Колоссальный транзитный потенциал России и Казахстана используется не полностью. Этот месседж президента России Владимира Путина, озвученный им на XIII форуме межрегионального сотрудничества в Астане, стал, пожалуй, лейтмотивом всего мероприятия. На площадках форума состоялся обстоятельный диалог между российскими и казахстанскими госчиновниками и топ-менеджерами, курирующими транспортную сферу, посвященный поиску путей развития этого потенциала, а также был подписан ряд ключевых документов.
Расти, действительно, есть куда. Ведь, как отметил Нурсултан Назарбаев, только 0,1% всех перемещаемых между Азией и Европой контейнерных перевозок приходится на казахстанско-российское направление транзита. Безусловно, это, как принято говорить в таких случаях, «не соответствует имеющемуся потенциалу».
Транзитным грузам – «зеленый коридор»
Участники Форума межрегионального сотрудничества не раз отмечали, что проблема упирается не только в строительство новых транспортных коридоров, но и в создание условий для бесперебойного прохождение грузов через пограничные посты стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В этом направлении на форуме в Астане был сделан важный шаг – Россия и Казахстан договорились пропускать через государственную границу пассажирские и грузовые транзитные поезда в безостановочном режиме — без проведения пограничного контроля.
Помимо этого странам ЕАЭС нужны логистические хабы и сервисные компании, способные обеспечить высокий уровень услуг. Очевидно, что назрела необходимость в компаниях нового типа, которые бы объединяли функции перевозчиков и логистических операторов.
Эту необходимость прекрасно осознает Казахстан, который предпринимает усилия для трансформации национального железнодорожного перевозчика «Казахстан Темир Жолы» в транспортно-логистический холдинг. В управлении компании сегодня находятся такие ключевые логистические объекты республики, как морской порт Актау, девять аэропортов Казахстана, автомобильные дороги, Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» и Свободная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота».
Вице-президент «Казахстан Темир жолы» (КТЖ) Еркин Жусанбаев, выступая на форуме, констатировал, что в связи с кризисными явлениями в экономике Казахстана и России компания столкнулась с проблемой сокращения объемов перевозок во внутреннем сообщении стран ЕАЭС. В то же время растут показатели транзитных перевозок в направлении КНР – Европейский союз – КНР. Так, в 2015 году количество контейнерных поездов, проследовавших транзитом из Китая через территорию Казахстана, увеличилось на 129%.
Это заставило компанию пересмотреть приоритеты и стратегию до 2020 года и сосредоточить усилия на росте в сегменте транзитных перевозок и мультимодальных транспортно-логистических услуг.
Результаты этих усилий не заставили себя долго ждать: в сегменте контейнерных перевозок КТЖ удалось совершить настоящий «квантовый скачок». В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия – Европа в сто раз превысит аналогичные показатели 2011 года. К 2020 году в КТЖ планируют увеличить объемы перевозок до 800 тыс. контейнеров в год. «Доля наших доходов от транзитных перевозок сегодня достигает 35%, и в перспективе мы планируем довести этот показатель до 50%», — отметил Жусанбаев.
Коллега Еркина Жусанбаева,вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Салман Бабаев также констатировал рост в 2,3 раза (с 24 млн тонн за 8 месяцев 2015 года до 56 млн тонн за 8 месяцев 2016 года) объема транзита контейнеров по направлению Китай – Европа – Китай через переход Достык.
Бабаев особо подчеркнул важность формирования единых тарифов перевозок и сервисных услуг на евразийском пространстве.
«Сегодня рынком востребованы не разрозненные предложения различных тарифов на разных участках, а целенаправленные комплексные услуги, отвечающие запросам определенного сегмента рынка», — пояснил топ-менеджер РЖД.
Единые правила железнодорожных перевозок на всей территории ЕАЭС призвана выработать Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), в которой на паритетной основе участвуют национальные железнодорожные перевозчики трех стран – России, Казахстана и Беларуси. Это РЖД, КТЖ и Государственное объединение «Белорусская железная дорога».
Как пояснил президент ОТЛК Алексей Гром, бизнес-модель компании отражает очень важный тренд современной транспортной индустрии – стремление участников рынка интегрировать свои усилия для достижения единой цели и извлечь выгоду от интеграции.
Компания предоставляет сервис на территории трех государств – Казахстана, России и Беларуси – от станции «Достык» в Казахстане до станции «Брест» в Беларуси и в обратном направлении, сообщил глав ОТЛК.
Как отметил президент ОТЛК, за два неполных года деятельности компании удавалось постоянно повышать частоту отгрузок и сокращать транзитное время. В планах компании увеличить частоту отправлений контейнерных поездов с четырех в сутки – таковы нынешние показатели – до пяти в 2017 и 14 — в 2025-м. Помимо этого в ОТЛК намерены сократить транзитное время с нынешних пяти суток – что само по себе прекрасный результат – до трех с половиной к 2025 году.
