Обратившись в адрес президента Казахстана с инициативой о проведении досрочных выборов в мажилис, депутаты нижней палаты казахстанского парламента V созыва мотивировали такую необходимость нарастающим влиянием мирового экономического кризиса и сложностью международной повестки. С учетом этих объективных факторов назрела необходимость заручиться новым мандатом народного доверия для успешного преодоления глобальных испытаний и реализации намеченных реформ.
Помимо обеспечения стратегических императивов, развернувшаяся в Казахстане электоральная кампания будет способствовать реализации важной тактической цели – она станет своеобразным смотром дееспособности ресурса политических элит, обеспечит ротацию кадров внутри политических партий, что необходимо для решения масштабных задач, стоящих перед казахстанским обществом, считает ведущий эксперт Политологического центра «Север – Юг» Александр КАРАВАЕВ.
— Что касается ожиданий каких-либо сюрпризов от избирательной кампании, то, скорее всего, их не будет. На мой взгляд, сложившаяся пропорция в виде представительства в парламенте трех партий – «Нур Отан», «Ак Жол» и КНПК, а также депутатов от Ассамблеи народа Казахстана, сохранится. И она оптимальна на сегодня.
Гораздо важнее понять, почему именно сейчас необходимы досрочные выборы, какие задачи предстоит решать депутатам нового созыва.
В связи с этим позволю себе образное отступление. На мой взгляд, если чиновники в различных ведомствах и министерствах периодически проходят переаттестацию, то таким же образом имеет место быть определенная «переаттестация» представителей законодательной власти. Эта мера своевременна и актуальна с учетом того, что Казахстан в прошлом году вступил в новую экономическую и, отчасти, социально-политическую реальность: начал функционировать Евразийский экономический союз, были приняты новые стратегические программы, объединенные «Планом нации» («План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» – стратегическая программа президента Нурсултана Назарбаев по вхождению Казахстана в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. Прим. ред.). Эти программы уже реализуются, и уходящим парламентом принято несколько десятков законов в их развитие.
Здесь же необходимо упомянуть и активный процесс намеченной модернизации промышленности в связи с программой переноса производств из Китая, о чем было заявлено весной-летом прошлого года. Этот проект рассчитан на 2020-2021 годы. В ближайшее время предстоит оценить, что это будут за производства, в каких сферах и областях они будут разворачиваться, насколько эффективным будет сотрудничество с Китаем и, соответственно, каким образом местные власти будут взаимодействовать с новыми промышленными комплексами. Все это будет решаться в течение нынешнего года.
На этом фоне очень важна упомянутая «переаттестация» той части общества, которая задействована в законодательной ветви власти. А это не только политики, но и деятели искусств, культуры, словом – политически активные люди, которые думают о будущем Казахстана.
В реальности речь, конечно, не идет о том, что в парламент придут исключительно новые персоны, на этот счет не следует питать иллюзий. Но основной костяк должен будет сдать своеобразный экзамен, который поможет понять, насколько кандидаты отвечают запросам модернизации.
Безусловно, выборы дадут возможность частичной ротации партий, в первую очередь партии власти. Причем эта ротация уже происходит. И здесь позволю себе уточнение: мы в основном говорим о парламентских выборах. Но не нужно забывать, что одновременно в Казахстане пройдут выборы в маслихаты – законодательные органы всех уровней. И вот в этом сегменте, мне кажется, произойдет достаточно серьезная ротация, поскольку будет избрано 3335 депутатов, значительная часть из которых могут оказаться новыми людьми.
Кстати, партия «Нур Отан» в течение нескольких недель провела большую работу – своеобразные внутрипартийные праймериз – на предмет того, кто бы мог представлять ее интересы в местных структурах законодательной власти. Из 340 тысяч человек было выдвинуто около трех тысяч кандидатов. В сравнении с численностью Мажилиса – 107 депутатов – это громадный срез общества, власти и бизнеса на среднем и нижнем уровне, который нужно активно включать в политическую работу, в практическую реализацию стратегических программ.
На мой взгляд, этот аспект будет играть очень важную роль в поствыборный период.
К слову, в 2014 году «Нур Отан» уже проводила аналогичные праймериз на местном уровне, в результате чего было обновлено 14% состава маслихатов.
Второй важный момент в понимании причин проведения выборов в 2016 году – необходимость принятия объемного пакета документов по обеспечению административных и правовых реформ, которые сформулированы в Плане нации президентом Назарбаевым.
Прежде всего, это четыре основных пункта экономического блока.
Руководством республики уже заявлено о предстоящей ревизии республиканского и региональных бюджетов. На практике это означает, что будет проведена серьезная оптимизация, то есть сокращение расходов. Естественно, это коснется и региональных бюджетов. Поэтому народные избранники должны отвечать на импульс, проводить детальный мониторинг общественного мнения на местах, чтобы понять, не происходит ли каких-то перекосов в перераспределении средств и финансировании конкретных направлений, которые могут вызвать социальный протест.
Второй момент – будет разработана новая концепция использования средств Национального фонда и новая редакция Бюджетного кодекса. Это тоже ложится на плечи депутатов. Они должны будут учитывать мнения экспертов в процессе работы над документами.
Также уже объявлено о том, что будет внесен проект объединения Налогового и Таможенного кодексов Казахстана. Эта реформа, кстати, одна из ожидаемых и в России, но пока она откладывается. Казахстан начал движение в этом направлении. Среди планируемых мер – введение налога с продаж в структуру местных налогов. Такой налог более выгоден для производителей, нежели для покупателей, но это даст возможность вывести экономику из серого сектора в легальное поле. НДС – более сложен к уплате, цепочка прохождения товаров от производителя до покупателя позволяет увеличивать количество посредников, усугубляет в целом спекулятивные интересы. Более простая форма – возвращение к налогу с продаж. Кроме этого предусмотрены иные меры по оптимизации налогового режима.
Четвертый важный момент – работа по передаче на местный уровень функций по формированию местных бюджетов. Большинство регионов Казахстана в настоящее время дотационные. Соответственно, ожидается, что свобода в экономическом планировании приведет к положительной динамике в усилении позиций малого и среднего бизнеса в регионах страны.
Законодательное обеспечение всех упомянутых процессов – задача парламента нового созыва и региональных представительных органов власти.
Александр Караваев.
Источник;http://ia-centr.ru/expert/22699/