В конце февраля казахстанский политологический Центр «Евразийский мониторинг» провел экспертную дискуссию по проблемам межэтнического и межконфессионального диалога в Казахстане, связав эту тему с проблематикой политической стабильности на государственном уровне.
Причина обращения к данной проблеме вполне очевидна – накануне парламентских выборов экспертное сообщество РК стремится проанализировать основные тренды развития политической ситуации в стране, определить зоны риска и окна возможностей для дальнейшего развития системы.
Не случайно, что в качестве основного спикера был приглашен известный политолог Сергей Масаулов, которого хорошо знают на киргизских и российских экспертных площадках. А теперь международный эксперт стал частым гостем и у казахстанских коллег, во многом благодаря фундаментальному, системному подходу к оценке и анализу политических процессов, происходящих на постсоветском пространстве.
Примечательно, что среди участников круглого стола были не только журналисты и эксперты, но и активисты ряда политических партий, которые готовятся к выборам 20 марта. Дискуссия, таким образом, имела не только сугубо научный, но и в какой-то степени практический смысл.
Что же можно сказать по итогам прошедшего обсуждения. Прежде всего, очевидно, что фактор сохранения межэтнической стабильности является краеугольным камнем для сохранения устойчивости всей политической модели РК. Это не просто дань признания особому статусу АНК или деятельности многочисленных национально-культурных обществ, это объективная оценка эффективности всей конструкции межэтнического и межконфессионального диалога.
Здесь очень важно отметить, что казахстанская модель межэтнического согласия не находится в статичном формате, а реагирует на меняющиеся внешние условия, возникновение новых рисков в этой сфере. О чем свидетельствуют последние решения руководства РК на этом направлении. Поэтому содержание и инструменты поддержания межэтнического согласия за последние 25 лет претерпели глубокую эволюцию, что и отметил Сергей Масаулов, ретроспективно очертив курс движения страны от Казахстана советского к Казахстану модернистскому.
Конечно, этот процесс не может идти абсолютно гладко и безболезненно. Особенно, если учитывать внешние факторы воздействия на религиозную сферу, где налицо острый дефицит грамотных специалистов, способных противостоять попыткам внедрения в сознание молодежи радикальной идеологии. И, конечно, можно согласиться с Б,Байкадамовым в том, что система эффективной государственной политики в сфере межэтнических отношений должна сопровождаться не менее ответственными шагами власти в сфере экономических и политических реформ.
Однако нельзя не отметить, что за последние годы именно в Казахстане мы видим целый ряд принятых на государственном уровне программ, реализация которых и является ответом на перечисленные выше вызовы и риски. Именно на этом аспекте и делает упор С.Масаулов в своем выступлении, когда отмечает такие вехи как Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, принятую в декабре 2015 года, различные социальные инновации, такие как День благодарности, Закон «О политических партиях», который четко проводит принцип деполитизации межэтнических отношений.
Вопрос о том, достаточно ли этих мер для сохранения устойчивости и стабильности казахстанской политической системы, на мой взгляд, не вполне корректен на уровне экспертной дискуссии. В такой постановке вопроса, ответ может дать только время. Но если говорить о текущей политической ситуации в РК, то даже на уровне программ политических партий, участвующих в выборах можно заметить единство позиций в одном вопросе – любой ценой необходимо сохранить межнациональное согласие в стране. Пожалуй, это и есть ответ на вопрос, какую роль играют в современном Казахстане межэтнический и межконфессиональный диалог.