Парламентская предвыборная кампания в Казахстане набирает обороты. 29 января состоялся XVII съезд партии парламентского большинства – «Нур Отана» под председательством ее лидера, президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Партийный список «Нур Отана», состоящий из 127 персоналий, изучается с особым пристрастием: ведь, учитывая доминирующие позиции партии в законодательном органе страны, по нему можно угадать конфигурацию нижней палаты парламента следующего созыва. На фоне этого «съезда победителей» партийный слет Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), состоявшийся на следующий день, прошел почти незаметно. Мы побеседовали с известным казахстанским политологом, руководителем Центра социального партнерства ФНБ «Самрук-Казына» Нурланом Еримбетовым о ходе избирательной кампании:
— Нурлан Кенжебекович, после самороспуска Мажилиса немало говорилось о том, что следующий парламент должен стать «антикризисным» органом и вобрать в себя опытных бизнесменов, финансистов, экономических экспертов. Однако партийный список «Нур Отана» вызывает в этом отношении неоднозначные чувства. Если убрать из него политических тяжеловесов – вице-премьера правительства Даригу Назарбаеву, руководителя Администрации президента Нурлана Нигматулина, глав регионов, которые вряд ли сменят свои нынешние должности на депутатское кресло, – в нем практически нет «звезд» бизнеса и финансовой сферы, одни малоизвестные на республиканском уровне лица.
— Я кандидатов в депутаты, внесенных в партийные списки, оцениваю не по тому, насколько они известны, а по тому, что их предложили региональные партийные организации. Возможно, это неизвестные на всю страну бизнесмены, которые обходятся без пиара, но в своем регионе они реальные ребята. И именно такие люди вызывает у меня уважение: они не мелькают на экранах телевизора, не бегают по начальникам, а спокойно работают на благо своего города, района, села, ведут бизнес, обеспечивают население рабочими местами. Поэтому я уважаю выбор региональщиков. И многих из тех, кто выдвинут «Нур Отаном» в качестве кандидатов, я знаю.
Вообще я всегда выступал за то, чтобы в парламенте было побольше представителей регионов, которые знают, как живут сегодня аулы, села, моногорода, знают не понаслышке о проблемах на местах, знают реальную жизнь и самое главное – они знают настроения людей. Это не столичные ребята, кругозор, опыт и жизненные представления которых ограничиваются левобережьем Астаны.
Сегодня партия предоставила им шанс стать известными в республиканском масштабе. У них есть возможность проявить себя уже в ходе предвыборной кампании. Думаю, что каждый из них воспользуется этим шансом. Мы на практике увидим, кто они такие, как они умеют работать с людьми. Очень надеюсь, что именно благодаря им парламент состоится.
— Зато в партийном списке «Нур Отана» много звезд шоу-бизнеса и спорта: певцы Кайрат Нуртас и Жанар Дугалова, спортсмены Геннадий Головкин, Серик Сапиев, Илья Ильин.
— Ну что сказать? Безусловно, это делается с учетом ментальности наших избирателей. И потом я согласен с тем, что сказал пресс-секретарь президента Даурен Абаев: их всего 3-4 человека, а вокруг этого столько шумихи. Пусть они тоже будут в мажилисе. Что тут такого? В парламенте должны быть представлены все сферы нашей жизни: и спорт, и экономика, и культура, и образование, и здравоохранение, и социальная политика. И эти ребята, при всем том снобистском отношении, которое проявило к ним общество, действительно, знают внутреннюю кухню, скрытую от общества оборотную сторону той сферы, из которой они пришли. Их информированность, опыт, история успеха – это ценный багаж, который они смогут использовать во время работы в законодательном органе страны.
— Деятели искусства выдвигались в партийных списках «Нур Отана» и раньше. К примеру, народный артист Казахстана, легендарный тенор Алибек Днишев, ректор Казахской национальной консерватории Жания Аубакирова. Но на их фоне фигура Кайрата Нуртаса выглядит, действительно, китчевой. В то же время певец является авторитетом в среде казахскоязычной молодежи, мигрировавшей из сел в города. Не связано ли его выдвижение в представительный орган с опасениями, что именно в этой части населения могут возникнуть протестные настроения, для работы с которыми необходимы переговорщики, подобные Кайрату Нуртасу.
— Я не буду судить о голосе Кайрата Нуртаса, о его песнях, хотя я и закончил Институт культуры. Однако то, что он сегодня любим огромной частью нашей молодежи, это факт. Он собирает полные залы и целые стадионы.
Естественно, партия «Нур Отан» заинтересована в том, чтобы ее представляли люди, пользующиеся авторитетом в различных слоях общества. Действительно, в случае протестов к людям должен выходить человек, которого они знают, уважают и любят. Думаю, что в кризисных ситуациях – это выверенная политика.
— Как известно, ОСДП, позиционирующая себя в качестве «единственной оппозиционной партии», заявила о своем намерении принять участие в выборах и выдвинула свой партийный список. В отличие от списков «Нур Отана» в нем мало новых лиц.
— Да, в этом лагере наблюдается некий застой. Нет свежего пополнения. В атаку идет старая гвардия. Ну, это их право. При этом следует отметить, что в их партийный список вошли достаточно известные и уважаемые в стране люди. Для меня участие ОСДП в парламентских выборах представляет интерес с той точки зрения, что это обещает хорошую политическую борьбу, противостояние, обмен мнениями. И это очень здорово для развития демократии в нашей стране, для плюрализма. Это большой тест для наших партий. Тем более, что о некоторых из них мы, к сожалению, узнаем только во время выборов.
— Вы имеете в виду такие относительно недавно образовавшиеся путем слияний, поглощений и укрупнений партии как «Бірлік» и «Ауыл»?
— Я имею в виду и «Ауыл», и «Бірлік». К сожалению, мы пока не знаем, что они из себя представляют. Но я надеюсь, что выборы создадут условия для того, чтобы они себя проявили. И самое главное, любые выборы – это тест на настроения в обществе. Именно во время предвыборной кампании люди высказывают свое мнение, люди говорят то, о чем обычно они молчат или говорят в узком кругу у себя дома, на кухне. Любые выборы – это замер температуры в обществе.
— Как Вы считаете, сегодня на фоне девальвации, кризиса в экономике оппозиция имеет возможность набрать больше голосов в свою поддержку?
— Не думаю, что сегодняшняя экономическая ситуация дает преимущества оппозиции. Если бы власть молчала об этих проблемах, тогда – да. Но президент сам открыто говорит о существующих проблемах. Даже предупреждает, что, возможно, будет хуже. И он предлагает пути выхода из кризиса. Он призывает не сидеть на месте, ездить по стране, быть социально мобильными, менять место жительства, профессию. Если бы власть скрывала наличие проблем, как это было, например, в СССР, когда официальная пропаганда замалчивала реальное положение дел в стране, тогда у оппозиции были бы серьезные шансы выскочить вперед. Но открытость власти создает сложные условия для оппозиции. Хотя оппозиционное мнение, я в этом убежден, должно быть в любой стране, в любом обществе. Это нормально для демократического государства.
Записала Жанар Тулиндинова.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22605/