В России с большим вниманием наблюдают за проведением досрочных парламентских выборов в Казахстане.Это можно объяснить заинтересованностью Москвы в стабильном развитии политических процессов у стратегического партнера, отношения с которым отличаются прочностью контактов на самом высоком уровне и многоплановым сотрудничеством.
Казахстан и Россию связывают тесные исторические и культурно-гуманитарные связи, которые служат прочной основой для геополитического и экономического взаимодействия.
В России высоко ценят вклад Казахстана в развитие интеграционных процессов на Евразийском пространстве. Не секрет, что республика является идеологом и локомотивом евразийской интеграции. Символично, что именно в стенах МГУ им. М.В.Ломоносова в 1994 году Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым была предложена идея по созданию Евразийского союза.
Спустя 20 лет удалось воплотить в жизнь эту инициативу, на практике запустив евразийскую экономическую интеграцию. Сегодня Астана и Москва координируют свою деятельность на таких региональных и глобальных площадках как Евразийский экономический союз.
Дальновидность лидера Казахстана заключается в том, что еще в начале 1990-х годов он как будто бы предрек стремительное нарастание на рубеже XX и XXI столетий процесса глобализации – принципиально нового тогда явления мировой истории.
Сегодня мы являемся свидетелями того, как усиление торгово-экономических связей государств и роста объемов трансграничной и внутренней торговли, а также транзитных грузопотоков влияют на ситуацию в мире, и на евразийский регион в частности. Подобные процессы сопровождаются усилением международной и региональной экономической интеграции.
Мэйнстримом развития мировой экономики вот уже несколько десятилетий стали глобализация и интеграция. Причем это не просто умножение и усложнение межгосударственных и международных экономических связей, которые развиваются не одну тысячу лет. Это качественный, революционный скачок формирования единого планетарного сообщества, на уровень которого переносится решение глобальных проблем, определяющих судьбу человечества, будущее каждого государства и народа.
Процессы глобализации являются закономерным этапом динамики общества, т.к. они объективно обусловлены, их невозможно повернуть вспять. Они находят выражение во всех сторонах жизни планетарного сообщества как единой, целостной системы.
Имея объективные основы и открывая новые возможности для мирового сообщества, глобализация в то же время рождает острые проблемы и противоречия. Об этом Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил еще в сентябре 2000 года в своем выступлении на саммите тысячелетия ООН. Он совершенно ясно говорил, что решение взаимосвязанных демографических и экологических проблем невозможно в рамках национальных государств или их региональных объединений. Это общепланетарные проблемы, требующие глобального подхода, объединения усилий всего человечества. Радикальные перемены произошли в геополитическом пространстве. На смену противостоянию двух мировых систем пришло взаимодействие локальных цивилизаций формирующегося четвертого поколения.
Поэтому не случайно, что глобализация находит свое выражение в усилении и ускорении процессов интеграции. Эти процессы находятся в центре внимания Казахстана и его лидер еще в середине 1990-х годов в своей книге «Евразийский союз: идеи, практика, перспективы» писал: «Уверен: вариантов не существует – только глобальная интеграция, в первую очередь на евразийском пространстве. Это отвечает интересам всех наших народов и стран. Это единственный путь защиты от окончательного развала и единственная гарантия от возможных геополитических катастроф и социально-политических катаклизмов. Весь мир сегодня стремится к интеграции, к объединению усилий, к разумному регулированию отношений. Перед нами опыт Европейского сообщества, Лиги арабских государств, Австралийского союза, объединений южноамериканских стран и стран Тихоокеанского региона, многих других сообществ. Все они развиваются и укрепляют свои отношения, все время ищут и находят взаимоприемлемые решения и от этого только выигрывают в мировом сообществе, на мировом рынке. Мы должны извлечь уроки из их истории и практики, понять наконец, что вхождение какой-либо страны в мировое сообщество сегодня невозможно в одиночку».
Сегодня формулой прогресса современного геополитического пространства является интеграция государств на основе взаимоуважения и равноправия, с сохранением политической независимости и сложившегося культурного своеобразия суверенных государств в противовес кризисным явлениям и хаосу.
В этом смысле интеграционные инициативы Казахстана выглядят еще более привлекательными, т.к. даже в условиях кризиса Астана не просто не отказывается от экономических реформ, но, скажем больше, всячески форсирует их. Казахстан как бы подтверждает истину, что кризис способен подталкивать экономические реформы. Главное вовремя принять правильные решения.
В этих целях с 1 января 2016 года в Казахстане взят курс на модернизацию экономики – начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ». В процессе таких масштабных экономических реформ проведение досрочных парламентских выборов в стране является одним из важных их этапов. Они некоторым образом создают необходимую политическую и институциональную подпорку для этих реформ.
Очевидно, что нынешние экономические трудности являются временными, и за периодом спада обязательно наступит подъем. Это объективная логика мирового экономического процесса. Главное не опускать руки и идти вперед. В этом смысле проведение досрочных парламентских выборов в Казахстане призвано сохранить единство страны в период сложных экономических и геополитических вызовов.
Вдобавок к этому данные парламентские выборы являются важным элементом сохранения в стране социально-политической стабильности и гражданского мира. Это обусловлено тем, что мандат народного доверия призван укрепить внутриполитическую стабильность и принять новый пакет законов для проведения дальнейших социально-экономических реформ и повышение качества управления государством.
