100 дней жизни по-новому. Первые итоги членства Кыргызстана в ЕАЭ

С момента присоединения Кыргызстана к экономическому альянсу России, Казахстана, Белоруссии и Армении прошло чуть более трех месяцев. По оценкам экспертов, за это время было сделано немало, но и проблемы остались.С чем именно подошла республика к юбилейным 100 дням членства в Евразийском экономическом союзе? Об этом мы говорим с заместителем министра экономики КР, курирующим вопросы интеграции, Кылычбеком Джакыповым.

С момента присоединения Кыргызстана к экономическому альянсу России, Казахстана, Белоруссии и Армении прошло чуть более трех месяцев. По оценкам экспертов, за это время было сделано немало, но и проблемы остались.

С чем именно подошла республика к юбилейным 100 дням членства в Евразийском экономическом союзе? Об этом мы говорим с заместителем министра экономики КР, курирующим вопросы интеграции, Кылычбеком Джакыповым.

– 19 ноября исполнилось ровно 100 дней, как Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС. Чего достигла за это время наша страна? Есть чем похвастаться?

– Срок совсем небольшой, но первые итоги уже есть. За этот отрезок времени нам удалось привести национальное законодательство в соответствие с законодательством ЕАЭС. Дата совпала с отменой санитарного и фитосанитарного контроля на границе с Казахстаном, но пока остается нерешенным вопрос ветеринарного контроля. Введен единый таможенный тариф. После присоединения к ЕЭАС бизнес, особенно ориентированный на страны объединения, ощутил существенные послабления в части административно-налоговой нагрузки. Выделенная Российской Федерацией помощь в размере $200 млн направлена на оснащение лабораторий. В итоге 28 аккредитованных лабораторий и 6 органов сертификации КР включены в регистр.

Кроме этого, создан Российско-Кыргызский фонд развития, за счет которого через государственные банки выданы кредиты в размере 1,2 млрд долл. В ближайшее время планируется запустить информационно-справочный портал в целях разъяснения населению новых правил ЕАЭС. Кроме того, решены наиболее важные вопросы трудового миграционного законодательства. Наши граждане имеют такие же права, как и граждане других стран-участниц ЕАЭС.

– А как обстоит дело с инвестициями? Появились ли новые инвесторы после вступления Кыргызстана в ЕАЭС? Если да, то бизнесмены какого государства чаще всего интересуются нашей республикой?

– Начиная с августа, Кыргызстаном заинтересовалось большое количество инвесторов. Мы работаем с ними, проводим встречи. Нам всем интересен рынок, который вырос с 6 млн до 180 млн человек. Минэкономики совместно с Международным валютным фондом проведен анализ по трем сценариям и отмечен положительный эффект от вступления КР в ЕАЭС. Активней всего в республику тянутся российские предприниматели. Да и бизнесмены из других стран альянса также заинтересованы в продукции из Кыргызстана, в первую очередь, сельскохозяйственной. Интерес российского бизнеса к товарам из республики – хороший знак, но сейчас продукция представлена не массово, еще нет единого бренда, который был бы узнаваем.

Пока рано говорить, что мы преодолели все барьеры. В ЕАЭС более 100 изъятий и ограничений, а также 49 барьеров, что создает ряд проблем, в частности, затрудняет передвижение товаров. Кыргызстану пора наращивать собственный потенциал и стремиться к тому, чтобы товары из страны дошли до рядового потребителя в других государствах ЕАЭС. Кроме того, разговоры о том, что после вступления КР в ЕАЭС уменьшились денежные переводы, неверно. Прямой связи здесь нет. Можно сделать сравнительный анализ, что происходит в Таджикистане и Узбекистане: у них также идет снижение, а ведь эти страны не входят в ЕАЭС. Сказывается иной фактор: наблюдается спад экономики в России и странах ЕАЭС, идет рецессия в связи со снижением цен на сырье и с девальвацией валют.

– С рынком товаров понятно, а что с рынком услуг? Насколько активно наша страна представлена на этот поприще?

– В структуре ВВП стран-членов ЕАЭС доля рынка услуг достигает в среднем 57%, а совокупная занятость в этой сфере превышает 62 млн человек, что составляет более 70% занятого населения стран ЕАЭС. В Кыргызстане доля сектора услуг в 2014 году составила 46,8%, а в 2015 году (январь-октябрь) достигла 48,8%. При этом значительную часть сектора (около 75%) занимают оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и обеспечение принадлежностями для ремонта. Кроме этого, развивается гостиничный и ресторанный бизнес, туризм, транспортная деятельность, сотовая связь, услуги в сфере образования, здравоохранения.

В октябре Совет ЕЭК принял решение о присоединении Кыргызстана к 43 секторам единого рынка услуг ЕАЭС. В этих секторах предпринимателям государств-членов предоставлен максимальный уровень свободы для поставки и получения услуг. Это значит, что бизнесмены Кыргызстана, работающие в этой сфере, смогут работать в любой стране союза без дополнительного учреждения юридического лица, а также получают право на взаимное признание лицензий, разрешений и квалификаций. Кроме того, предоставляется возможность оказания услуг и выполнения работ на основании разрешения, полученного поставщиком услуг на территории Кыргызстана

Таким образом, создаются условия для обеспечения свободного движения услуг в рамках ЕАЭС и привлечения дополнительных инвестиций в этот сферу.

– Неужели все так гладко? Ведь не секрет, что любой интеграционный процесс носит довольно болезненный характер.

– Первые итоги показывают, что у республики есть достаточно проблем, связанных с интеграцией в Евразийский союз. Кыргызстан с самого начала взял столь высокий темп интеграции в ЕАЭС, что многие представители деловых кругов не успевают адаптироваться к новым условиям. У нас много проблем, которые нужно обсуждать и решать как можно скорее. К примеру, проблемой остается, что Кыргызстан на сегодняшний день не преодолел признание эквивалентности систем ветеринарного контроля, также пока не сняты посты на таможне Кыргызстан–Казахстан по ветеринарному контролю. Остаются вопросы, связанные с тарифными, нетарифными барьерами, налогами, финансами, предпринимательской деятельностью, в том числе в организации бизнеса нерезидентов в той или иной стране ЕАЭС без обязанности учреждать юридические лица, в выплате прямых и косвенных налогов. Также есть проблемы в регулировании трудовой миграции, в части признания дипломов об образовании, не урегулированы вопросы, связанные с возможностью выхода на конечного покупателя, на розничные сети.

– Сколько, по вашим прогнозам, продлиться адаптация к условиям ЕАЭС?

– Мы рассчитываем, что адаптация бизнеса к новым условиям пройдет за полтора – два года. Но, и сейчас не все так плохо, как пытаются выставить противники евразийской интеграции. Несмотря на то, что есть трудности во взаимной торговле, те риски по бюджету, которые мы ожидали, не оправдались. За последние три месяца отмечается значительный рост поступлений НДС и акциза по импорту. Это положительный момент. Стоит отметить, что, согласно прогнозам нашего ведомства, без вхождения Кыргызстана в ЕАЭС влияние кризиса на нашу экономику было бы сильнее, так что вхождение в единый рынок несколько сгладило ситуацию. Благодаря этому сегодня мы имеем положительный рост в экономике.

***

Наивно полагать, что со дня вступления в ЕАЭС жизнь населения небольшой горной республики стремительно изменилась к лучшему. Положительные результаты начинают проявляться постепенно, по мере вступления в силу различных договорённостей с партнерами. В полной мере положительный эффект от вступления Кыргызстан в ЕАЭС, как говорят власти, ожидается в 2017 году. Ждать осталось не так уж и долго.

____________________

Фото – vb.kg

 Ирина ЗАБНЕВА |

Источник:http://www.ritmeurasia.org/news—2015-12-08—100-dnej-zhizni-po-novomu.-pervye-itogi-chlenstva-kyrgyzstana-v-eaes-20831

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *