Руслан Жангазы: Создание нового «гибридного» министерства – это ответ на гибридные угрозы войны

На прошлой неделе в Казахстане было создано Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности. Впервые военно-промышленный комплекс и аэрокосмическая отрасль из темных задворок казахстанского Кабмина были вынесены на его ярко освещаемую витрину. Это второе по счету министерство-новичок, образованное в правительстве Бакытжана Сагинтаева. Первое – министерство по делам религии и гражданского общества. Очевидно, что создание этих ведомств отвечают новым политическим и экономическим реалиям, острым общественным запросам. 

На прошлой неделе в Казахстане было создано Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности. Впервые военно-промышленный комплекс и аэрокосмическая отрасль из темных задворок казахстанского Кабмина были вынесены на его ярко освещаемую витрину. Это второе по счету министерство-новичок, образованное в правительстве Бакытжана Сагинтаева. Первое – министерство по делам религии и гражданского общества. Очевидно, что создание этих ведомств отвечают новым политическим и экономическим реалиям, острым общественным запросам. Если с религией и гражданским обществом все понятно, то откуда взялась необходимость придавать ВПК и космонавтике «министерский» статус? На эту тему мы побеседовали с казахстанским политологом Русланом Жангазы.

 — Руслан, недавно вы писали о необходимости структурной реформы казахстанского правительства, отметив, что целесообразным было бы расформировать ряд суперминистерств, четко обозначив для них приоритетные сферы. Министерству оборонной и аэрокосмической промышленности (МОАП) переданы функции нескольких ведомств. Многое вполне объяснимо, однако возникают вопросы относительно полномочий по обеспечению информационной безопасности, в том числе в сфере информатизации и связи. Насколько оправданно объединение функций оборонной промышленности, аэрокосмической отрасли, формирования материального резерва и информационной безопасности под крышей одного министерства? Не является ли круг полномочий МОАП слишком широким и размытым?

— Однозначно создано новое суперминистерство, также как и в случае с министерствами по инвестициям и развитию, национальной экономики, по делам религий и гражданского общества и др. Иное дело, что теперь это станет нашими реалиями, если мы хотим иметь компактное правительство.

Правительство будет компактным, а министерства – многопрофильными, так как сокращение количества ведомств не приводит к уменьшению государственных функций.

Определенная логика в объединении указанных функций в одном министерстве есть – приоритеты высокотехнологичной промышленности будут сформированы исходя из потребностей обеспечения информационной безопасности, на это будет ориентирована и политика формирования госматрезерва.

Модернизация системы госматрезерва, которая занимается хранением продовольствия, топлива и прочих материальных ценностей для так называемых «мобилизационных нужд», видимо, теперь будет предусматривать и подготовку национальных информационных систем к вероятной войне.

Единственный «минус» в том, что вопросы «софта» и «харда» перешли в новое министерство, а регулирование «контента» осталось в Министерстве информации и коммуникации. Другими словами, два измерения информационной безопасности – технологическая и идеологическая – снова оказались в разных ведомствах. Правильно ли было такое решение, покажет время.

— Как правило, создание министерства в какой-либо отрасли означает рост значимости этой сферы. Почему именно сегодня оборонной и аэрокосмической промышленности придаётся такое большое значение? Связано ли это с обострением геополитической обстановки в мире?

— Безусловно, структура правительства должна отражать государственные приоритеты и уровень социально-экономического развития страны. В последнее время наибольший приоритет получило инфраструктурное развитие (госпрограмма «Нурлы жол»), а после «земельных протестов» — агропромышленный комплекс. Ответом на митинги стало также поручение Назарбаева разработать госпрограмму «Нурлы жер».

В то же время значение индустриально-инновационного развития немного снизилось. Это подчеркивается тем фактом, что профильное министерство возглавил Женис Касымбек, который прежде курировал вопросы развития транспортной инфраструктуры.

По сути, в лице МОАП создано министерство высоких технологий. Как известно, оборонная и аэрокосмическая промышленность являются наиболее наукоемкими отраслями. Как свидетельствует история, военные технологии и так называемые технологии «двойного назначения» являются драйверами развития инноваций. Благодаря военным были созданы компьютер и Интернет.