Стратегическая цель – увеличить объемы перевозок с нынешних 90 тыс. в год до 1 млн контейнеров к 2025 году.
«Представьте себе организованный контейнерный сервис, который выходит из нового терминала Хоргос и с частотой один поезд каждый полтора часа. Это очень сложная и одновременно интересная задача», — резюмировал Алексей Гром.
Дорогу осилят едущие вместе
Автомобильные перевозки также играют важную роль в формировании евразийской транспортно-логистической инфраструктуры. Ключевой проект в этой сфере – транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Как сообщил на форуме вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Берик Камалиев, казахстанская сторона практически подошла к завершению строительства своего участка магистрали – остался небольшой отрезок между Алматы и Хоргосом. В Казахстане он проходит по маршруту Актобе – Кызылорду – Тараз – Алматы – Хоргос.
А вот российская сторона несколько запаздывает с реализацией своего участка трансконтинентального коридора. По словам руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) Романа Старовойта, Россия в соответствие с международными договорами построит свой участок до 2020 года.
Старовойт обозначил маршрут прохождения трассы по территории Российской Федерации: от Санкт-Петербурга в обход Москвы с северо-востока по центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) до Владимира и Нижнего Новгорода, затем через Казань и Оренбург до автомобильного пункта пропуска Сагарчин на российско-казахстанской границе.
«В настоящее время на принципах государственно-частного партнерства осуществляется строительство скоростной автомобильной дороги общего пользования М-11 Москва – Санкт-Петербург и ЦКАД. До конца ввода в эксплуатацию ЦКАД и новой трассы Москва-Санкт-Петербург, на участке от границы с Финляндией до автомобильного пункта пропуска Сагарчин движение организовано по существующим федеральным дорогам: трассам «Скандинавия», «Россия», «Урал», «Волга», Уфа – Оренбург, Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан. Общая протяженность этого маршрута составляет 2700 км», — пояснил Роман Старовойт.
В ходе форума была также презентован альтернативной маршрут российского участка международного коридора «Западная Европа — Западный Китай» – проект «Меридиан», который пройдет южнее основного, через восемь регионов Российской Федерации, и соединит Сагарчин со Смоленском.
Председатель совета директор ЗАО «Русская холдинговая компания», реализующего этот проект на принципах государственно-частного партнерства, Александр Рязанов сообщил, что в настоящий момент концессионеры выкупили коридор шириной 100 метров, необходимый для строительства дороги. Конкурентными преимуществами этой трассы, по заверениям Рязанова, станут бетонное покрытие и отсутствие ограничения по весу автомобилей.
Российский бизнесмен считает, что благодаря реализуемому его компанией проекту сквозное движение по транспортному коридору «Западная Европа — Западный Китай» может быть открыто уже в конце 2019 года. «Это позволит сделать реальным транзитным государством и Казахстан, и Россию», — подчеркнул Рязанов.
Стоимость проезда по автодороге «Меридиан» для транзитных перевозчиков ориентировочно составит 30 центов за километр, или приблизительно 600 долларов за весь российский участок транспортного коридора.
«Платон» по-казахстански?
Еще одним многозначительным событием Форума межрегионального сотрудничества стало подписание меморандума о сотрудничестве между казахстанским «КазАвтоЖолом» и российскими «Автодором» и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое, как известно, является оператором системы взимания платы с грузового транспорта «Платон». Это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что Казахстан намерен внедрить аналогичную систему у себя.
Казахстанская сторона, действительно, проявляла живой интерес к «Платону». В особенности к его недостаткам. Россияне несколько смущено признали, что они допустили просчеты в плане информировании грузоперевозчиков, что вызвало протесты некоторой их части и негативный резонанс в медиа, однако подчеркнули, что вот уже почти год, как система успешно работает, а поступления от взимания платы с большегрузного транспорта в Федеральный дорожный фонд составили уже 13,5 млрд рублей.
Как сообщили россияне, казахстанские перевозчики активно интегрируются в систему «Платон»: из 100 тыс. нерезидентов, зарегистрированных в системе, 20% — это транспорт из Казахстана, владельцы которых внесли в систему 260 млн рублей.
Вместе с тем, казахстанских предпринимателей новость о возможном внедрении аналогичной системы насторожила. Как заметил член президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»Владимир Дворецкий, если у чиновников есть такие планы, то они должны ими поделиться с бизнес-сообществом.
Таким образом, постепенно, быть может, не так быстро, как бы хотелось, транзитные возможности Казахстана и России трансформируется из потенциальных в реальные. Как заметил на форуме президент Казахстана Нурсултан Назарбаев наши страны в этой сфере не конкуренты, а стратегические партнеры. Географического расположение – это неисчерпаемый ресурс России и Казахстана, практическое использование этого преимущества позволит придать импульс экономическому развитию обеих стран.
Жанар Тулиндинова (Астана)