Казахстан, ныне занимающий ведущие позиции по многим социально-экономическим показателям в СНГ, вступил в этап независимого развития с не самыми лучшими исходными данными. По сути, двадцать пять лет назад он представлял собой одну сплошную зону рисков: экономических, политических, этноконфессиональных.
В экономике абсолютно преобладала добывающая промышленность и военно-промышленный комплекс, обслуживающие общесоюзные интересы. К началу 1990-х годов лишь 8% экономики республики находились под ее прямым контролем. Остальные 92% были в ведении союзно-республиканских ведомств и союзного центра. В том числе более 50 заводов военно-промышленного комплекса.
В республике практически отсутствовало промышленное производство готовой продукции. Сырье, добываемое в Казахстане, направлялось для переработки за пределы республики. Именно поэтому распад Советского Союза, сопровождавшийся разрывом торговых и производственных связей, имел тяжелые последствия для экономики Казахстана. В начале 90-х остановились многие предприятия на территории республики. Экономический коллапс сопровождал системный социальный кризис. Безработица, галопирующая инфляция, задержки пенсий и зарплат бюджетников выявили неспособность унаследованной системы управления решать насущные экономические и социальные задачи.
Немало рисков было связано со сложной этноконфессиональной структурой казахстанского общества. По данным переписи 1986 года, на территории Казахстана проживали представители 126 национальностей, при этом казахи составляли всего 40% населения. В первой половине 90-х годов республику покинуло более 2,4 миллиона человек, в основном представители славянских национальностей. В этот период на фоне военных действий в Нагорном Карабахе, грузино-абхазского конфликта, кровопролитной гражданской войны в Таджикистане некоторые зарубежные аналитики прогнозировали, что и Казахстан не избежит столкновений на этнической и религиозной почве, а его многонациональность и геополитическое положение станут препятствием для построения устойчивого государства.
Однако эти прогнозы оказались ошибочными, поскольку отличительной чертой казахстанского государства стала именно политическая стабильность. Это, в частности, подчеркивает политолог,главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев:
— Казахстану в отличие от других стран постсоветского пространства удалось избежать конфликтов на национальной и религиозной почве, а также политического радикализма и терроризма. Тогда как абсолютное большинство республик бывшего Советского Союза не миновали этого, — говорит политолог. — В основе внутриполитической стабильности Казахстана лежит, конечно же, как традиционный менталитет казахстанского народа, так и взвешенная, мудрая, равноудаленная политика республиканского руководства. Здесь хотелось бы напомнить, что одна из первых книг казахстанского президента называлась «Без правых и левых». Именно эта формула была положена в основу государственной политики Казахстана в период независимости, и именно благодаря ей страна не допустила крайностей ни в экономике, ни в политике, ни в конфессиональной, ни в национальной, ни в законодательной сферах.
Основой политической и экономической стабильности в Казахстане, безусловно, стал институт президентства, оформившийся в первой половине 90-х годов после роспуска двух Верховных Советов – XIIи XIIIсозыва – и принятия Конституции 1995 года, установившей модель президентской республики. Хотя в адрес этого института нередко звучала критика, связанная с такими его издержками, как концентрации власти и закрытость политической системы, на том историческом этапе он стал ведущей силой преобразований в политике, экономике и обществе.
К 1993 году в Казахстане наметилось противоречие между модернизационным курсом исполнительной власти во главе с президентом и законодательной властью, сопротивлявшейся реформам и стремившейся законсервировать устаревшую модель экономики. Необходимость трансформации политико-экономической модели республика требовала непопулярных и болезненных реформ, однако законодательный орган тормозил их проведение. К примеру, за год работы, с марта 1994 года по март 1995, Верховный Совет XIII созыва принял всего семь законов, тогда как ухудшающееся экономическое положение требовало мер оперативного реагирования.
В период с марта по декабрь 1995 года – после роспуска Верховного Совета XIIIсозыва и избрания нового двухпалатного Парламента ответственность за управление государством и реформы взял на себя президент Нурсултан Назарбаев. В этот период он принял 132 указа, имеющих силу закона, в том числе такие ключевые, как «О земле», «О недрах и недропользовании», «О нефти», «Об иностранных инвестициях», «О Национальном банке», «Об акцизах», «О банкротстве». Эти основополагающие законодательные акты ускорили рыночные реформы, способствовали либерализации и разгосударствлению экономики, создали условия для развития предпринимательства.
Таким образом, именно институт президентства, и персонально лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев стал инициатором экономических преобразований и социальной модернизации и гарантом их необратимости. В то время как имелись силы, которые были бы не прочь обратить время вспять. Достаточно вспомнить противостояние, возникшее в 2003 году между правительством и парламентом при принятии Земельного кодекса, который предусматривал введение частной собственности на сельскохозяйственные земли.
Жанар Тулиндинова.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22727/