Специально для ИАЦ.
29 сентября 2017 г. в г. Душанбе пройдет Международная конференция «Борьба с терроризмом и экстремизмом в Евразии: общие угрозы и совместный опыт».
Накануне мероприятия корреспондент ИАЦ МГУ встретился с одним из организаторов круглого стола, Директором Центра стратегических исследований при Президенте Таджикистана. Холикназаром Худоберди.
ИАЦ: За последние несколько лет прочно утвердилось экспертное мнение о том, что страны Центральной Азии испытывают серьезные проблемы в сфере безопасности. Могли бы Вы выделить основные риски и вызовы для региона. Какие из них вызывают наибольшую обеспокоенность со стороны Таджикистана?
Холикназар Худоберди: Особую опасность для региона представляют внешние вызовы, которые, как и прежде, в основном исходят из соседнего неспокойного Афганистана, благоприятствующего разрастанию международного терроризма, религиозного экстремизма, незаконного оборота наркотиков, торговли оружием, людьми и другим преступлениями транснационального характера.
В Афганистане, как известно, реализуют свои геоэкономические и геополитические интересы мировые и региональные державы. Данный фактор на сегодняшнем этапе приобрел важный характер и полностью подчинил себе дальнейшее развитие ситуации в этой многострадальной стране.
ИАЦ: Противодействие нарастающим угрозам в сфере безопасности осуществляется как на национальном уровне, так и со стороны интеграционных структур — ОДКБ, ШОС. Насколько эффективна координация между странами региона в вопросах обеспечения безопасности? В какой мере деятельность интеграционных структур позволяет усилить потенциал противодействия новым рискам и вызовам для Центральной Азии?
Холикназар Худоберди: Только за десять лет своей активной координирующей, антитеррористической деятельности РАТС ШОС удалось добиться следующих важных результатов: Согласованы и подписаны документы, создавшие солидную нормативно-правовую основу для деятельности РАТС ШОС, в том числе:
Для эффективной борьбы и противодействия терроризму, в целях организации международного розыска лиц, причастных к террористической, экстремистской и сепаратистской деятельности на пространстве государств-членов ШОС, на базе «Списка лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера», был создан и продолжается формирование «Единого розыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС».
Налажена четкая и эффективная координация действий спецслужб, в том числе при проведении контртеррористических операций различного характера.
В связи с тем, что трансграничная преступность является неотъемлемой составляющей терроризма и экстремизма, в Организации запущен механизм сотрудничества министерств внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС по противодействию организованной трансграничной преступности и обеспечению общественной безопасности.
Компетентными органами государств-членов ШОС за десять лет выявлены и пресечены на стадии подготовки более 1000 преступлений террористической направленности, из которых более 500 планировались к совершению в местах массового пребывания людей. Осуществлялся обмен упреждающей оперативной информацией, выявлено и ликвидировано 480 баз подготовки террористов, задержано 2516 боевиков, изъято 6385 единиц оружия, более одного миллиона боеприпасов, 4290 самодельных взрывных устройств, 22500 кг взрывчатых, 23290 кг ядовитых и отравляющих веществ и иных средств преступления.
ИАЦ: По словам Президента России, наша страна высоко ценит позицию Таджикистана в решении региональных проблем безопасности, а российская военная база, функционирующая в Таджикистане, призвана обеспечить безопасность и Таджикистана, и южных рубежей России. Как Вы оцениваете текущее состояние сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в сфере безопасности? Какие направления этого взаимодействия нуждаются в усилении?
Холикназар Худоберди: Россия содействует обеспечению государственной безопасности, осуществляемой по трем основным направлениям:
На наш взгляд, следующие направления взаимодействия можно развивать действуя куда более тонко с оглядкой на будущее. А именно:
ИАЦ: Еще одна общая проблема в сфере безопасности для России и Таджикистана — тема Афганистана. На Ваш взгляд, какие изменения произошли за последний год на афганском направлении, с точки зрения влияния на ситуацию в плане безопасности для Центральной Азии?
Холикназар Худоберди: Военно-политическая обстановка в Исламской Республике Афганистан характеризуется наращиванием потенциала международных террористических организаций в провинциях Афганистана граничащих с Центрально Азиатскими государствами, активизацией вооруженных формирований Движения Талибан и утратой перспективы их политического диалога с правительственными силами. Имеющиеся данные дают основания прогнозировать дальнейшее осложнение ситуации в ИРА и возникновения угрозы распространениятеррористической активности на Центрально Азиатском направлении и РФ.
В течение текущего года наблюдалась целенаправленная концентрация вооруженных группировок «Талибан», «Исламского движения Туркестана», «ДжамоатиАнсоруллах», «Исламского Государства» и других международных террористических организаций в провинциях Балх, Кундуз, Тахор и Бадахшан, попытки создания ими здесь собственных баз и плацдарма для ведения террористической деятельности в Центрально Азиатском направлении. Особую тревогу вызывает наличие в составе названных формирований граждан государств Центральной Азии и РФ (по национальности казахи, кыргызы, узбеки, таджики, чеченцы и дагестанцы), процесс вербовки которых имеет тенденцию к расширению.
Принимая во внимание складывающуюся обстановку в северных провинциях Афганистана, а также факт возможного обострения ситуации на южных рубежах государств-членов ШОС и ОДКБ, считаем целесообразно обратить особое внимание на:
Дальнейшее развитие и процветание наших стран во многом зависит от нашей совместной деятельности, от того как мы будем обеспечивать мир и стабильность в регионе. Только общими скоординированными усилиями мы можем успешно противостоять вызовом и угрозам международной и региональной безопасности.
ИАЦ: Принятие решений на государственном уровне в рамках вопросов обеспечения региональной безопасности должно опираться на сильную аналитическую, экспертную базу. Какие возможности существуют в плане активизации экспертного диалога между специалистами из Таджикистана, России, Центральной Азии? Можно ли рассматривать предстоящую встречу экспертов в ЦСИ как начало нового этапа сотрудничества между ведущими экспертными центрами наших стран?
Холикназар Худоберди: Современная, сложная международная обстановка неукоснительно требует от государств-членов ОДКБ и ШОС создать при указанных организациях специальные аналитические Центры для своевременного исследования и анализа современных вызовов и угроз для этих стран. К сожалению, до сих пор такие специализированные центры не созданы.
Относительно нашей международной конференции, в рамках которой будут обсуждаться важнейшие вопросы безопасности региона, хочу отметить, что это замечательная инициатива российской стороны реально является началом нового этапа сотрудничества между аналитическими институтами и центрами Центрально азиатских стран. Надеемся, что в дальнейшем на основе такого сотрудничества можно будет создать специализированный аналитический Центр государств-членов ОДКБ и ШОС, который поможет своевременно предотвратить все попытки наших недругов дестабилизировать ситуацию в наших странах.