Прошедший в Чолпан-Ате VI саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) запомнился, прежде всего, прирастанием новыми членами организации – Узбекистан заявил о намерении вступить в объединение, а Венгрия получила статус наблюдателя.
Итоговые заявления глав государств Совета касались главным образом вопросов культурно-гуманитарного спектра – сотрудничества в сфере молодежи и национальных видов спорта, а также празднования 90-летнего юбилея классика кыргызской литературы Чингиза Айтматова.
Вместе с тем многозначительным контекстом для встречи в Бишкеке стало крутое пике национальных валют двух стран-членов Совета – казахстанского тенге и турецкой лиры, которое эксперты связывают с введением американских санкций (в случае с Казахстаном речь идет о санкциях в отношение России, экономика которой тесно интегрирована с казахстанской).
Не случайно самым ярким заявлением саммита стал призыв турецкого лидера Реджепа Эрдогана «положить конец господству доллара в международной торговле». Президент Турции озвучил эту мысль за время пребывания в Бишкеке дважды – на бизнес-форуме «Турция – Кыргызстан» и собственно на саммите.
«Использование доллара нам только вредит. Мы не сдадимся, мы будем победителями… Американцы ведут себя, как дикие волки», — приводят СМИ неполиткорректные высказывания турецкого лидера.
Очевидно, что такая повестка и расстановка акцентов потребует трансформации Тюркского совета в объединение с экономическими целями и функционалом. Напомним, что Турция уже поднимала вопрос о создании зоны свободной торговли тюркоязычных стран. С такой инициативой в 2016 году выступил министр экономики Турции на проходившем в Баку VI заседании министров экономики Тюркского совета.
Для Казахстана наполнение деятельности ССТГ экономическим содержанием всегда было самой собой разумеющимся тезисом. Вот и в этот раз в Бишкеке президент РК Нурсултан Назарбаев предложил упростить торговлю между странами-членами Тюркского совета.
Казахстанский лидер отметил, что необходимо в полной мере использовать транзитный потенциал стран ССТГ. «Мы расположены вдоль одного пояса — страны, являющиеся «золотым мостом», соединяющим Запад и Восток, Север и Юг. Это большое преимущество. Очевидно, что принятая недавно в Актау Конвенция о правовом статусе Каспийского моря будет способствовать повышению транзитного потенциала региона. Координация действий в данной сфере позволила бы увеличить эффективность наших транспортно-транзитных проектов. Поэтому в рамках встреч министров транспорта и морских администраций государств Тюркского совета необходимо проводить работу по упрощению тарифной политики и административных процедур», — заявил Нурсултан Назарбаев.
Напомним также, что ранее, в 2014 году, на IV саммите Тюркского совета, казахстанский президент предлагал институализировать сотрудничество ССТГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и даже выступал инициатором присоединения Турции к евразийскому интеграционному проекту на правах ассоциированного члена.
Однако в публичном пространстве России – стержневой для ЕАЭС страны – эта идея была встречена с некоторым холодком и настороженностью.
Не получит ли она поддержку сегодня, когда Турцию и РФ сближает недовольство американской санкционной политикой? Может ли ЕАЭС «прирасти» за счет ЗСТ Тюркского совета? Усилит ли это его потенциал? И насколько заинтересованы в этом партнерстве страны ССТГ?
Падение тенге и турецкой лиры беспокоит страны региона
Глава Клуба политологов «Южный Кавказ» (Азербайджан) Ильгар Велизаде, оценивая позицию Азербайджана в этом вопросе, отметил, что АР «заинтересована в создании любых благоприятных условий для взаимодействия государств региона и, в частности, тюркоязычных стран, позволяющих устранить преграды для развития транспортного сообщения, повышения транзитного потенциала, активизации инвестиционного и прочих видов сотрудничества в экономической сфере, роста товарооборота и совершенствованию его структуры».
«В этом смысле предложение лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева создает исключительно благоприятные условия. Тем более, что президент Казахстана известен тем, что не любит откладывать намеченные планы в долгий ящик. Конечно, в этом смысле интересно и предложение Нурсултана Абишевича использовать возможности нового финансового центра «Астана». Однако необходимо, прежде всего, общими усилиями повысить его практическую значимость, дать развиться этой инициативе», — поясняет азербайджанский эксперт.
В Тюркском совете И. Велизаде видит, в том числе, инструмент минимизации экономических и геополитических рисков, характерных для современного мира.
«Консолидация действий государств тюркского мира, которые участвуют в различных интеграционных объединениях, но вместе с тем строят сотрудничество на общности целей и гуманитарных, если можно так выразиться, идеологических основ, позволяет в значительной степени купировать те риски и проблемы, которые возникают не по их вине и носят глобальный характер. В этой связи американские санкции в отношении не только России и Турции, но и Ирана, давление на Китай, естественно создают необходимость в консолидированных действиях по предотвращению негативных последствий для региона. Те негативные процессы, которые происходят с турецкой лирой или казахстанским тенге, не могут оставить безучастными другие страны региона. ЕСТЬ СЕРЬЕЗНАЯ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ, которая создает фон для активизации общих усилий по минимизации этих деструктивных процессов», — подчеркивает И. Велизаде.
Соглашение о преференциальной торговле и ничего лишнего
Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович отмечает, что сегодня «складывается благоприятная обстановка для сближения Турции и СНГ».
«В первую очередь большую роль здесь играет политическое сближение с Россией, обострение конфликта с США и фактические вступление в санкционную войну, а также общая с РФ позиция по Сирии. Подобное сближение может открыть дорогу к сотрудничеству Турции с ЕАЭС, что многократно предлагал Казахстан, или даже возможно с ОДКБ. Как минимум, открываются возможности, связанные с турецким лозунгом дедолларизации, которая уже происходит в евразийских государствах», — говорит Н. Мендкович.
Вместе с тем подписание ЗСТ между странами Тюркского совета представляется российскому эксперту «мало осмысленным», так как на текущий момент уже есть ЗСТ СНГ, которую и так уже поддержали страны Центральной Азии.
«Более широкую интеграцию, включающую снятие нетарифных барьеров и общие производственные стандарты, уже включает ЕАЭС», — уточняет эксперт.
Наиболее вероятным путем интеграции Н. Мендковичу видится подписание соглашения о преференциальной торговле ЕАЭС – Турция, то есть «своего рода ассоциированное членство Анкары в Союзе».
«Эта возможность обсуждалась с момента начала разработки договора о ЕАЭС и сейчас может быть реализована. Такое соглашение определило бы круг рынков, на которые стороны готовы открыть взаимной доступ товаров и капиталов. Что максимально отвечает интересам Центральной Азии и исключает риск неконтролируемой экспансии турецкой продукции, которая в своё время убила сельское хозяйство Грузии и привела к захвату национального рынка турецкими продовольственными товарами», — поясняет эксперт РСМД.
В то же время Н. Мендкович уверен, что развитие объединения тюркских государств вряд ли будет иметь экономическое измерение.
«Интеграционные форматы уже есть, а присоединение к ним Турции должно иметь постепенный характер в интересах стран Центральной Азии. Военный «Тюркский союз» также маловероятен, так как основной военной силой в регионе будет оставаться Россия, а Турция пока слишком погружена в сирийский кризис и не сможет вести систематическую оборонную политику где-то, кроме Ближнего Востока. Но, подчеркну, развитие сотрудничества тюркских народов в сфере культуры, образования и общей внешней политики возможно. Его поддержит, в первую очередь, сама Россия, которая является одним из крупнейших государств с тюркских населением. Миллионы представителей тюркоязычных народов являются гражданами нашей страны, а ряд из них входят в ее высшее руководство», — подытоживает Н. Мендкович.
Месседжи Эрдогана адресованы турецкой аудитории
Казахстанский политолог Жаксылык Сабитов испытывает скепсис относительно того, что сделанные в Бишкеке заявления дадут серьезный импульс для трансформации Тюркского совета в экономическую организацию, а также создадут условия для сближения ССТГ и ЕАЭС.
«На прошедшем в Бишкеке саммите происходил поиск единого знаменателя для всех членов ССТГ. Не секрет, что каждая страна, входящая в Совет, продвигает свою повестку для обсуждения и имеет свои четко очерченные национальные интересы. Казахстан подходит к этому объединения сугубо экономически рационально и поэтому все инициативы, исходящие от нашей страны, касаются в основном экономики», — говорит казахстанский эксперт.
Заявления, сделанные Реджепом Эрдоганом в Бишкеке, адресованы, прежде всего, на внутреннюю турецкую аудиторию, считает Ж. Сабитов.
«Эрдоган приехал на саммит показать своему внутреннему турецкому избирателю, что у Турции имеется надежный тыл, и американские санкции не приведут к международной изоляции страны. Его заявления не более чем популизм, адресатом которого являются граждане Турции», — поясняется казахстанский политолог.
«Не думаю, что сейчас сложились благоприятные условия для сближения ССТГ и ЕАЭС. Это организации разного формата: ЕАЭС чисто экономическая структура, в то время как ССТГ больше фокусируется на культурно-гуманитарном сотрудничестве. Также маловероятно, что ССТГ будет реформироваться в экономическую международную организацию. Скорее, организация будет эволюционировать по подобию Северного совета, который также объединяет между собой близкие по духу скандинавские страны и занимается в основном культурно-гуманитарным сотрудничеством», — прогнозирует Ж. Сабитов.
Если же на почве недовольства санкционной политикой США и образуется некое подобие антиамериканской коалиции, то это произойдет, скорее всего, за рамками ЕАЭС и ССТГ, в формате двустороннего сближения Турции и России, подытоживает казахстанский эксперт.
Жанар Тулиндинова
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.