«Тюркская компонента – это важный элемент в выстраивании взаимоотношений со странами Центральной Азии»

Геополитический центр «Берлек-Единство» продолжает публиковать серию интервью участников Международного круглого стола «Тюркский вектор сотрудничества России и стран Центральной Азии», который прошел 23 ноября этого года. В этот раз собеседником является эксперт Информационно-аналитического центра «Caspian Bridge» Замир Каражанов (г. Алматы, Казахстан).

Геополитический центр «Берлек-Единство» продолжает публиковать серию интервью участников Международного круглого стола «Тюркский вектор сотрудничества России и стран Центральной Азии», который прошел 23 ноября этого года. В этот раз собеседником является эксперт Информационно-аналитического центра «Caspian Bridge» Замир Каражанов (г. Алматы, Казахстан).

Можно ли отнести реализуемый Центром проект «Экспертный совет тюркских народов России» к числу значимых именно с практической точки зрения?

З. Каражанов: Конечно. Изучение тюркской проблематики на постсоветском пространстве недостаточно развито в наши дни. На протяжении 25 лет независимости Казахстан, как и другие страны центрально-азиатского региона, в основном стремился найти свое место на мировой арене. В то же время, сама близость постсоветских государств по тюркоязычному признаку несколько отошла на второй план. А ведь это, безусловно, мощнейшая основа для выстраивания позитивного и продуктивного межгосударственного диалога.

Как внешние акторы строят взаимодействие с тюркоязычными государствами Центральной Азии?

З. Каражанов: Мы видим, что у многих крупных игроков есть свое виденье интеграции стран Центральной Азии. У Китая – это концепция Экономического пояса Новый шелковый путь, у США – это Большая Центральная Азия, у Турции – это тот же ТЮРКСОЙ. В случае же с Россией, как мне кажется, все несколько иначе. Москва успешно развивает двусторонние диалоги. Конечно же, есть и примеры многостороннего взаимодействия, но такого, который затрагивал бы именно тюркскую составляющую, на сегодняшний день не наблюдается.

 Иными словами необходима консолидирующая идея, основанная на тюркском факторе? Ведь не только центрально-азиатские, но и многие российские народы идентифицируют себя представителями тюркских этносов. Как Вы считаете, что может дать тюркский фактор во взаимоотношениях России и Казахстана?

 

З. Каражанов: Безусловно, перспектива учета тюркской компоненты в выстраивании диалога с государствами Центральной Азии для российской стороны крайне выгодна, поскольку в случае возникновения деструктивных явлений в регионе (а таковые, в силу тех или иных причин, могут случиться), тюркская сторона кооперации сможет нивелировать некоторые негативные конъюнктурные моменты. Более того, как известно, не все центрально-азиатские страны являются участниками Евразийского экономического союза, несмотря на очевидные преимущества членства в объединении.

Представляется, что продвижение альтернативной идеи, основанной на культурно-гуманитарных началах, на тюркской общности позволит Москве существенно повысить значимость не только ЕАЭС, но и других интеграционных структур постсоветского пространства для тех же Узбекистана и Туркменистана. Ведь, по сути, не только культурный, но и экономический потенциал сотрудничества России со странами региона далеко не реализован. И расчет на тюркский фактор, в данном случае, позволит совместно достичь многих высот.

Беседовал руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных проектов Геополитического центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов.

http://ia-centr.ru/expert/24413/

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *