Молодёжь России, Казахстана и Кыргызстана будет обучаться информационной аналитике

А есть ли жизнь без информационной аналитики? Этот вопрос стал поводом для дискуссии в рамках Молодёжно-экспертного брифинга «Как работают современные медиа: инструменты развития аналитических навыков у молодых экспертов и журналистов», прошедшего 28 сентября 2021 г. Организатором брифинга выступил Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия).

Эффективная скоростная аналитическая работа строится вокруг информации. Причем этот тезис актуален для любой профессиональной или образовательной деятельности. Пренебрежение информационно-аналитической грамотностью создаёт проблемы в становлении будущих специалистов-регионоведов, политологов, международников и управленцев.  Неумение проводить качественный информационно-аналитический обзор нередко становится преградой карьерного роста сотрудника. Особенно это касается молодых выпускников высшей школы, не имеющих опыта работы и не закрепивших в процессе обучения знания и навыки информационной аналитики.

А есть ли жизнь без информационной аналитики? Этот вопрос стал поводом для дискуссии в рамках Молодёжно-экспертного брифинга «Как работают современные медиа: инструменты развития аналитических навыков у молодых экспертов и журналистов», прошедшего 28 сентября 2021 г. Организатором брифинга выступил Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия).

По мнению большинства спикеров, информационная аналитика охватывает все компании и сообщества в глобальном мире, но проводят её качественно и на постоянной основе далеко не все. Многие довольствуются уже готовой аналитической продукцией или надеются на массовые решения на основе интуиции. 

 

ЕАЭС, ОДКБ и СНГ нужны единые подходы к информационно-аналитической деятельности

 

Модерировал мероприятие аналитик Центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов. Открывая международную дискуссию, он поделился планами организации на будущее: 

«Тема заявленного международного брифинга, посвящённая аналитике, медиа и коммуникациям, уже давно изучается нашим коллективом. Центр «Берлек-Единство» продолжает активную работу по формированию востребованных навыков и компетенций у молодёжи из России и Центральной Азии.

И, по сути, сегодняшнее мероприятие анонсирует те интересные проекты, которые мы планируем запустить уже в начале нового 2022 года. Забегая вперёд, скажу, что сейчас мы готовим заявку на конкурс президентских грантов России с проектом «Школа информационной аналитики «ФейкНет», основанном на наших авторских разработках».

Презентацию тренинг-пособия «Информационная аналитика для студентов социально-гуманитарных образовательных программ» провел Артур Сулейманов.  Политолог Центра «Берлек-Единство» рассказал, какие результаты рассчитывает получить организация от продвижения пособия в образовательно-гуманитарном пространстве России и Центральной Азии:

«В вузах России и Центральной Азии сложились схожие методики обучения информационным технологиям и аналитическим навыкам, со своей спецификой и особенностями. Поэтому в первую очередь мы хотим консолидировать имеющийся опыт и получить свежий взгляд на образовательные технологии, чтобы вместе с вами прокачать аналитические навыки наших студентов. Такая работа может дать удивительные результаты — высветить проблемы и сделать явным то, что остаётся за скобками практико-ориентированного обучения.

Более того, нужны единые подходы к информационно-аналитической деятельности ЕАЭС, ОДКБ, СНГ. Это, действительно, сложный вопрос поскольку он охватывает сферу цифровизации, защиты данных и систему шифрования. Не говоря уже о том, что информационно-аналитический обмен без цифровой коммуникации государств будет не полным. В конечном счёте всё сводится к формированию интегрированной информационно-аналитической системы, построенной на принципах доверия и защиты цифрового суверенитета стран. Постепенное решение этого вопроса позволит нам продвинуться вперёд в технологическом плане, синхронизировать планы и действия по обеспечению информационной безопасности.    

Директор Центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев рассказал, как аналитическая подготовка ускоряет современное образование и позволяет студентам экономить время и другие ресурсы, необходимые для принятия решений в многозадачном мире:

«Важность изучения аналитических инструментов студентами-гуманитариями обусловлена несколькими причинами. Во-первых, аналитика позволяет принимать решения, опираясь на объективную информацию и данные, а не на интуицию или личный опыт. Более того, умение применить междисциплинарные навыки – это сегодня не является чем-то заурядным, и скорее демонстрирует обучаемость и профессиональную гибкость молодого специалиста. 

Во-вторых, аналитическая грамотность делает нас более востребованными. Этот пункт особенно важен для тех, кто хочет заметно вырасти в рамках своей специальности, стать руководителями высшего или среднего звена».   

 

Новые правила игры глобального информационного пространства

 

Заведующая кафедрой «Международные отношения» Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики Айнур Джоробекова в своем отзыве на тренинг-пособие команды Центра «Берлек-Единство» отметила, что востребованность медиа-аналитических soft-skills растет с каждым годом. Однако, по её словам, гуманитарные образовательные программы подготовки молодых специалистов откликаются на эти тенденции не так быстро, как того требует современный информационный мир:

«Молодёжь наших государств сегодня живет на пересечении двух миров: традиционного реального, и нового для наших поколений виртуального пространства. При этом если «миллениалы» входили в эту среду постепенно, то «зумеры» с рождения чувствуют себя комфортно в условиях фиджитал-мира. Однако новые правила игры глобального информационного пространства формирует серьезнейшие риски для нашего общества.

Например, до сих пор не все молодые люди владеют банальными навыками фактчекинга и верификации информации. Это порождает множество мифов вокруг актуальных социальных процессов. Та же пандемия сопровождается огромным объемом диаметрально противоположных по смыслу мнений и новостей.

В связи с этим представители высшей школы сегодня вынуждены разрабатывать новые стандарты обучения молодых специалистов. Говоря о Дипломатической академии МИД КР, тоже могу обозначить, что с нового учебного года студенты-международники будут впервые изучать информационную аналитику, как важнейший аспект профессиональной деятельности. Особенно отрадно, что уже сейчас благодаря инициативам Центра «Берлек-Единство» у наших студентов есть образовательно-методическая база в виде презентованного тренинг-пособия».

 

С похожими проблемами сталкиваются преподаватели и молодёжь Республики Казахстан. Так, заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Айгерим Оспанова отметила, что методические разработки коллектива Центра «Берлек-Единство» будут востребованы в образовательных программах для казахстанских студентов:

«Хочется надеяться, что представленное пособие будет в некотором смысле настольной книгой наших бакалавров и магистрантов. Для того, чтобы регионоведы вели качественную аналитику социально-экономических и политических процессов в странах специализации важен навык фильтрации непрерывного контента.

Опора на обучение прикладным навыкам сегодня становится одним из главных конкурентных преимуществ каждого вуза постсоветского пространства. И это является ответом на сравнительно новые риски современного цифрового мира. Пропагандируя и внедряя инструменты информационной аналитики в образовании, мы нивелируем несколько актуальных угроз. Во-первых, такая работа способствует формированию критического мышления среди молодых людей. Во-вторых, подспудно решаются проблемы искажения фактов и манипулятивного воздействия громких инфоповодов. Наконец, в-третьих, всё это способствует преодолению негативных остросоциальных явлений радикализма. Как и коллеги из Кыргызстана, мы также анонсируем новые дисциплины области информационной аналитики для востоковедов и регионоведов нашего университета».

 

Единственное что мы можем противопоставить фейкньюс — образование и просвещение молодёжи

 

По мнению спикера и эксперта из Кыргызской Республики Полины Беккер, фейкньюс оказывают огромное влияние на все социальные процессы в государствах СНГ и ЕАЭС. По мнению спикера, примером может служить медийный фон вокруг трудовой миграции:

«Ни для кого не секрет, что Россия выступает главным реципиентом трудовой миграции среди стран Содружества. Однако этот фактор часто используют в негативном ключе самые разные политические деятели и интересанты. Некоторые общественники и фиктивные правозащитники транслируют тезисы о притеснении трудовых мигрантов, живущих в России. Это быстро подхватывают СМИ, формируя соответствующий негативный имидж мигрантов (особенно из Центральной Азии).

Тем не менее, чаще всего мигранты интегрированы в экономику и общество, хорошо ассимилируются в российских городах. Более половины приезжающих на заработки людей говорят о положительном отношении со стороны коренных жителей. Также по данным статистики и социальных опросов, более 80% россиян не испытывают никой неприязни к мигрантам. Тем не менее, на суд общественности часто выносятся бытовые конфликты, что и формирует негативный имидж мигранта. И здесь популяризация навыков информационной аналитики важна особенно».

 

Дискуссию продолжил доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение» Уфимского государственного нефтяного технического университета Камиль Ахмадеев. По его словам, искажение фактов нельзя назвать новым явлением, но именно сегодня процессы распространения ложных новостей молниеносны:

«Более половины интернет-пользователей используют социальные сети в качестве главного источника информации. К тому же каждый человек может участвовать в формировании медиа-повестки. И соответственно, манипулировать новостным форматом стало максимально просто, что подрывает саму информационную систему. К примеру, СМИ, новостные порталы и даже эксперты (в том числе представители вузов) уже не пользуются доверием у рядовых потребителей контента. Гораздо чаще интернет-пользователи ориентируются на мнение друг друга, игнорируя аналитические и экспертные оценки тех или иных событий.

Примеров тому множество, и целеполагание фейкньюс также разное. Иногда это манипуляция общественным сознанием в политических целях, а иногда задачами трансляторов искаженной информации может служить дестабилизация ситуации в стране или регионе. Тем не менее, единственное что мы можем противопоставить этим процессам — образование и просвещение молодёжи».

 

Независимый эксперт из г. Алма-Ата Замир Каражанов обратил внимание участников мероприятия на негативную сторону термина «преемственность»:

«В последнее время мир очень сильно изменился, также поменялась и информационная среда. Если раньше основным источником информации была печатная продукция (газеты, книги и т.д.), то сейчас на первом месте интернет, при помощи которого мы не только получаем информацию, но и обрабатываем ее, а также строим свои выводы.

Таким образом, сегодня очень важно не только иметь доступ к информации, но уметь грамотно ее обрабатывать. Мы живем в эпоху фейков, которая пришла на смену «желтой прессе». Безусловно, распространение не подтвержденной информации – это неприемлемая тенденция. Однако, как и «желтая пресса» прошлого, специализирующиеся на распространении фейкньюс информационные источники активно привлекают аудиторию за счет затрагивания резонансных, интересных для населения инфоповодов».

 

Ожидаемо особое внимание спикеров было уделено презентации тренинг-пособия «Информационная аналитика для студентов социально-гуманитарных образовательных программ». Участвующие в мероприятии представители экспертно-аналитического и научно-академического сообществ пришли к выводу о целесообразности использования подготовленного Центром пособия в рамках образовательного процесса.

В этой связи отметим наиболее ключевые выводы коллективной дискуссии:

1. Сегодня нельзя игнорировать необходимость обучения молодежи навыкам обработки информации, поскольку зачастую именно неверно воспринятое новостное сообщение может привести к возникновению необоснованного обоюдного негатива и, как одно из возможных продолжений, насилия по отношению друг к другу или же третьей стороне.

2. Необходимо проработать вопрос разработки аналогичного тренинг-пособия для более молодых поколений. Оптимальным представляется сценарий, при котором молодой человек сызмальства будет обучаться адекватной оценке информации.

3. Вслед за регулярно меняющейся повесткой дня, в том числе и в мире медиа, следует систематически обновлять и модернизировать тренинг-пособие, подводя его к тем форматам работы с медиа, которые популярны среди современной молодежи.

 

 

 

 

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»

Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа

berlek-edinstvo@mail.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *