Алексей Дзермант: при развитой и разнообразной многовекторности происходит борьба и конкуренция за государства

Опубликовано: 30.07.2022

Алексей Дзермант: при развитой и разнообразной многовекторности происходит борьба и конкуренция за государства

В столице Казахстана, городе Нур-Султан на площадке ЦАИ «Евразийский мониторинг» состоялась Международная экспертная сессия проекта «Точки роста». Об опыте многовекторности Казахстана и Беларуси поговорили с политологом, руководителем Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» Алексеем Дзермантом.

- Алексей Валерьевич, поделитесь экспертным мнением об опыте многовекторности Казахстана и Беларуси?

- Белорусский опыт позволил мне сформулировать один закон многовекторности, который звучит следующим образом: многовекторность усиливает внутреннюю турбулентность в государстве. Почему я так считаю? Разные векторы, влияющие на государство, они так или иначе оказывают влияние на экономику и политику внутри страны. И, к сожалению, очень часто векторы бывают противоположные. Происходит определенный разрыв, потому что векторы – это все-таки направления движения, а если вы движетесь в разные стороны, вас изнутри начинает разрывать. Опыт Беларуси и частично опыт Казахстана мне подсказывает, что этот закон верен. Напомню события 2020 года в Беларуси и января 2022 года в Казахстане.

Можно спорить, влияет ли эта многовекторность и различные векторы именно на вот такое трагическое развитие событий. На мой взгляд – влияет. При очень развитой и разнообразной многовекторности происходит борьба и конкуренция за государства, особенно приграничные, те, которые находятся на приграничье больших блоков и цивилизаций. Беларусь и Казахстан как раз к таким государствам и относятся.

При этом важно понимать, что векторы не равнозначны. Никогда не бывает равнозначного вектора. Тоже объясню, почему. Например, для Беларуси и Казахстана российский вектор в плане безопасности – эксклюзивен, незаменим. Недавние события в наших странах показывают, что даже просто просьба о помощи со стороны России очень сильно стабилизировала ситуацию в Республике Беларусь. Ну а помощь уже конкретная со стороны ОДКБ, где Россия играла главную роль, помогла психологически стабилизировать ситуацию в Казахстане. Равнозначные силы в плане безопасности и защиты суверенитета через безопасность и силовые методы. Альтернативы российскому вектору нет.

- Одним из сильнейших игроков на политической арене является Китай, что скажете по этому вектору?

- Китайский вектор известен своей экономической мощью, здесь есть и плюсы, и минусы. Да, Китай помогает развитию, есть определенные технологии и инвестиции, наши две страны прекрасно это знают, причем Казахстан гораздо в большей степени.

Но существует фактор того, не будет ли этот вектор преобладающим над национальным капиталом, над национальной экономикой? Здесь, конечно, есть определенные опасения, что чрезмерное усиление Китая может означать просто то, что вас этот огромный дракон задавит. Задавит и даже не заметит.

При этом нужно уметь очень четко обходиться с китайским бизнесом. Это бизнес своеобразный, иногда очень жесткий. Поэтому здесь тоже не обойтись без сильной роли государства, которое, опять же, может опираться на какие-то силовые вещи. Без этого нельзя, иначе дракон почувствует полную свободу и тоже начнет, условно говоря, вас понемножечку съедать.

- Большие вопросы у экспертного сообщества вызывает выбранный политической курс Турции…

- Турция, на мой взгляд, проводит достаточно двойственную политику, и в этом – главная проблема. Если бы Турция действительно вела постоянно одну линию, если бы у них внутри страны присутствовал некий единый консенсус... Это кажется, что Эрдоган там все контролирует, на самом деле мы видим по поведению турецких элит и турецкого государства, что разные силы в разное время начинают брать верх. Иногда какая-то прозападная партия, иногда партия, ориентированная на сотрудничество с Востоком и с Россией, с Китаем, а иногда это противоборство происходит между ними в онлайн режиме, мы можем наблюдать, когда там сбивают самолеты, потом просят прощения, потом говорят, что это заговорщики.

Проблема Турции в том, что сама турецкая политика достаточно сложна, витиевата, а иногда и непредсказуема. Т. е. сегодня вы – друг, сегодня на почве тюркского единства с вами хорошо общаются, а потом оказывается, что Турция поддерживает какие-то не те силы. Ну это тоже бывало в истории, в том числе наших государств.

Поэтому, понимая многовекторность как возможность общения с разными полюсами сил, нужно понимать, что они не равнозначны и эффект от сотрудничества с каждым из них – разный. В этом плане нужно уравновешивать понимание, что не бывает полностью равного сотрудничества со всеми, есть приоритетные векторы.

- Тем не менее, защита суверенитета и безопасности, это главный приоритет для всех стран. На Ваш взгляд, какой прогноз на развитие дальнейших событий?

- К сожалению, если мы говорим об определенных перспективах, мой прогноз достаточно тревожный. Как я уже сказал, будут попытки открыть второй фронт и попытки создать проблемы для России и Китая в близлежащих для них регионах. Центральная Азия здесь номер один. Так или иначе, попытки раскачать ситуацию с использованием самых разных сил продолжатся. И нужно понимать, какие это силы. Тут наши оппоненты англосаксы действуют шаблонно. Обычно в качестве тарана, взрывающего общество и уничтожающего государственность, выступают несколько сил. Как правило — это либо националисты, либо прозападные либералы, либо религиозные фундаменталисты. Вот если начинается их проникновение в госаппарат, либо начинается их доминирование в информационном плане – жди беды. Это значит, что идет подготовка к каким-то серьезным процессам, которые через год, полтора или два выстрелят. Это показала ситуация 2020 года в Беларуси. Задача государства в данном случае – не дать этой инфраструктуре настолько разрастись, чтобы она смогла государство опрокинуть.  

Мне кажется, что уроки, которые извлек Казахстан и высшее политическое руководство с январских событий, достаточно показательны и убедительны. Просто эту работу по обновлению государства, по построению нового Казахстана, нужно проводить системно, включая все факторы риска, о которых я сказал, т. е. не допускать проникновения деструктивных элементов внутрь государства и не позволять им диктовать информационную и идеологическую повестку. Иначе это все аукнется и, конечно же, мы все желаем нашему Казахстану хорошего пути развития без вот этих эксцессов. Но для этого нужно проводить работу внутри страны, и, конечно же, иметь опору в виде настоящих союзников, которые в случае чего всегда будут готовы прийти на помощь, учитывая все интересы страны, его суверенитет, его желание быть самостоятельным государством.

С точки зрения безопасности Казахстана, с точки зрения его суверенитета, нужно смотреть, кто в наибольшей степени этому способствует, а кто представляет определенную угрозу.

Фото: zviazda.by