А.Ревский: Накануне парламентских выборов Казахстан остается верным проводником евразийской интеграции. Ч.2

Что дает нам Союз?  

 Здесь, прежде всего, надо сказать, что создание ЕАЭС вывело евразийский интеграционный проект на качественно новый уровень, открыло широкие перспективы для экономического развития, создало дополнительные конкурентные преимущества на глобальной арене.

К примеру, в 2010-2014 годах ТС продемонстрировал достаточно хорошие темпы экономического роста – выше, чем некоторые наши торговые партнеры из развитых стран. Притом что это происходило на фоне ухудшения мировой конъюнктуры и продолжения глубокого кризиса, особенно в Еврозоне.

Что дает нам Союз?  

 Здесь, прежде всего, надо сказать, что создание ЕАЭС вывело евразийский интеграционный проект на качественно новый уровень, открыло широкие перспективы для экономического развития, создало дополнительные конкурентные преимущества на глобальной арене.

К примеру, в 2010-2014 годах ТС продемонстрировал достаточно хорошие темпы экономического роста – выше, чем некоторые наши торговые партнеры из развитых стран. Притом что это происходило на фоне ухудшения мировой конъюнктуры и продолжения глубокого кризиса, особенно в Еврозоне.

Создание ЕАЭС способствовало также улучшению общей экономической ситуации и обеспечению более комфортных условий ведения бизнеса. За 2009-2014 годы оборот взаимной торговли между государствами-членами ТС и ЕЭП вырос более чем в полтора раза с 36,4 млрд. долл. до 57,4 млрд. долл. Наибольший темп роста товарооборота был отмечен в 2010 году (в первый год функционирования ТС) и составил 134%.

Доля государств-членов ЕАЭС в мировой экономике (ВВП по паритету покупательной способности) выросла с 2,6% в 2010 году до 3,9% в 2014 году. При этом Россия, Казахстан и Беларусь вместе составляли лишь 2,4% населения Земли. За период 2010-2014 годов прирост ВВП государств-членов ЕАЭС составил 16,5%. (6,3% в ЕС и 11,6% в США).

Суммарный объем внешней торговли товарами государств-членов ЕАЭС с третьими странами за январь-июль 2015 года составил 343,7 млрд. долл., в том числе экспорт товаров – 229 млрд. долл., импорт – 114,7 млрд. долл.

Следует отметить еще одну очень важную тенденцию. Постепенно складываются условия, когда инвестор, приходя на территорию одного из наших государств, понимает, что перед ним открывается рынок пяти государств. Ранее, когда инвестиции делались в экономику Беларуси или Казахстана, инвестор рассчитывал на рынок лишь одного конкретного государства, на 9-15 млн. человек. Совсем другое дело сейчас, когда размер рынка превысил 175 млн. человек (170 млн. + 2 млн. Крым + 3 млн. Армения).

В продвижении к этому продолжается кропотливая работа по совершенствованию норм функционирова­ния единого рынка товаров и созданию условий для функционирования единых рынков услуг, капитала и рабочей силы.

Очень важным фактором углубления интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС, расширения торгово-экономических связей между его участниками является развитие инвестиционного сотрудничества. Следует отметить, что работа, проводимая государствами ЕАЭС, позволяет создавать перспективные совместные предприятия.

В ближайшем будущем, например, планируется реализовать трехсторонний российско-белорусско-казахстанский проект по созданию единой транспортно-логистической компании, в которой будут участвовать крупнейшие железнодорожные перевозчики трех стран. Проект должен стать конкурентоспособным не только на внутреннем, но и на международном уровне, а также принести доходы инфраструктурным объектам, логистическим и транспортным компаниям стран-участниц.

Еще одним плюсом евразийской интеграции для бизнеса является возможность выбора для своей деятельности той страны, где проще условия для ведения предпринимательской деятельности, где меньше административных барьеров, где национальная юрисдикция более привлекательна.

В частности, одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности юрисдикций является уровень налоговой нагрузки на компании и граждан. Уже сегодня в Казахстане инвестор может получить т.н. натурный грант в размере до 30% от объема инвестиций в фиксированные активы. Это могут быть переданные инвестору земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование. Налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов также чрезвычайно заманчивы: корпоративный подоходный налог – 0% на 10 лет; земельный налог – 0% на 10 лет; имущественный налог – 0% на 8 лет; инвестиционные субсидии – до 30% на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования после ввода в эксплуатацию. В связи с этим в последнее время наблюдается увеличение числа российских компаний, регистрирующихся на территории Казахстана.

В связи с присоединением к ЕАЭС новых членов 21 мая 2015 года в Астане на площадке VIII Астанинского экономического форума было подписано Соглашение о создании Делового совета ЕАЭС. Созданный Деловой совет ЕАЭС заменил собой площадку Бизнес-диалога трех государств на объединение крупнейших национальных бизнес-ассоциаций пяти государств.

В государствах-членах ЕАЭС улучшается бизнес-климат. Еще в 2014 году рейтинг условий ведения бизнеса «Doing business», рассчитываемый группой Всемирного банка, был повышен для всех трех государств, входивших тогда в ТС и ЕЭП. Суммарно Беларусь, Казахстан и Россия поднялись на 37 позиций за период с 2010 по 2014 год. В 2015 году Беларусь оказалась на 57-й позиции, Россия – на 62-й, Казахстан – 77-ой, Кыргызстан – 102-й. Что же касается Армении, то она занимает 45-ю позицию, опередив такие страны, как Турция, Италия, Люксембург, Греция и Кипр.

По прогнозам экспертов, интеграционный эффект от участия в ЕАЭС может принести каждому из государств-членов ЕАЭС до 20% прироста ВВП. В сумме это составит около 700 млрд. долл.

Это, несомненно, говорит об экономической целесообразности евразийской интеграции и свидетельствует о том, что товарооборот в рамках нашего объединения находится на довольно стабильной основе, несмотря на нестабильную мировую экономическую конъюнктуру.

В принципе интеграция сама по себе, в особенности экономическая, – процесс нелегкий. Так уж сложилось, что этап становления ЕАЭС пришелся на период заметного ухудшения макроэкономической ситуации, войны санкций, снижения цен на нефть, «парада» девальваций национальных валют стран-участниц Союза.

Однако исторический опыт со всей наглядностью свидетельствует, что такие негативные препоны для интеграции рано или поздно уйдут. Можно их воспринимать как своего рода «жесткое испытание» для евразийской интеграции. И первые итоги функционирования ЕАЭС вселяют надежду на то, что данное объединение с достоинством пройдет эти испытания. И, в конечном счете, усилия стран-партнеров по ЕАЭС не будут напрасными, все они получат от своего членства в этом объединении гораздо больше плюсов, нежели минусов.

 

Несколько слов о перспективах

 

С точки зрения перспектив развития ЕАЭС можно отметить два основных момента. С одной стороны, дальнейшее поступательное развитие ЕАЭС позволит его государствам-членам эффективно вписаться в современную глобальную экономику, снизить экономические риски и воспользоваться преимуществами международной системы торговли.

С другой стороны, на фоне время от времени случающейся экономической нестабильности на глобальном рынке экономическая интеграция в рамках ЕАЭС станет для его стран-членов важнейшим фактором роста. Совместное формулирование и отстаивание интересов государств-участников Таможенного союза на глобальной арене даст шанс сообща стать важным «полюсом» формирующегося нового мира.

Помимо этого, здесь есть еще один не менее важный момент. Дело в том, что Евразийский интеграционный проект – это союз равных. Как уже говорилось, вступление в ЕАЭС открывает для стран рынок с населением более 175 млн. человек, со свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Отмена пошлин и снятие бюрократических барьеров позволяет значительно активизировать взаимную торговлю государств с членами ЕАЭС и повысить уровень двустороннего сотрудничества с партнерами по интеграционному блоку, создавать благоприятные условия для увеличения потоков прямых иностранных инвестиций.

ЕАЭС открыт для присоединения и других государств. Выстраивается диалог с рядом стран и международными организациями в части создания зон свободной торговли. В соответствии с современными глобальными практиками в этих форматах обсуждается не только таможенно-тарифная тематика, но и гармонизация правоприменительной практики, правил технического регулирования, санитарного и фитосанитарного контроля, доступа к инфраструктурным, строительным, технологическим проектам.

Расширяется взаимодействие и с международными организациями – с Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с ЮНКТАД и т.д.

В настоящее время насчитывается более 30 государств и интеграционных объединений, заинтересованных в создании с ЕАЭС зон свободной торговли. Деятельность ЕАЭС высказывает интерес страны Латинской Америки, Западной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Ведь Евразийский экономический союз – это еще и экономическая связка между европейскими рынками и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.

К примеру, государства-члены Союза имеют прочные и устоявшиеся торгово-экономические связи с Китаем. ЕАЭС рассматривает КНР в качестве одного из своих стратегических торгово-экономических партнеров в Азиатско-тихоокеанском регионе. Поскольку руководство государств-членов ЕАЭС и руководство КНР пришли к единому мнению о необходимости развития и углубления торгово-экономических отношений, 8 мая 2015 года было принято Решение Высшего совета ЕЭК №15 о начале переговоров с КНР по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.

Одной из предпосылок к началу данного переговорного процесса послужила выдвинутая китайской стороной инициатива по реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Будучи с визитом в Казахстане в сентябре 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин, заявил о стратегической концепции создания Экономического пояса Шелкового пути, которая предполагает создание торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях, а также экономическое развитие регионов, расположенных на историческом маршруте Великого Шелкового пути. Сопряжение проектов ЕАЭС и «Шелкового пути» означает выход на новый уровень партнерства и, по сути, подразумевает общее экономическое пространство на континенте.

В этой связи недавно Президент Казахстана в качестве Председателя Высшего Евразийского экономического совета обратился к главам стран-членов ЕАЭС с новой инициативой. Нурсултан Назарбаев предложил объявить 2016 год годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и основными интеграционными объединениями. В частности, он подчеркнул, что 2016 год должен положить начало практической работе по формированию в будущем зоны свободной торговли государств ЕАЭС и ШОС.

По мнению экспертов, такая инициатива лидера Казахстана по углублению евразийской интеграции выгодна всем заинтересованным сторонам. Прежде всего, и это логично, интеграция ЕАЭС и ШОС привлекательна с экономической точки зрения. Сейчас общий торговый оборот между ШОС и ЕАЭС составляет менее 150 млрд. долл. в год, тогда как потенциально он может составить свыше 600 млрд. долл. То есть прогнозный потенциал роста в 4 раза.

Вполне понятно, что возможное расширение «зоны влияния» ЕАЭС не ограничивается только лишь Китаем. Есть обширная территория, простирающаяся дальше КНР на юго-восток, на юг и юго-запад в сторону исламского и арабского мира. В более далекой перспективе можно рассматривать и западное направление.

В то же время, надо отметить, что путь к обретению такой новой евразийской общности будет нелегким. Евразийская интеграция будет прочной и устойчивой только при условии баланса интересов всех евразийских народов, равной ответственности за экономическое, социальное, культурное развитие. Процесс трансформации в интеграционные объединения исключительно сложен, поскольку затрагивает практически все стороны жизни людей. И вместе с тем этому процессу нет альтернативы.

Как зачинатель и верный проводник евразийской интеграции, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев твердо стоит на своих позициях и постоянно подчеркивает, что совместная история должна помочь всем народам Евразии лучше понять корни нашего единства.

Видимо поэтому глубокое видение перспектив развития Евразии, стремление к тому, чтобы древняя казахская земля стала домом для органичного сосуществования цивилизаций Востока и Запада, Азии и Европы, на долгие годы определило евразийский характер внешней политики Казахстана. Наверное, можно сказать, что в определенном смысле это – историческая миссия Казахстана в новом столетии.

Ревский Александр.

Источник:http://ia-centr.ru/expert/22886/

 

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *