«Русских играли граждане Казахстана, а казахов – граждане России»

Фильм «28 панфиловцев» стал одним из самых ярких примеров культурной интеграции последних лет, считают казахстанские эксперты. По оценке специалистов, совместное кинопроизводство на евразийском пространстве будет нарастать.

 «Кино и люди: объединяющий большой экран» – символично, что именно эта тема была вынесена на обсуждение, в то время как в кинотеатрах демонстрируется фильм, посвященный героическим страницам общей истории. Тем более что инициаторами создания данной ленты стали общественники-активисты, а на съемки значительную часть средств собрали рядовые граждане.

Фильм «28 панфиловцев» стал одним из самых ярких примеров культурной интеграции последних лет, считают казахстанские эксперты. По оценке специалистов, совместное кинопроизводство на евразийском пространстве будет нарастать

 «Кино и люди: объединяющий большой экран» – символично, что именно эта тема была вынесена на обсуждение, в то время как в кинотеатрах демонстрируется фильм, посвященный героическим страницам общей истории. Тем более что инициаторами создания данной ленты стали общественники-активисты, а на съемки значительную часть средств собрали рядовые граждане.

— «28 панфиловцев» – значительный феномен на евразийском экономическом пространстве. О нем говорят уже с 2009 года, с тех пор, как начали собирать деньги на проект. Это первый формат народного фильма, краудфандинга («краудфандинг» – «народное финансирование», сбор средств на благотворительные и гуманитарные цели, – прим. авт.) более 35 тысяч человек, – отметил политолог Эдуард Полетаев. – Это своего рода репортажное художественное кино, где нет классических сюжетов, любовной линии… Фильм вызвал достаточно хорошие оценки критиков, хотя вряд ли можно будет говорить о том, что он станет хитом 2016 года, но, тем не менее, данный пример показывает, что можно производить вменяемые фильмы без пафоса и сумасшедших затрат.

— Пятую часть денег на съемки фильма собрали краудфандингом, еще пятую часть дали министерства культуры России и Казахстана, остальные средства – это частные деньги, их создателям фильма (специально созданной для реализации проекта студии «28 панфиловцев») нужно вернуть, – пояснил Дмитрий Шишкин, PR-директор киностудии «Казахфильм» им. Шакена Айманова.

 Бюджет фильма составил 150 млн рублей, краудфандингом собрали 35 млн рублей, уточнил представитель киностудии, которой принадлежат права на прокат ленты в Казахстане. На «Казахфильме» с замиранием сердца следят за кассовыми сборами народного фильма, поскольку инвесторы, в которых нуждается отечественная киноиндустрия, придут в отрасль только в том случае, если будут уверены в возврате вложенных средств. Народный фильм обошелся недорого, потому что «там работала группа энтузиастов». «Хотя в фильме задействованы известные актеры, они не воспринимали фильм как коммерческий проект», – рассказал Дмитрий Шишкин. Он также поведал, что на съемках фильма сложилась любопытная ситуация: русские в фильме – граждане Казахстана, а казахи – граждане России.

Если же говорить о коммерческих проектах, то, по словам PR-директора «Казахфильма», киностудия заинтересована в совместной работе с кинематографистами других стран:

— «Казахфильм» планирует расширять работу именно в сфере копродукции. Это и в финансовом плане удобно. Понятно, что если прокат осуществляется на территории нескольких стран, то финансовые возможности гораздо лучше. Сейчас у нас запущено в производство две киноленты. Закончены съемки фильма «Амре» – совместного проекта с США. Фильм об Амре Кашаубаеве, известном теноре, который открыл для мира домбру в 1925 году в Париже, сейчас находится на монтаже. В предподготовительной стадии проект с Китаем под названием «Композитор» – о жизни и деятельности китайского композитора Си Синхая. Еще у нас есть проекты с Россией и с Беларусью. Обсуждаются художественные фильмы «Шелковый путь», «Лето 41-го». Также в проекте серия документальных фильмов «Тюркские народы». Там предполагается много участников: Россия, Молдова, Украина, Иран, Турция, Узбекистан, Афганистан, Китай, Монголия, Туркменистан, Венгрия, Азербайджан.

Как отметила президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева, курс на копродукцию в киноиндустрии Казахстана идет по кривой – то вверх, то вниз. В последние три года, говорит она, наблюдался спад в сфере сотрудничества с зарубежными киностудиями.

 -Под большой я подразумеваю отражение геополитической позиции, которую занимает Казахстан — мы находимся между Россией и Китаем. И поэтому российско-казахстанские проекты в основном на тему войны и общей истории будут продолжаться. И конечно мы слышим о попытках Китая выйти и на казахстанский рынок, и на кыргызский. Появилась идея Шелкового пути. В конце концов, через несколько лет мы будем иметь несколько больших проектов на эту тему, – прогнозирует эксперт.

В отношении малой копродукции – сотрудничества с другими соседями на евразийском пространстве, в том числе в сфере кинопроката, Гульнара Абикеева считает, что активизировались региональные соседи, которые стараются выйти на казахстанский кинорынок. Так, в 2016 году в казахстанском прокате была показана картина «Моя чужая», снятая узбекскими режиссерами Едгором Насыровым и Бобуром Юлдашевым, якутские фильмы «Заблудившиеся» Алексея Амбросьева и «Мой убийца» Костаса Марсан,  в декабре выходят в прокат «Три лимона» кыргызского режиссера Нурлана Мамакеева и «Подстава» монгольского режиссера О. Эрдэнэ.

— Я не случайно все эти фильмы объединила в одну группу, хотя в одних играют казахстанские актеры, в других – нет, но визуально все эти фильмы похожи на казахстанские. Наши соседи понимают, то Казахстан для них перспективный кинорынок. Казахстанские кинематографисты и чиновники от кино нацелены на завоевание Америки и Европы, либо нацелены на Россию, — считает известный киновед. Между тем, кинорынки других стран-соседей могли бы больше заинтересоваться казахстанской кинопродукцией.

 — По моим подсчетам, речь идет о 68-70 млн человек, для которых казахстанское кино могло бы быть интересным. Но интереса к соседям у нас нет, – полагаетпрезидент Ассоциации кинокритиков Казахстана. – Мы либо хотим Европу завоевать, либо сразу Америку, ну а для начала Азию. Я раньше думала, что будет политическая воля и все произойдет само собой. Но, скорее всего, продолжатся частные мелкие попытки в создании копродукций. И когда количество перейдет в качество, возможно, ситуация начнет меняться. Именно в этом я вижу реальный интеграционный процесс.

От активности данного процесса во многом зависит судьба казахстанского кинематографа – останется ли он в пределах одной страны или выйдет на более широкое пространство. Копродукция предполагает лучшее финансирование и развитие отечественного кино. Но, помимо материальной выгоды, интеграция в сфере кино несет в себе и другие очевидные плюсы. 

— Как сказал в свое время классик советского кинематографа Эльдар Рязанов, кино объединяет людей вне зависимости от религии и национальности. И если уж мы говорим о кинематографе евразийского пространства, он во многом своим рождением и развитием обязан был такому феномену, как дружба народов Советского Союза. Между обществом и миром кино существует постоянная связь, так же как существует и определенное влияние политических и экономических сил на то, что происходит в мировом кинопроцессе. Но, на мой взгляд, кино должно быть в первую очередь искусством, которое делает мир лучше, – резюмировал Эдуард Полетаев.

Юлия Майская.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *