Одним из важнейших треков сотрудничества России и Казахстана является интеграция в гуманитарной сфере и образовании, которая включает сближение образовательных системы двух стран в целом и такие отдельные проекты, как внедрение двухдипломных программ, а также подготовку специалистов в сфере евразийской интеграции.
Сотрудничество в сфере образования стало одним из ключевых направлений деятельности Российско-казахстанского экспертного IQ-Клуба в рамках второго этапа межгосударственного проекта «IQ-клуб России и Казахстана: развитие экспертного диалога приграничных регионов Евразийского экономического союза». Проекты молодежных евразийских школ, российско-казахстанские студенческие семинары, организованные IQ-клубом, способствуют продвижению молодежного, образовательного, культурно-гуманитарного измерения евразийства.
Мы обсудили актуальные аспекты образовательного, вузовского и экспертного сотрудничества Казахстана и России с одним из активных участников заседаний клуба, приглашенным профессором ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Андреем ШЕНИНЫМ:
— Андрей, вы неоднократно принимали участие в заседаниях IQ-клуба. Как бы вы охарактеризовали качество экспертных коммуникаций в сфере экономики, политики, безопасности и образования между Казахстаном и Россией на нынешнем этапе? Какие сильные стороны вы бы отметили, какие направления работы требуют интенсификации? Как бы вы оценили роль площадки IQ-Клуба и одноименного медиаресурса в формировании постоянного канала коммуникаций между экспертными сообществами двух стран?
— IQ-клуб представляет собой уникальный проект сотрудничества между экспертными площадками двух стран. Дело даже не столько в его информационной составляющей (которая, кстати, весьма высокого качества), сколько в физическом измерении – крайне важно, когда есть место, где эксперты могут пожать руки, посмотреть друг на друга, поговорить в кулуарах, услышать живые мнения. Причем, все это за достаточно небольшие деньги на проезд/проживание.
В остальном, не вызывает сомнений, что и остальные крупные площадки Казахстана, например, Казахстанский институт стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) или Библиотека Первого Президента, или само правительство Республики проводят плодотворную работу совместно с российскими коллегами. Но их уровень затрагивает либо крайне ограниченное число крупнейших экспертов, либо проходит между чиновниками за закрытыми дверями, что исключает своего рода «популяризацию» экспертного диалога двух стран.
IQ-клуб при небольшой поддержке мог бы стать именно массовой площадкой для экспертов Казахстана и России, поэтому для интенсификации деятельности клуба было бы крайне полезно получить рекламу со стороны как крупных российских центров – Российского совета по международным делам (РСМД), Фонда Горчакова, институтов МГИМО и МГУ, так и казахстанских – КИСИ, Назарбаев Центра, правительства. Причем, не только на словах, но и на своих сайтах.
— Андрей, вы работаете приглашённым профессором в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева. Как бы вы оценили уровень интеграции образовательных систем наших стран и потенциал двухдипломных образовательных программ, по завершению которых учащиеся получают диплом казахстанского и российского вуза? Недавно на заседании IQ-клуба проректор Инновационного Евразийского университета (ИнЕУ) Амангельды Бейсембаев предложил ввести в рамках ЕАЭС дипломы евразийского образца. На ваш взгляд, насколько реально воплотить такую инициативу в жизнь?
— Двухдипломные программы – это очень интересно и перспективно для развития двустороннего партнерства, поскольку открывает для выпускников возможности для реализации своего потенциала на рынках сразу двух стран. Плюс академические контакты, множество новых знакомств по обе стороны границы и уникальные компетенции в плане изучения процессов между крупнейшими игроками евразийского региона.
Касательно дипломов евразийского образца – хорошая задумка, но поскольку большинство родителей и студентов, так или иначе, ориентируются на конкурентоспособность на западном рынке, то мне пока трудно сказать, насколько такие дипломы будут признаны работодателями других стран. Плюс, любое нововведение пугает дополнительной бюрократией, которая и так превышает все мыслимые пределы. Но если механизм уже отработан и мои страхи напрасны – то можно подумать о дальнейшей проработке инициативы.
— Как известно, в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева проводится подготовка специалистов-международников, специализирующихся на странах ЕАЭС. В чем, на ваш взгляд, состоит актуальность подготовки специалистов такого профиля? Востребованы ли они? С какими трудностями приходится сталкиваться при разработке образовательных траекторий по подготовке международников-евразийцев.
— Подготовка специалистов по ЕАЭС крайне востребована, хоть на первый взгляд и не скажешь. Суть в том, что, несмотря на близость наших стран, в Казахстане я встречал мало экспертов, которые плотно изучают Россию. Существует мнение, что можно просто открыть новости, включить телевизор, и с российской политикой все будет понятно, но попробуйте спросить большинство экспертов назвать 3-5 российских губернаторов? В России то же самое – не так уж много экспертов изучают Казахстан, полагая, что если будет срочно нужно, то можно будет быстро пробежаться по новостям. Нет. Именно для того, чтобы мы лучше понимали друг друга и нужны международники-евразийцы.
Более того, такая специальность будет более востребована и на западном/восточном рынках образования. Изучая в Казахстане Германию или США, студенты не представляют большого интереса ни в Германии, ни в США, поскольку они не могут рассказать американцам про Америку ничего такого, чего бы не знали сами местные жители. А вот что происходит в евразийском регионе, будет интересно и немцам, и американцам, и китайцам, и самим евразийцам.
Жанар Тулиндинова
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.