1 января в Астане начал работу Международный финансовый центр «Астана». На днях управляющий директор центра Кайрат Келимбетов встретился с главными редакторами казахстанских СМИ. Редактор Российско-казахстанского экспертного IQ-клуба задал несколько вопросов о деятельности МФЦА. Представляем вниманию наших читателей консолидированное интервью по итогам встречи.
МФЦА как территория опережающего развития
— Кайрат Нематович, планировалось, что МФЦА будет располагаться на территории выставочного комплекса ЭКСПО-2017. Вы уже освоили новое пространство?
— Напомню, что идея главы нашего государства, которая прозвучала на съезде партии «Нур Отан» в середине 2015 года, заключалась в том, чтобы на базе инфраструктуры ЭКСПО-2017 создать Международный финансовый центр «Астана». Прошедшим летом мы все с удовольствием приняли участие в выставке в Астане, которая была очень успешна и дала возможность всему миру оценить готовность Казахстана к проведению глобальных международных событий. 10 сентября ЭКСПО-2017 закончилось, после чего возникла пауза – что же будет дальше. Здесь есть две группы вопросов, на которые я хотел ответить.
Первая – что будет с выставочной территорией. Это достаточно большой новый район города Астаны. На мой взгляд, ее можно назвать территорией опережающего развития – все те новые технологии развития, которые приходят в Казахстан, будут применяться в пилотном режиме именно здесь.
Отмечу, что мы находимся в непосредственной близости к «Назарбаев Университету», который также будет представлен на выставочной территории, где совместно с акиматом города Астаны и компанией Astana EXPO будет открыт Технопарк. Здесь же, в одном из павильонов, планируется создать Центр зеленых технологий, который будет действовать при Министерстве энергетики, и Международный IT-стартап хаб, ответственный за программу Цифровой Казахстан.
Вторая и большая часть вопросов связана собственно с деятельностью Международного финансового центра «Астана». В течение 2018 года мы планируем передислокацию нашего головного офиса на территорию ЭКСПО.
Напомню, что в декабре 2015 года был принят конституционный закон, регулирующий деятельность МФЦА, в марте 2017 года были внесены поправки в Конституцию, которые создали условия для особого правового режима деятельности МФЦА.
Хотел бы обратить ваше внимание на то, что на постсоветском пространстве мы, по сути, первая страна, которая в таком объеме применила английское общее право – по сути, мировое инвестиционное законодательство – в национальном законодательстве, регулирующем деятельность в финансовой сфере.
Я не призываю вас стать специалистами в юриспруденции или английском общем праве, объясню проще: английское общее право – это правовой режим, в котором работают все финансовые организации в мире при заключении сделок и проведении транзакций. Для Казахстан это не что-то принципиально новое: правительство и Минфин и ранее применяли его в своей деятельности, выпуская евробонды или подписывая контракты в нефтегазовой сфере.
В чем привлекательность этого законодательства? Прежде всего, в том, что оно очень понятно для инвесторов. Можно сколько угодно убеждать их в преимуществе национального законодательства, но если оно не знакомо для инвесторов, то доверие рождается очень долго.
МФЦА – это территория и юрисдикция
— Кайрат Нематович, в своих прежних интервью вы немало рассказали о планируемой структуре МФЦА. Претерпела ли она изменения в процессе запуска проекта?
— Отмечу, что МФЦА – это территория и юрисдикция, которые представляют собой два этажа специального правого поля. Что находится в этой юрисдикции? Высшим органом МФЦА является Совет по управлению МФЦА, возглавляемый президентом РК. Заместителем председателя Совета является премьер-министр, члены Совета с казахстанской стороны – председатель Национального Банка РК, министр финансов, министр национальной экономики и я. С международной – президент Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти, председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф, генеральный директор компания «Яндекс» Аркадий Волож и GP Morgan Chase International Джейкоб Френкель.
Таким образом, международный по своему составу Совет представляет собой своеобразный парламент по управлению МФЦА.
Следующий уровень – управляющий, представленный Администрацией МФЦА, Комитетом по регулированию финансовых – отмечу, что у МФЦА отдельный, независимый от Нацбанка РК и автономный регулятор, также работающий в рамках английского законодательства – а также Судом МФЦА. В конце прошлого года девять судей МФЦА принесли присягу главе государства. Это опытные судьи, которые работали в юрисдикции англосаксонского права – в Великобритании, Гонконге, Катаре и т.д., люди с большим международным опытом работы. Также запущен отдельный Международный арбитражный центр. Все эти институты созданы в соответствие с Планом нации по реализации пяти институциональных реформ «100 конкретных шагов». Наконец, создана биржа МФЦА, которая активно заработает в первой половине этого года. Акционерами биржи являются компании NASDAQ и Шанхайская фондовая биржа.
Штатная численность всех этих институтов составляет 200 человек. В настоящий момент идет процесс комплектации этих структур – мы набираем людей в биржу, в регулятор, в другие организации.