Кроме того, нельзя игнорировать тот факт, что сегодня активно идут кибервойны. Четко обозначилась тенденция милитаризации киберпространства. Недостаточно просто создать систему защиты критической информационной инфраструктуры. Надо сформировать полноценные кибервойска, которые будут защищать национальные интересы Казахстана в информационно-цифровом пространстве.

Создание нового «гибридного» министерства – это ответ на гибридные угрозы войны. Связано ли это с обострением геополитической обстановки? Я бы сказал больше, это связано с обострением киберполитической обстановки.

— Насколько сильной сегодня является оборонная и аэрокосмическая промышленность в Казахстане? «Заслуживают» ли они отдельного министерства?

— Конечно же, технологические заделы в указанных отраслях промышленности у нас слабые. В военно-промышленном комплексе СССР нам отводилась специализация – производство противолодочных и противокорабельных торпед.

Некоторые высокотехнологичные производства на территории Казахстана были «перепрофилированы» в рамках программы конверсии с участием США и России. Практически все отечественные оборонные предприятия входят в состав национальной компании «Казахстан инжиниринг».

В последние годы развитию оборонно-промышленного комплекса уделяется большое значение, в Казахстане при участии иностранных партнеров налажены производства вооружения и военной техники для всех видов войск. На современном этапе важной задачей остается увеличение доли локализации производства.

Я бы не ставил вопрос в плоскости «заслуживает» или «не заслуживает» эта отрасль отдельного министерства. На мой взгляд, ВПК и аэрокосмической сферой заниматься нужно в любом случае, так как это перспективное направление. Возможно, именно посредством разработки военных технологий мы сумеем создать собственные инновации.

— Главой нового министерства стал дипломат с опытом производственной деятельности Бейбут Атамкулов. Как вы считаете, удастся ли ему сделать работу отрасли эффективной? Какие первоочерёдные шаги, на ваш взгляд,  ему следует предпринять?

— Министром назначен человек с опытом дипломатической работы в странах Юго-Восточной Азии. В этих государствах экономический рост во многом произошел за счет трансферта и адаптации зарубежных технологий, прежде всего, из Японии и Южной Кореи.

На мой взгляд, Бейбут Атамкулов на первых порах сосредоточится на развитии международного военно-технического сотрудничества, привлечении стратегических иностранных партнеров в области высоких технологий, а также на разработке системных механизмов господдержки уже существующих в Казахстане предприятий оборонно-промышленного комплекса. Думаю, ему это под силу.

Другой момент: вопросы мобилизационной подготовки, информационной безопасности и аэрокосмической деятельности «забрали» у молодых министров Куандыка Бишимбаева, Даурена Абаева и Жениса Касымбека. Наверное, это правильно. Стратегические отрасли, связанные с национальной безопасностью, надо доверять более опытным управленцам.

Что касается первоочередных шагов, то, прежде всего, нужно провести серьезную аналитическую работу для комплексной оценки состояния и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса Казахстана.

На мой взгляд, новое министерство могло бы принять следующие организационные меры.

Первое – это формирование системы трансферта иностранных военных, космических и электронных технологий в Казахстан;

Второе – создание Агентства перспективных исследований по аналогии с американским DARPA, а также  организация на его базе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с отечественными учеными и научными коллективами.

Отмечу, что определенные казахстанские научно-технические разработки в области обороны и безопасности уже запатентованы;

Наконец третьим шагом могло бы стать учреждение Национальной лаборатории по исследованию графена и сверхпроводников. Нацлаборатория позволит заложить научно-технологические основы новой наноэлектронной промышленности в Казахстане.

Для этого необходимо объединить национальные компании «Казахстан инжиниринг», «Казахстан гарыш сапары», инфокоммуникационный холдинг «Зерде» в единый национальный холдинг оборонной, аэрокосмической и электронной промышленности.

Жанар Тулиндинова (Астана)  

http://ia-centr.ru/expert/24123/

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *