Конечно, в большинстве своем столь негативное влияние оказал экономический кризис, не раз подтвержденный многими субъектами международных отношений. Но, в то же время, нельзя отрицать и определенный вклад представителей таджикской общественности в то же ослабление курса национальной валюты, которое также пагубно воздействует на общее состояние экономики РТ.
Впрочем, сообщается также о проведенном представителями Нацбанка совместно с Генеральной прокуратурой рейде, в ходе которого было выявлено несколько точек, нарушавших предписания главного финансового регулятора центрально-азиатского государства. Сообщается, что сверхдоход они получали покупкой валюты у населения, однако, обратной продажи не было, что и обесценивает таджикскую валюту сильнее, чем это делают объективные причины.
В конечном счете, Национальный банк Таджикистана принял решении о закрытии всех пунктов обмена валют, что предусмотрено инструкцией №211 «О порядке проведения обменных операций с иностранной валютой», принятой правлением финансового регулятора.
Все же, несмотря на уверенность представителей Нацфонда РТ, есть мнение, согласно которому подобные действия могут привести к еще более значительному ухудшению ситуации, сделав актуальными теневые обменники – «черные». В этом случае, часть экспертного сообщества предсказывает валютному рынку Таджикистана возврат к 1990-м.
В любом случае, безответная реакция финансового регулятора была бы сродни молчанию на заданный вопрос. А успешность реализации контрмер Нацфонда зависят в равной степени от финансовых организации и таджикской общественности, в сферу интересов которой, представляется, не входит понижение конкурентоспособности национальной валюты. Чего не скажешь о недобросовестных хозяевах пунктов обмена валют.
Однако, нельзя отрицать, что одна только успешность вышеозначенных действий и, как следствие, повышение устойчивости сомони к современным вызовам позволит таджикской экономике стабилизироваться и вернуть позитивные темпы развития. К слову о темпах развития.
На том же заседании правительства, на котором был принят закон о Госбюджете Таджикистана, также говорилось, что в 2015 году внешнеторговый оборот «просел» на 17,9%. В этой связи, центрально-азиатскому государству определенно на руку играет кризис в российско-турецких отношениях, ведь Турция до сих пор являлась серьезным игроком в плане поставок сельхозпродукции в Россию.
Ситуация, вследствие непростительного поведения Анкары, переменилась, и теперь российский рынок нуждается в новых источниках тех же овощей. Таджикистан же, в свою очередь, уже зарекомендовал себя как партнер, обладающий большим потенциалом, ведь не смотря на падение общего внешнеторгового оборота РТ, объемы импорта плодоовощной продукции центрально-азиатской страны в Россию в 2015 году увеличились на 60%. Думается, именно поэтому постсоветское государство является одним из основных кандидатов на получение, своего рода, преимуществ от российской стороны.
К тому же, нельзя забывать, что Российская Федерация – это основной экономический партнер Таджикистана, доля которого во внешнеторговом обороте РТ составляет 27%. Более того, на территории партнера функционирует более 200 предприятий, ту или иную долю в бюджете которых занимает российский капитал. Общий же поток российских инвестиций в Таджикистан держится на отметке в 30% от общего объема, а потенциал далеко не исчерпан. Как итог, думается, что таджикская экономика, при условии использования всех имеющихся возможностей, в том числе, занятие освободившихся ниш на российском рынке, имеет все шансы достойно преодолеть возникающие угрозы.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»