Но эти органы – это лишь малая часть МФЦА, мы предполагаем, что на территории финансового центра будут размещены международные компании. На какие компании мы, прежде всего, рассчитываем?
У нас есть пять основных направлений работы – управление активами, управление благосостоянием частных лиц, рынок капиталов, исламское финансирование и новые финансовые технологии. Это наиболее современные отрасли финансового рынка, которые мы планируем развивать в МФЦА.
Также отмечу, что у нас есть три больших измерения работы. Будучи региональным финансовым хабом мы ориентируемся на Евразийский экономический союз, затем на Центральную Азию, наконец, третье измерение нашей деятельности – это инициатива «Один пояс – один путь», которая, мы надеемся, придаст импульс работе центра.
— Когда же ждать полноценный запуск МФЦА?
— Глава государства во время своего недавнего визита в США и в своем видеообращении к участникам Всемирного экономического форума в Давосе пригласил мировых инвесторов принять участие в международной презентации финансового центра «Астана», которая состоится 4-5 июля нынешнего года в Астане, на территории ЭКСПО. Эта презентация станет одним из мероприятий в рамках празднования двадцатилетия столицы.
Полагаю, эта презентация станет своеобразной тусау кесер церемонией для МФЦА, которая придаст толчок дальнейшей деятельности центра.
Таким образом, весь 2018 год займет процесс регистрации компаний, запуск биржи, начало деятельности суда, арбитражного центра, а также Экспат Центра МФЦА, который будет работать по принципу одного окна и позволит сделать процесс прохождения визовых и регистрационных процедур для инвесторов простым и удобным. По нашим расчетам, до конца года мы полностью выйдем на проектную мощность МФЦА. Одновременно с этим, с 1 января 2019 года, мы передислоцируемся на территорию ЭКСПО, как и планировалось ранее.
У международных инвесторов есть огромный интерес к МФЦА
— Кайрат Нематович, прошел относительно небольшой отрезок времени между возникновением идеи создания МФЦА и ее реализации и запуском работы центра. Как бы вы оценили осведомленность международных инвесторов о деятельности МФЦА, их заинтересованность принять участие в его работе? Как известно, на площадке биржи МФЦА состоится IPO таких национальных отраслевых лидеров как «Эйр Астана», «Казатомпром», «Казахтелекома» и т.д. Проявляют ли интерес к покупке акций этих компаний зарубежные инвесторы?
— Отмечу, что осведомленность международных инвесторов и об МФЦА, и о программе приватизации казахстанских национальных компаний растет с каждым днем. Как показали опросы международных инвесторов, самым важным условием для их прихода на рынок капитала той или иной страны является стабильность и ясность законодательства. Эту стабильность и ясность законодательства обеспечивают около 50 законов, принятых при МФЦА, помимо рамочного Конституционного закона «О Международном финансовом центр «Астана». Это те же законы, которые действуют в Лондоне, Дубае, Гонконге и Сингапуре – о создании компании, о регистрации компании, о банкротстве компании, о платежах и др. Они идентичны тому, что есть в лучшей мировой практике.
Что касается приватизации. Как вы знаете, и в Плане нации «100 шагов», и в Послании 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» МФЦА обозначен как основная платформа для IPO национальных компаний. Напомню, что на IPO будут выведены компании, принадлежащие государству и управляемые сегодня Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына». В 2018 году в первую очередь планируется рассмотреть приватизацию трех компаний – «Эйр Астаны», «Казатомпрома» и «Казахтелекома». На торги будут выставлены существенные пакеты акций – не менее 25%. В последующем будут приватизированы такие компании, как «КазМунайГаз», «Казахстан Темир Жолы», «Самрук Энерго» и некоторые их дочерние организации.
В совокупности эти компании составляют 35% национального ВВП – это серьезная часть экономики. Как известно, перед правительством РК стоит задача по сокращению доли государства в экономике, чтобы дать возможность частным инвесторам стать акционерами национальных компаний, повысить прозрачность и эффективность их управления и, совместно с инвесторами, увеличить их экономическую стоимость.
Таким образом, в нынешнем и в следующем году ФНБ «Самрук-Казына», совместно с национальными компаниями, с KAZAKH INVEST и МФЦА, будет проводить кампанию по освещению возможностей приватизации в Казахстане или иными словами роуд-шоу нацкомпаний. Мы рассчитываем на интерес инвесторов из Юго-Восточной Азии, евразийского пространства, Европы и США.
Таким образом, детальное знакомство инвесторов с условиями проведения приватизации и деятельности МФЦА – это задача двух предстоящих лет.
