Информационная безопасность в наше время является одной из важнейших составных частей стабильности не только отдельно взятых стран, но и межгосударственных объединений. Отсутствие каких бы то ни было инструментов защиты населения от пагубного влияния деструктивных сил может привести к тому, что оно, не имея объективной картины по тем или иным процессам, происходящим в стране и за ее пределами, будет ориентироваться в своих суждениях на ложную и необъективную информацию, подаваемую стороной, которая более развита в сфере информационного давления.
Стоит признать, что наиболее профессиональным в игре на информационном поле на данный момент является Запад, ведь история показывает, насколько богатый опыт управления общественностью с целью дестабилизации государства посредством внедрения ложных идей и искаженных ценностей имеется у тех же штатов. В этой связи особое значение обретает консолидация усилий по обеспечению коллективной безопасности в информационной среде. К слову, эта тема обсуждалась в рамках прошедшего в начале июля в Казахстане Видеомоста на тему: «Современные информационные войны: вопросы безопасности Казахстана и России».
Информационная агрессия извне, равно как и пробелы в работе информационной среды РФ и РК являлись основными темами обсуждения экспертов, принявших участие в мероприятии. Стоит отметить, что в последние годы усилия недругов по дестабилизации общественного настроения, как в России, так и в Казахстане усиливаются. Причем особый скачок наблюдается с началом всем известных украинских событий. Попытки внести раскол в отношения между странами-основателями Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в большинстве своем конструируются по этнической теме. Так, например, в мае текущего года был взломан сайт Правительства Оренбургской области, на котором впоследствии была размещена фейковая статья.
Речь идет о материале, содержащим якобы цитаты из выступлений губернатора и начальников УФСБ, УМВД и ГУ МЧС России по области в ходе экстренного совещания от 23 мая. Скриншоты публикации, а также полную ее перепечатку можно найти в сети, а, пожалуй, наиболее ярким моментом фейковой публикации следует указать следующую выдержку из «сказанного губернатором»: «… Казахстан, с которым мы всегда старались поддерживать дружеские и добрососедские отношения показал свое истинное лицо, на котором теперь отчетливо проступил звериный оскал русофобии и национализма…» И таких примеров взломов или лжеповествования в цифровом пространстве, увы, множество.
Сложившаяся ситуация требует координированной работы Москвы и Астаны, в том числе, по усилению собственных СМИ, публикующих достоверные и объективные материалы, не вредящие ни внутренней обстановке в странах, ни межгосударственным отношениям. Однако, есть вероятность, что подобной координации несколько воспрепятствуют расхождения в понимании наиболее продуктивных путей нивелирования угрозы. Российская позиция в данном контексте состоит в том, что целью направленного негативного воздействия на сознание общественности является не только Россия, но и все ближайшие ее партнеры.
Иными словами, западные страны стремятся внести разлад в диалог формата Россия-Казахстан, поскольку осознают, насколько важным для Москвы и Астаны является наличие надежных партнеров в ситуации, когда инициирован процесс геополитической трансформации мира. Казахстанская же позиция, судя по заявлениям некоторых экспертов, отчасти состоит в том, что центрально-азиатское государство ощущает на себе лишь малую часть той «шрапнели», что была пущена именно в Россию. Стоит признать, что данный тезис в определенной степени верен – основное сосредоточение информационного «огня» приходится на РФ.
Но не более того, поскольку такие попадания в Казахстан – не случайности. Более того, подобная трактовка рискует стать выгодным подспорьем для националистических кругов, имеющих место быть в центрально-азиатском государстве. Ведь если воспринимать информационные вбросы как «рикошеты», то наиболее продуктивный вариант уйти от угрозы – это дистанцироваться от «цели», что, в свою очередь, крайне негативно скажется как на России, так и на Казахстане.
В конечном счете, представляется, странам необходимо сконцентрировать внимание на следующих направлениях укрепления собственной и коллективной информационной безопасности:
* Укрепление отечественной журналистики посредством повышения качества образования будущих журналистов, квалификации уже состоявшихся представителей СМИ, а также обеспечения должного уровня их правовой защищенности и материального благосостоянии, дабы исключить вероятность поиска «новости ради новости», что нередко приводит к своего рода, конфузам в рамках межгосударственного диалога;
* Формирование более осязаемого образа будущего того же ЕАЭС или любого другого объединения в Евразии, поскольку общественность должна видеть к чему конкретно ведет та же интеграция. В данном случае, при наличии своевременной информационной поддержки отечественных СМИ, обыватель не станет воспринимать ложную информацию всерьез, поскольку она априори будет идти вразрез с видимыми и понимаемыми реалиями;
* Усиление кооперации в сфере обеспечения кибербезопасности, актуальность которой трудно переоценить. Показателен все тот же пример взлома сайта Правительства Оренбургской области, который лишний раз демонстрирует значимость укрепления «мускулатуры» не только в оборонной сфере постсоветского региона, но и в цифровой.
Геополитический центр «Берлек-Единство».
Источник: http://berlek-nkp.com/analitics/5569-bulat-murzagaleev-zachem-rossii-i-kazahstanu-razvivat-informacionnyy-biceps.html