Сохранение стабильности в Казахстане приобретает огромное значение и с точки зрения региональной безопасности. Нельзя забывать, что Астана, как и Москва, является якорем региональной стабильности. Казахстан и России являются одними из основателей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Президент Назарбаев неоднократно отмечал, что последствия распространения на евразийском пространстве экстремизма и терроризма в одинаковой степени опасны для всех стран. Те, кто сегодня недооценивает эту истину, делают большую ошибку. Процессы глобализации одинаково катализируют как положительные, так и отрицательные процессы, происходящие в отдельных регионах и странах. В совместных действиях в равной степени заинтересованы все наши государства. Причем успех в противодействии терроризму и экстремизму во многом будет обусловлен тем, насколько скоординированными станут наши действия. Иными словами, проблемы безопасности в ряду стимулов интеграционных процессов выходят на первый план.
Роль Казахстана и его лидера в содействии поддержанию глобальной стабильности и региональной безопасности обуславливает столь пристальное внимание в России к внеочередным парламентским выборам в этой стране.
Принимая во внимание все вышеуказанные социально-экономические, геоэкономические и геополитические обстоятельства, Казахстан всегда выступал сторонником углубления взаимодействия между евразийскими странами на основе концепции разноуровневой и разноскоростной интеграции.
Ярким примером тому является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), имеющий на сегодня рынок с населением более 170 млн. человек и территорию более 20 млн. квадратных километров. Как и любое межгосударственное образование, создание ЕАЭС имеет свою интересную предысторию.
Как это начиналось
Если быть исторически корректным, то, как мы уже говорили, история создания ЕАЭС началась 29 марта 1994 года, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая с лекцией в Московском государственном университете им. Ломоносова впервые выдвинул идею формирования Евразийского союза.
Идея состояла в том, чтобы, наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств, сформировать новую интеграционную структуру – Евразийский Союз. Его целью стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Евразийский Союз государств, наиболее подготовленных к углублению сотрудничества, должен был, в отличие от Содружества, иметь более четкую и развернутую институциональную структуру и обладать достаточным объемом регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.
Однако с момента распада Советского Союза не прошло еще и трех лет, и новые государства были охвачены эйфорией «парада суверенитетов». Евразийская инициатива прозвучала на самом пике дезинтеграции. Видимо поэтому данный «Евразийский проект» дальнейшей поддержки не получил.
Второй блок идей был озвучен Нурсултаном Назарбаевым в 1998 году в виде программы «10 шагов навстречу простым людям», которая потом была принята межгосударственным советом Казахстана, России, Кыргызстана, Беларуси. В этой программе предлагалось выполнять ряд шагов: введение упрощенного порядка принятия гражданства, обеспечение гражданам свободного и равного права пересечения границ четырех государств, пограничного, таможенного и иных видов контроля и др.
Исходя из этого, можно сказать, что в 1994 и 1998 годах закладывалась будущая конфигурация интеграционного объединения.
Намерение перейти к более тесному сотрудничеству на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономик привело к созданию в 2000 году новой интеграционной структуры – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
В августе 2006 года в авангард работы по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства ушла «тройка» – Беларусь, Казахстан и Россия. И уже через год, в октябре 2007-го был подписан Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В ускорении интеграционных процессов свою немалую роль сыграл мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Он заставил государства искать новые форматы сотрудничества для устойчивого экономического роста и новые модели минимизации экономических рисков.
С 1 января 2010 года стартовал Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России (ТС). Уже полтора года спустя, с 1 июля 2011 года, ТС заработал в полноформатном режиме – таможенные территории «тройки» были объединены в единую таможенную территорию, где применяются нормы единого Таможенного кодекса, действует Единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, единое правовое поле в области технического регулирования.
С 1 января 2012 года начался следующий этап – формирование Единого экономического пространства (ЕЭП). Был создан единый рынок в 170 млн. потребителей с унифицированным законодательством, свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежат согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики: в макроэкономике, в сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики, тарифов естественных монополий.
В 2012-2014 годах была проделана колоссальная работа по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе. В разработке проекта Договора совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) приняли участие более 700 экспертов различного профиля от органов исполнительной власти государств-членов ТС и ЕЭП.
Об уровне подготовки данного документа свидетельствует тот факт, что только президенты рассматривали проект Договора 8 раз на заседаниях Высшего Евразийского экономического совета. Дискуссия шла непросто, и это объяснимо – никогда прежде нашим государствам не приходилось договариваться по такому огромному объему вопросов, затрагивающих самые различные отрасли экономики.
На этой основе был создан Евразийский экономический союз – самый амбициозный и вместе с тем наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды интеграционный проект в современной Евразии.
29 мая 2014 года в сердце Евразии, городе Астане, президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. Благодаря усилиям парламентариев трех стран этот Договор успешно прошел процедуру ратификации в национальных законодательных органах.
Договор о Союзе вступил в силу, как и планировалось, 1 января 2015 года. В 2015 году к ЕАЭС присоединились Армения и Кыргызстан. В 2016 году Казахстан приступил к своему председательствованию в этой организации.
К 2025 году государства-члены ЕАЭС после завершения гармонизации своего законодательства в сфере финансового рынка примут решение о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка. Уже решено, что его штаб-квартира будет находиться в г. Алматы, которую иногда неформально называют «финансовым центром Казахстана».
Конечно же, в развитии ЕАЭС немало проблем и трудностей, которые обусловлены различными причинами. К ним, например, относятся сохраняющиеся и даже усиливающиеся различия между странами-партнерами в уровнях экономического развития, в структурах экономики, в обеспеченности природными ресурсами, в степени зависимости от внешних связей, в избранных моделях рыночной трансформации. Но время показывает, что все эти вопросы решаемы. Важно, что государства-члены ЕАЭС могут получить от этого объединения.
Прродолжение следует.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22869/