Могу от себя отметить, что на сегодняшний момент у международных инвесторов есть огромный интерес к возможностям МФЦА. В их глазах мы являемся сердцем проекта Экономического пояса Шелкового пути, по сути, все обозначенные выше компании так или иначе завязаны на восстановление Шелкового пути. В рамках проекта будет проложена не только единая физическая, но и цифровая инфраструктура. И если посмотреть на компании Фонда «Самрук-Казына» с этой точки зрения, то это компании, которые осуществляют связь между европейским и азиатским рынками посредством железнодорожного и авиационного транспорта, а также являются важнейшими поставщиками ресурсов не только на рынки Китая и ЕАЭС, но и европейского континента. Полагаю, что акции наших национальных компаний будут очень интересны, по поводу них будет большая дискуссия между крупными инвесторами. И чем выше будет интерес, тем с большей пользой мы их реализуем и тем более серьезных инвесторов привлечем.
Арбитражные центр при МФЦА будет доступен для всех
— Каким будет механизм регистрации инвесторов в МФЦА? Что они должны сделать для начала работа на этой площадке – выкупить акции, вложить деньги, разместить здесь офисы? На какого инвестора ориентируется МФЦА – на крупные транснациональные компании, которые и так способны защитить свои интересы, если что-то пойдет не так. Или на средних массовых инвесторов? Как известно, у этой категории бизнесменов в Казахстане возникали проблемы – достаточно вспомнить случай с молдавским предпринимателем Анатолием Стати, который судился с казахстанским правительством. Вы упомянули, что их интересы будет защищать суд МФЦА и арбитражный центр. Смогут ли они полноценно заменить международный арбитраж? Удастся ли этим структурам сохранить объективность и независимость и вынести решение против правительства Казахстана на территории Казахстана?
— Как инвесторы могут входить в МФЦА? Первый и самый понятный механизм – это участие в IPO. Соответственно, инвестиционные и брокерские компании, которые пожелают стать маркетмейкерами и инвесторами этого процесса, могут зайти в МФЦА. Не дожидаясь этого, наш регулятор начнет регистрировать их и предоставлять им лицензии.
Есть два типа компаний, которые мы ждем. Первый – это финансовые и инвестиционные компании, банки, хедж-фонды, деятельность которых мы будем регулировать.
Вторая часть компаний – это компании, которые предоставляет сервисы и услуги – консалтинговые, аудиторские, риэлторские и др. — для первого типа участников финансового центра.
В настоящий момент к нам поступило около 20 заявок, полагаю, что до конца года их количество составит больше ста. Уверен, что к третьем-пятому году существования МФЦА количество участников будет расти по экспоненциальной кривой. Это компании, которые выбирают юрисдикцию МФЦА, для того, чтобы работать не только на территории Республики Казахстан, но в трех охватываемых нашим центром диапазонах – ЕАЭС, Центральной Азии и проекта «Один пояс – один путь».
Мы рассчитываем на то, что это будут не только крупные, но и средние и малые компании. Как раз таки приток средних и малых компаний, особенно в технологической сфере, – это то, в чем нуждается сегодня Казахстан. Условия у нас созданы равные для всех.
Как известно, представители крупных транснациональных компаний в Казахстане входят в Совет иностранных инвесторов при президенте РК, могут встречаться с главой государства, отстаивать свои права в рамках специальных контрактов.
Но сегодня МФЦА создает условия и возможности, при которых любая средняя и малая компания, скажем, из Германии, Японии, Китая или Малайзии сможет прийти на рынок Казахстана, потому что их права надежно защищены системой международного права.
Очень часто задают вопрос: а как нам поверить, правда ли это, или это «замануха», которая не будет работать.
Еще раз повторюсь: мы создали две структуры: суд МФЦА, в составе которого есть две инстанции – первая и вторая апелляционная. Судьи МФЦА – это люди с репутацией и совокупным опытом работы 30-40 лет в международных судах. Возглавил Суд МФЦА лорд Гарри Кеннет Вульф, бывший верховный судья Англии. У них нет никаких оснований изменить своей репутации. Думаю, что у нас есть всё для справедливого оправления правосудия – и законы, и институты, и судьи. Таким образом, с кем бы не вели тяжбу участники процесса – в том числе казахстанскими государственными органами – суд будет руководствоваться только буквой и духом закона.
Отмечу, что до сегодняшнего дня во всех контрактах, которые подписывались в Казахстане, – будь то министерства, частные или государственные компании – была отсылка на то, что в случае возникновения проблем арбитраж будет в Лондоне, Стокгольме, Сингапуре и т.д. Сегодня мы создали все условия для того, чтобы арбитраж при МФЦА стал полноценной заменой международным судам, причем не только для участников МФЦА и казахстанских компаний, но и для всего региона – в том числе России, западного Китая, стран Центральной Азии и Кавказа.
Хотел бы пояснить очень важный момент – услуги суда будут доступны для всех участников МФЦА, и для тех сторон, которые пожелают в своем контракте указать МФЦА. Арбитражный центр доступен для всех. Компания может не быть участников МФЦА, но вправе подать жалобу в арбитражный центр финансового центра «Астана».
Продолжение следует
Записала Жанар Тулиндинова (Астана)
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.