Интервью с заместителем директора ИАЦ Андреем Карповым.
ИАЦ: Говоря о долгосрочном влиянии волатильности на финансовом рынке РК, отметим, что в Мажилисе прошло заседание рабочей группы по рассмотрению законопроекта "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы". Ряд депутатов, участвовавших в обсуждении, утверждают в интервью СМИ, что из-за нестабильного курса будут пересмотрены некоторые параметры республиканского бюджета на следующие три года. Если сравнивать с Россией, то какие статьи бюджета в Казахстане находятся в «красной зоне»?
А. Карпов: Если ориентироваться на ход обсуждения проблемы мажилисменами, то картина получается во многом сходная с российской ситуацией. В выступлениях депутатов упоминалось, в частности, что ограничения и запреты будут введены на любое новое строительство, все покупки, которые не являются объективной необходимостью, также предполагается резко сократить расходы на проведение различных крупных мероприятий. Тут, правда, особняком стоит ситуация с проведением ЭКСПО-2017.
В этом отношении мы видим не только сходство с российской ситуацией, но и прямые аналогии с казахстанскими реалиями 2007-2008 годов, когда «резали», прежде всего, статьи расходов на строительство и проведение торжественных мероприятий, прежде всего, международных. Так что ничего принципиально нового в этих заявлениях, по сути, нет.
ИАЦ: Честно говоря, бросается в глаза постоянный рефрен выступлений и депутатов и чиновников – мы не знаем, на какой курс тенге ориентироваться в 2016 году…
А. Карпов: Возьмем проект бюджета на 2016 года, представленный правительством РФ: $50 за баррель – прогнозная цена на нефть 2016 года, 63,3 – прогноз курса доллара относительно рубля в среднем по 2016 году, 6,4% — прогноз инфляции. Сокращению подверглись сфера ЖКХ (-40%), образование (-8%) и здравоохранение (-11%). Увы, это было вполне ожидаемо.
А в Казахстане еще в октябре урезали проект бюджета страны на ближайшие три года на 74 млрд. Только бюджет Алматы сократили на 30 млрд. тенге. И, кстати, сразу очевидно, на чем будут экономить власти южной столицы — приобретение комплекса «Ипподром Алматы», строительство курорта «Кок Жайлау», пешеходных переходов, развязки и административных зданий в одном из районов города. Алматы – как зеркало секвестра бюджета.
На мой взгляд, до конца остается нерешенным вопрос и по средствам, выделяемым на ЭКСПО-2017. Хотя на данный момент правительство РК уверяет, что эта статья расходов будет практически полностью обеспечена. Не все эксперты в этом абсолютно уверены.
Российские коллеги, я полагаю, могут присоединиться к оценке, высказанной по итогам пятничного заседания Гульжаной Карагусовой. Действительно, корректировка курса дает дополнительные средства, но эта же корректировка дает и дополнительные затраты: оборона, инфраструктурные проекты, медицина. И да, в настоящей ситуации увеличивать доходную часть бюджета — это почти непосильная задача. То есть если чудесным образом цена на энергоносители не пойдет вверх, то, вполне вероятно, что возникнет необходимость дополнительного секвестирования.
ИАЦ: В начале года Ерболат Досаев заявил на совещании у Президента РК, что программа «Нурлы жол» будет «основным «каркасом» для выполнения контрциклической экономической политики правительства в текущем году». Можно ли утверждать, что стратегические инициативы АК Орды в сфере экономики действительно создают подушку безопасности в условиях нарастающих кризисных явлений в экономике.
А.Карпов: Полагаю, что это, действительно, реальный инструмент противодействия кризисным явлениям. Однако, замечу, что в январе 2015 года никто не мог предположить, до какой глубины и остроты могут дойти кризисные явления. Как в плане негативной динамики курса национальной валюты, так и по цене на энергоносители. Программа «Нурлы жол» — это фундамент для формирования пакета антикризисных мер, но и их эффективность может быть ограничена, если ситуация будет ухудшаться и дальше.
Впрочем, уже очень скоро можно будет проверить достоверность прогноза нового казахстанского финансово-экономического гуру Олжаса Худйбергенова, который не так давно заявил о том, что намечаются предпосылки для роста цены на нефть до 60–70 долларов за баррель. Это повлечет за собой рост цен на энергоносители и позволит чиновникам несколько перевести дух.
Но в этом случае стоит процитировать известный в финансовой среде анекдот про трейдера, который ждет на этаже вызванный лифт. Открываются двери, в кабине стоит аналитик. Трейдер с сарказмом: «Теперь ты мне точно скажешь, вверх или вниз!».
Правительство РК и кабинет министров РФ, наверно, очень бы хотели располагать квалифицированной экспертной поддержкой, но ситуация на рынках зависит от такого множества трудно учитываемых факторов, что любой свежий прогноз завтра уже может безнадежно устареть. А политики требуют от экономического блока точности и системности анализа. Получается замкнутый круг.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22084/