Чем ближе официальный запуск месторождения Кашаган, тем больше заявок поступают от потенциальных транспортировщиков кашаганской нефти. Активность, в частности, проявляет Азербайджан, который предлагает к услугам акционеров Кашаганского проекта мощности нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан». Однако некоторые казахстанские эксперты высказывают опасения, что до Баку кашаганская нефть может и не дойти – во всяком случае, не в тех объемах, на которые рассчитывает Азербайджан.
Большие надежды
C 2020 года уровень добычи в Азербайджане позволит загрузить главный нефтепровод страны только на половину. Это обстоятельство подталкивает азербайджанскую сторону искать новых клиентов. Самый очевидный – акционеры казахстанского мегапроекта Кашаган, официальный запуск которого запланирован на конец октября нынешнего года. Ильхам Шабан считает, что на пике добычи, после 2020 года, дополнительный объем транзита нефти из Казахстана по «Баку – Тбилиси – Джейхан» может составить около 25 млн тонн.
Конечно, кашаганскую нефть до Баку надо еще транспортировать. Тут азербайджанские эксперты указывают на наиболее перспективное направление транзита – трубопровод «Ескине – Курык», который связывает поселок Ескине в Атырауской области, где находится наземная инфраструктура Кашагана, и порт Курык, откуда нефть будет направляться на танкерах в Баку.
Руководитель Центра регионального развития, декан факультета административного управления Академии управления при Президенте Азербайджана, профессор Чингиз Исмаилов, выступая недавно на видео-мосте «Баку-Астана», и вовсе предложил протянуть трубопровод от Курыка до самого Баку.
Скоро только сказка сказывается
Пикантная подробность заключается в том, что проект трубопровода «Ескине — Курык» был заморожен еще в 2011 году, в связи с задержкой начала добычи нефти на Кашагане. И о его «разморозке» речи пока не идет.
Казахстанский эксперт нефтяной отрасли в беседе с корреспондентом пресс-клуба «Содружество» на условиях анонимности высказал пессимизм по поводу перспектив этого проекта. По его мнению, он с самого начала представлял собой некоторую браваду на фоне высоких цен на нефть и больших ожиданий от Кашагана.
Действительно, компании-акционеры Кашагана — Eni, Inex и Total — владеют долью в нефтепроводе «Баку — Тбилиси — Джейхан», что позволяет им прокачивать по нему около 7,5 млн тонн в год.
Однако для того, чтобы реализовать эту возможность необходимо для начала осуществить три капиталоемких проекта, подчеркивает наш собеседник. Первый – построить сам нефтепровод «Ескине – Курык», протяженностью 750 км, стоимостью 2,5 млрд долларов. Одного строительства трубопровода недостаточно. Необходимо также возвести нефтяной терминал в порту Курык. Это второй инфраструктурный объект.
Наконец, для поставок 18 – 23 млн тонн год нефти через Каспийское море нужно создать танкерный флот. В настоящий момент порт Курык работает в режиме приема и отправки паромов. Таким образом, инвестиции в этом направлении транзита по самым приблизительным расчетам составляют 4 млрд долларов.
По мнению эксперта, сегодня, когда в Казахстане наблюдается профицит трубопроводных мощностей, особой заинтересованности в реанимации этого проекта нет.
По проторенным маршрутам
В настоящий момент есть три действующих маршрута транспортировки кашаганской нефти.
Первый, самый главный и экономически рентабельный – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), пропускная способность которого сегодня составляет 60 млн тонн в год. Во второй половине 2017 г. после работ по расширению нефтепровода его мощность будет увеличена до 76 млн тонн нефти в год. В следующем году КТК планирует прокачать в общей сложности 65 млн тонн нефти, в том числе 52,5 млн тонн — из Казахстана.
Транзит в этом направлении – самый выгодный, потому что у ряда акционеров Кашаганского проекта есть квота в КТК, и для них действует фиксированный тариф.
