Агропром Азербайджана в стратегии российского импортозамещения

Опубликовано: 11.09.2015

Агропром Азербайджана в стратегии российского импортозамещения

Александр Караваев, научный сотрудник Института Экономики РАН, российский представитель исследовательского центра "Экономикс" (Азербайджан).   

Азербайджан оказывается в ряду ключевых стран, которые должны, по замыслу российского правительства, сыграть роль в смягчении антироссийского торгового эмбарго западного мира. Речь как о краткосрочном периоде (в период действий санкций, возможно, до двух лет) так и на долгосрочный, учитывая, что созданные в предстоящий период логистические связи между бизнесом двух стран сформируют новые агро-промышленные отношения. 

Требуется определенное пояснение, почему последствия российских санкций для стран ЕАЭС и СНГ нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста стратегии импортозамещения. Политика формирования линий замещения импорта крупных производителей из «враждебных» стран на производителей из «дружественных», торгующих с Россией на рубли, близка по замыслу с советской моделью СЭВ. С теми партнерами, которые по ряду обстоятельств не смогут войти в ЕАЭС, Москва будет создавать локальные интеграционные мосты в отдельных секторах экономики. Подобная работа уже проделана и дала определенные результаты в рамках соглашений о Зоне свободной торговли СНГ, участником которых является Азербайджан. 

Первые примеры участия азербайджанских поставщиков в схемах "краткосрочного замещения" уже видны. По данным российской статистики, за 5 месяцев сезона-2014/15 года Азербайджан экспортировал в Россию 33 тыс. тонн яблок, что позволило ему войти в тройку лидеров среди стран-поставщиков, пропустив вперед только Сербию и Китай. Заметно, что Азербайджан опередил в этом сегменте таких традиционных поставщиков в Россию как Польша и Молдова, ныне оказавшихся аутсайдерами. 

Увеличение поставок стало результатом «корзинной дипломатии» российских министров и руководителей крупных регионов. В частности, осенью 2014 года делегация московского правительства приезжала в Баку с топ-менеджерами розничных сетей X5 Retail group, «Седьмой Континент», Food city. Почти пять десятков подписанных тогда соглашений определяют условия поставок азербайджанских овощей, фруктов, мяса птицы в московские торговые сети под контролем Департамента торговли и услуг Москвы. По итогам 2015 года у Азербайджана есть реальные шансы существенно укрепить свои позиции на российском рынке в сегменте российского продовольствия как на федеральном уровне, так и по линии регионов: от Москвы до Урала. 

В свою очередь, азербайджанское правительство ведет политику по изменению номенклатуры поставок с "сырой" продукции в сторону обработанной и упакованной продукции в соответствии с высокими потребительскими стандартами. Распоряжение президента Ильхама Алиева объявить 2015 год «Годом сельского хозяйства» гарантированно ускорит модернизацию обрабатывающего сегмента в аграрном секторе. 

Недавно Госкомстат Азербайджана опубликовал экономические итоги первого полугодия 2015 года. Согласно отчетам, объемы производства сельскохозяйственной продукции заметно возросли: темпы роста по отрасли в целом составили 7,3%. Достаточно ли это? Для сравнения, производство продукции нефтехимии страны увеличилось более чем в два раза, по сравнению с прошлым годом. Соответственно и экспортная отдача в этой отрасли может быть выше. Но вопрос, почему именно агропром самое очевидное «поле» для импортозамещения, в принципе не стоит, ни для экспертов, ни для обывателей. Понятно, что аграрный сектор это массовый экономический локомотив. Здесь прямую роль играют индивидуальные хозяйства, вовлеченность широких слоев населения в товарно-логистические цепочки, наконец, традиции и наработанные связи в бизнесе с зарубежными партнерами (взять хотя бы доставку продовольствия на российские рынки). Этой сферой может заниматься большая часть страны, от индивидуальных хозяйств до крупнейших агрофирм…  

Аграрная модель Азербайджана 

Структурная модернизация в рамках стратегии аграрного импортозамещения Азербайджана, это сочетание мировых наработок в отрасли с местными региональными природными спецификами и методами ведения хозяйства. Можно говорить об азербайджанской аграрной модели. Давайте посмотрим, какие шаги в направлении аграрной модернизации уже предприняты, какие могут ожидаться в ближайшем будущем.

Известно, что успех новой экономической политики в отрасли сельхоз производства зависит от сочетания нескольких компонентов.
Первый -  наличие современной аграрной инфраструктуры в комплексе от оросительных систем и развитой дорожной сети, до вопросов энерговооруженности сельских районов. В Азербайджане уже завершено множество отдельных проектов в этом направлении. Казалось бы такие сравнительно небольшие по масштабам страны проекты как новая дорога Сиязань-Машриф (соединяет 20 населенных пунктов на участке в 40 км) становятся серьезным стимулом развития агросектора.  Более 3 млрд. долларов вложенны в строительство Тахтакерпюнского и Шамкирчайского водохранилищ. Вместе с оросительными системами также является системным вкладом, влияющим на развитие отрасли на десятилетия вперед. Баку предпринимает серьезные усилия по созданию крупных логистических центров за рубежом Азербайджана, в которых могли бы совершаться оптовые закупки национальной аграрной продукции (соглашения с Россией и Казахстаном по созданию крупных торгово-логистических складов). 

Второй компонент - наличие институтов. Здесь речь идет как об эффективном госрегулировании агросферы, так о и наличии современных субъектов бизнеса (крупных и эффективных хозяйств). В регионах Азербайджана ведется работа по созданию 19 крупных фермерских хозяйств, в распоряжение которых передано свыше 30 тыс. гектаров земли. Согласно прогнозам Минсельхоза страны, ввод в строй нескольких десятков специализированных зерновых агрокомплексов даст возможность довести ежегодное производство зерновых до 3-3,5 млн тонн - практически годовая потребность в зерне. Таким образом, Азербайджан избавится от необходимости импорта важнейшего аграрного сырья.

И наконец, пожалуй, главным мотором агромодернизации являются инвестиции: как со стороны зарубежных инвесторов, так и национального бизнеса поверившего в международный успех этой отрасли экономики Азербайджана, и доверившего ей свои капиталы. В свою очередь, новые инвестиции способствуют активному внедрению собственных и лучших зарубежных агротехнологий. За примером далеко ходить не приходиться. Недавно, бывший министр сельского хозяйства России Виктор Семенов, ныне возглавляющий крупнейший и наиболее современный агрохолдниг России "Белая Дача" в интервью российской прессе заявил о ряде проектов агрохолдинга в Азербайджане. По его словам, они стали возможны благодаря преимуществам местной кредитной политики, когда государство субсидирует крупные проекты сроком на 25 лет под 3-4% годовых. 
Вот пример того, как благоприятная налоговая среда способствует приходу внешних технологий и инвесторов.

Сразу нужно развеять ряд либерально-экономических иллюзий - добиться успеха в агросфере без глубокого государственного вмешательства удавалось всего нескольким странам, наиболее значимые примеры: Австралия, Аргентина, Тайланд, Новая Зеландия. В остальных же случаях глобальных "агропрорывов" государство вмешивалось аквтивнее некуда. Но и результаты бывали разные: от фантастических успехов, ряд из которых опровергают даже бытовое понимание законов физики, до полных провалов и массового голода. 
Наиболее интересными примерами такого успеха для применения в Азербайджане стал бы опыт технологических и управленческих инноваций Израиля, Исландии, а с точки зрения политических и организационных решений многому можно научится на примере модернизации Чили.

Задача брендирования

Сегодня степень самообеспеченности Азербайджана по большинству наименований продуктовой номенклатуры колеблется в пределах 76-98%. В значительной степени, этих показателей удалось добиться благодаря финансовой политике государства: субсидированный лизинг и "длинные" низкопроцентные кредиты. Задача второго этапа нарастить объемы поставок переработанной агропродукции на внешние рынки. Для этого нужны четкие управленческие решения. Прежде всего, потребуется еще больше нарастить внутреннее производство. Один из рецептов - целевая долгосрочная программа поддержки фермеров. Государство скупает готовую продукцию хозяйств по ценам, в полтора-два раза выше рыночной, а затем продает ее своим же азербайджанским перерабатывающим компаниям по субсидируемой цене. Это позволяет, во -первых, найти аграриям средства для расширения производства - они будут "видеть" гарантированный сбыт своей продукции. Во-вторых, позволит развиться сектору переработки и сопутствующим сферам. О чем речь? Современный агропереработка сложная многослойная сеть, сочетающая разные компонеты от инфраструктуры до конкретных субъектов деятельности. С одной стороны, это смежные производства, занимающиеся тарой и упаковкой, с другой - дизайнеры этикеток и рекламщики, продвигающие товары в потребительские сети.   К агробизнесу непосредственно примыкает сектор услуг и туризма - отели в регионах, развивающие эко-туризм, местные рынки и магазины. 

Здесь мы уже подходим к задаче создания комплексного бренда Азербайджана для целей продвижения экспорта азербайджанских агротоваров и услуг. Иными словами, в сознании республиканского бизнеса и отраслевых чиновников должно утвердится понимание что успех экспорта зависит от рекламы Азербайджана как страны - целиком, в качестве популярного бренда. Сколько вкладывали в рекламу своих товаров крупные корпорации уровня Samsung или Apple? На самом деле, учитывая косвенные факторы, это трудно оценить, на многие миллиарды долларов превышая официальные данные. Азербайджану тоже потребуются значительные затраты, до нескольких миллиардов долларов в год: на внутренние субсидии и продвижение брендов. Но главная сложность состоит в том, что такая политика должна иметь горизонт в 7-10 лет. 
В любом случае, никакими «общими» мерами проблему не решить - для достижения длительного эффекта нужен очень дифференцированный и тонкий подход специалистов. На разных уровнях. От создания "модных" событий глобального масштаба, то чем занимается Фонд Гейдара Алиева, организуя светские гуманитарно-культурологические мероприятия и акции международного уровня в разных странах мира. До постоянного участия азербайджанских производителей на международных товарно-промышленных выставках. 

Последние годы в Азербайджане стало появляться конкурентное и технологичное аграрное производство, требующее не просто точечных механизмов продвижения своей продукции на мировых рынках (каким выступает сейчас AZPROMO), а механизмов организации системного присутствия. Производители сельхоз продукции, это в основном малый и средний бизнес, имеющий мало возможностей для системного сопротивления внешней конкуренции - они как раз и сталкиваются с наиболее серьезными трудностями при выходе на внешние рынки. В тоже время именно на потребительских рынках разворачивается наиболее масштабные баталии брендов. От устойчивого положения на внешних рынках качественной азербайджанской продукции зависит возможность улучшения имиджа Азербайджана, улучшения образа республики на обывательском уровне.
 
Если задача продвижения Азербайджана как системного бренда ставится на государственном уровне, фактически так обозначена проблема в выступлениях президента Ильхама Алиева. То видимо, имеет смысл создать межведомственную комиссию (или отдельную структуру типа экспортного агентства) по продвижению бренда страны, рекламным компаниям за рубежом, разработке единых логотипов, упаковок, и прочих необходимых атрибутов связанных с экспортом не сырьевых товаров. Сейчас эти задачи разбросаны в разных руках от МИД до министерства экономики.  Нужен системный проект продвижения товарных брендов, по аналогии с тем удачным решением, которое было создано для культурно-гуманитарных мероприятий ("Азербайджан - страна огней").
 
Новый проект, условно назовем его "Аzeri Sunrize" ("азербайджанский восход") должен включать: действующие структуры и эффективные механизмы для создания логотипов товарной продукции различных отраслей – дизайнерские бюро для разработки модных упаковок (художники группы YARAT!) – технически безукоризненную организацию логистики с достаточным правовым обеспечением (включая зарубежную рекламу и медиа обеспечение) – поддержка заключения договоров с крупными зарубежными торговыми сетями. 
Творческих, профессиональных и финансовых средств для этого рывка у Азербайджана достаточно. Кроме того, бюджетные расходы на эти цели дадут дополнительный импульс росту ВВП страны.  

Момент для подобного решения весьма подходящий - сопутствует удачная для Азербайджана конъюнктура в российской экономике. Последние годы от 48% до 52% азербайджанского экспорта в Россию приходится на агропром. В 2015 году Азербайджан может нарастить свои поставки в Россию как минимум вдвое и расширить ассортимент продукции в полтора раза. По данным московского Департамента торговли и услуг только за I квартал 2015 г. объем поставок сельхозпродукции из Азербайджана в Москву вырос на 60% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Год назад президент Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности России». Согласно новой экономической политике России, Азербайджан уже получает часть льгот и поощрений для своих производителей, так как они находятся внутри «союзнического пояса» России, внутри зоны свободной торговли СНГ. Например, это взаимное признание фито-санитарных сертификатов, отсутствие таможенных пошлин. Уже заметно формирование более устойчивых торгово-экономических отношений российских торговых сетей с агрохолдингами Азербайджана. Таким образом, российские торговые санкции могут оказать благотворное содействие новой экспортной политике Азербайджана.

Источник:http://ia-centr.ru/expert/21624/