Историю Казахстана, равно как и других стран, следует:
— прежде всего, знать, опираясь на результаты профессионально написанных и объективно отражающих процессы и события прошлого учебников, монографий, сборников и т.д.;
— продолжать активно и профессионально изучать и исследовать. Особенно это касается тематики, где до сих пор полно так называемых «белых пятен». В том числе это темы национально-освободительного восстания 1916 года, Октябрьской революции 1917 г., гражданской войны 1918-1920 гг., коллективизации, антисоветских восстаний и т.д.;
— продвигать в массы. Имею в виду результаты соответствующих исследований в виде монографий, сборников, статей, которые должны быть доступны в печатном и электронных вариантах;
— воспринимать как серьезный урок, который следует именно выучить и оптимально использовать в настоящем моменте в интересах дальнейшего развития казахстанского общества и государства;
— не применять в виде инструмента для расколов, конфликтов и прочих негативных явлений.
Предметом споров и дискуссий в процессе изучения истории, на мой взгляд, могут быть преимущественно интерпретация и оценки определенных процессов и событий разными людьми. Но, как говорится, в спорах рождается истина. Главное, чтобы соответствующие споры и дискуссии носили профессиональный характер без политизации, эмоций, навешивания ярлыков и т.п.
В целом, казахстанским историкам следует почаще кооперироваться со своими коллегами из соседних стран и создавать совместные научные труды, развивая тем самым консенсусную модель политики памяти. В том числе пора написать монографию по истории Центральной Азии в целом, учитывая в том числе связи Казахского ханства с соседними государствами, пребывание части казахских земель в составе Кокандского и Хивинского ханств и т.д.