Есть, правда, один нюанс, на который обращает внимание наш собеседник. Компании Total, CNPC и Inpex, участвующие в разработке Кашагана, пока не располагают квотами на прокачку по КТК, а потому первоначально вынуждены будут экспортировать свои объемы по нефтепроводу «Атырау — Самара». Это второй по значимости и эффективности маршрут транспортировки кашаганской нефти.
Казахстанские компании в 2015—2016 годах использовали это направление для поставок сырья в черноморский порт Новороссийск и балтийский Усть-Луга. Транспортные расходы при поставке сырья по маршруту Атырау — Самара — Усть-Луга оцениваются в 28,25 долларов за тонну, а при прокачке по направлению Атырау — Самара — Новороссийск — в 28,12 долларов за тонну. Это относительно невысокие расценки.
Ожидается, что в следующем году прокачка казахстанской нефти по маршруту «Атырау – Самара» превысит 17 млн тонн. Речь также идет об увеличении мощностей этого трубопровода минимум на 7 млн тонн в год в том случае, если акционеры проекта Кашаган заинтересуются ростом поставок в этом направлении.
Помимо этого, наш собеседник сообщил, что казахстанская национальная компания «КазТрансОйл» и российская «Транснефть» еще в 2010 году рассматривали возможность строительства второй ветки нефтепровода «Атырау — Самара» мощностью 10 млн тонн в год.
Наконец, третий наиболее очевидный маршрут транспортировки кашаганской нефти – это казахстанско-китайского трубопровод (ККТ) «Кенкияк — Алашанькоу». Напомним, что китайской CNPC в проекте Кашаган принадлежит 8,33%. Китайская сторона намеревалась расширить пропускную способность ККТ с нынешних 12 млн тонн в год до 20 млн тонн год к 2017—2019 годам. Однако до запуска добычи на Кашагане Китай не спешит принимать соответствующее инвестиционное решение.
Помимо этого, есть еще возможности железнодорожного транспорта, хотя расходы на него почти втрое превышают тарифы прокачки в нефтепроводах.
Кашаганская нефть может попасть в Баку также через порт Актау. Но это опять-таки дорого, поскольку до Актау нефть придется везти на железнодорожном транспорте. Тариф при железнодорожных поставках нефти от станции Махамбет, находящейся в нескольких километрах к западу от Атырау, до порта Актау составляет 34,30 долларов за тонну, сообщил нам эксперт.
К тому же возможности порта Актау не столь велики — объемы перевалки здесь могут достигать 10 млн тонн в год. В настоящее время пропускная способность порта используется не более чем на 30%.
Таким образом, наш собеседник считает, что в первую очередь акционеры Кашаганского проекта будут оптимизировать действующие трубопроводные маршруты, а о реализации альтернативных маршрутов можно будет говорить только при приближении к пику добычи, когда объемы производства нефти на Кашагане достигнут 60 млн тонн в год.
Нефти будет так много, что пригодятся все мощности
Экономист, старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов также отмечает, что объемы добычи на Кашагане в ближайшие три года составят от 7 до 13 млн тонн в год, которые могут быть без проблем вывезены по имеющимся маршрутам.
«Дальнейший рост добычи потребует других направлений, которые пока технически не готовы. Это в Китай через «Кенкияк – Алашанькоу» и Азербайджан через «Ескине – Курык», — комментирует эксперт.
Относительно перспектив последнего направления Худайбергенов настроен более оптимистично, нежели наш предыдущий собеседник. «Ескине – Курык», по его мнению, начнут строить, как только будет решен вопрос с финансированием проекта.
«В связи с началом добычи опять активизировались разговоры по азербайджанскому направлению, но там нужно построить трубопровод. Дальше протягивать до Баку вряд ли будут, так как легче использовать танкеры. В целом, теперь стоит вопрос о финансировании проекта, с решением которого должно начаться строительство», — уверен старший партнер Центра стратегических инициатив.
По мнению Худайбергенова, акционеры Кашаганского проекта вынуждены будут активизировать все возможные маршруты транзита. «На Кашагане будут добывать много нефти, для транспортировки которой понадобятся мощности всех направлений», — заключает эксперт.
Жанар Тулиндинова (Астана)