку нашего "короля" дергать за ниточки некому, но подбор им соратников, распределение, кто будет контролировать политику, прессу или экономику, является одним из важнейших действий президента. У Назарбаева, безусловно, есть позиция по каждому из представленных выше направлений, однако непосредственно вникать во все детали и заниматься абсолютно всем не мог бы никто. Кроме прочего, есть парламент, партия, акиматы, спецслужбы, корпорации, внешняя политика, сопредельные государства, в конце концов… поэтому эти направления курируют назначенные президентом лица, в известной степени определяющие облик страны.

Разумеется, у администрации были успехи и достижения, были и провалы. Самое простое мерило успехов – итоги выборов. Уже много лет предвыборные штабы партии контролируются из АП, являющейся президентским штабом, как тактическим, так и стратегическим. Были поражения в кадровой политике, и провалы в части, касающейся контроля над теми или иными подотчетными направлениями. Но если мы взглянем на нынешнюю казахстанскую элиту – и политическую, и экономическую, и культурную, и экспертную, то увидим, что многие из влиятельных персон некогда работали в АП. Даже среди оппозиционеров достаточно тех, кто прошел школу в администрации. Конечно, очень мало осталось людей, следующих давним традициям ЦК, бывшим все же наиболее эффективным органом управления в стране, но тот же Нигматулин прошел старую комсомольскую и партийную школу, так же как и Махмуд Касымбеков. Остальные являются представителями новой генерации, тем не менее, преемственность поколений отчетливо наблюдается, молодые проходят хорошую управленческую школу. При этом не будем забывать, что за четверть века полностью изменилась экономическая структура страны и структура собственности, не говоря уже о том, что из союзной республики мы стали независимым государством. Эти изменения как раз и показывают, что не все так плохо, как иногда кажется. Главное заключается в том, чтобы перечисленные структуры работали как система и работали на результат. Изменения в АП, думаю, еще будут. Сейчас, как минимум, остается вакантной должность замглавы Администрации по экономическим вопросам. Еще хочется подчеркнуть: к достижениям АП можно отнести тот факт, что за 25 лет существования не было ни одного уголовного дела, связанного с ее сотрудниками. (Обычно проштрафившихся увольняли до того, как их деятельность темным пятном ложилась на всю структуру.) Об администрации можно долго писать и размышлять, однако ясно – организация показала себя. Авторитет завоевывается делами, а не все дела АП видны, но одно можно сказать наверняка: за многими успехами нашего президента стоит труд этих людей.

Зубейда Давлетъярова

Источник — dialog.kz
 

Источник:http://ia-centr.ru/expert/21831/

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *