На протяжении последних месяцев активно обсуждается вопрос развития нового трехстороннего союза, куда войдут Азербайджан, Турция и Казахстан. Началось все с заявления главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу. По его словам, трехсторонние форматы, созданные Турцией в Кавказском и Балканском регионах, работают очень эффективно.
«Турция работает над созданием трехстороннего формата Азербайджан-Турция-Казахстан», - сказал глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. По словам министра, трехсторонние форматы, созданные Турцией в кавказском и балканском регионах, работают очень эффективно. В этом году, сказал Чавушоглу, Анкара будет вести работу для активизации урегулирования замороженных конфликтов в регионе. Сегодня в регионе существует ряд трехсторонних форматов, таких как Азербайджан-Грузия-Турция, Азербайджан-Турция-Иран и Турция-Азербайджан-Туркменистан.
По словам министра, трехстороннее заседание Турции, Азербайджана и Туркменистана состоится в ближайшие месяцы. Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в рамках состоявшейся в Санкт-Петербурге встречи с президентом России Владимиром Путиным заявил, что Азербайджан, Турция и Россия могли бы сформировать трехсторонний механизм сотрудничества, и в Москве и Анкаре весьма положительно относятся к предложенной схеме, передает Тренд.
Политическая необходимость в трехстороннем сотрудничестве
«В последние годы трехсторонние форматы себя оправдывают, и внешнеполитическая ориентация стран-членов таких союзов не играет в этом процессе никакой роли. Как правило, основная цель государств наладить взаимовыгодное сотрудничество. Тем более, что между Азербайджаном, Турцией и Казахстаном существует есть общий интерес и возможности для более тесного взаимодействия». Об этом в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» рассказал руководитель клуба политологов «Южный Кавказ», азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.
По его словам, Казахстан, Азербайджан и Турция весьма активно участвуют в целом ряде региональных организаций. «В основе трехстороннего союза «Азербайджан-Турция-Казахстан» могут лежать торгово-экономические интересы и политическое сотрудничество, поддерживающее данное взаимодействие», - отметил эксперт.
Как сказал Велизаде, немаловажную роль играет тот факт, что у Азербайджана в отдельности, то есть в двухстороннем формате налажены прекрасные отношения, как с Турцией, так и с Казахстаном. «Но сегодня есть политическая необходимость в трехстороннем сотрудничестве. Например, Казахстан недавно подписал соглашение с Европейским союзом, при этом являясь членом Евразийского экономического союза. Тем самым, Казахстан развивает торгово-экономическое сотрудничество с ЕС. Когда был кризис в отношениях России и Турции, Казахстан старался примирить стороны, при этом продолжая реализовывать программу взаимодействия с турецкой стороной. Аналогичной позиции придерживался и Азербайджан, который хотел примирить стороны при этом, сохраняя прекрасные отношения с обоими государствами. Сегодня трехсторонние форматы сотрудничества между странами нельзя воспринимать, как политические объединения», - добавил руководитель клуба политологов «Южный Кавказ».
По его словам, Казахстан, Азербайджан и Турция входят в совет сотрудничества тюркоязычных государств. В 2011 году была принята декларация, в которой сказано, что стороны выразили намерение развивать отношения в области экономики и торговли, основанные на принципах равенства и взаимной выгоды, и наращивать сотрудничество во всех областях, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, воду и энергетические вопросы, альтернативную энергетику и туризм. Подчеркнули важность улучшения инвестиционного климата в государствах-членах, углубления взаимовыгодных экономических связей.
Высказали мнение, что главной целью экономического сотрудничества является обеспечение свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий между государствами-членами Тюркского совета.
«Хоть условия декларация и исполняются очень медленно, но сотрудничество имеется. Поэтому я считаю, что трехсторонний формат сотрудничества между Азербайджаном, Турцией и Казахстаном будет успешным», - пояснил он.
Трехсторонний союз маловероятен
В свою очередь, как сообщила в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» ассоциированный профессор, доктор PhD по специальности «международные отношения» (Турция), доцент кафедры международных отношений ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Айнур Ногаева, хотя трехсторонний союз маловероятен, не будем исключать этот вариант. Казахстан все активнее втягивается в мировую политику, используя свои преимущества, как в геополитическом, так и плане налаживания хороших связей с лидерами других стран.
«С обретением независимости одним из миролюбивых шагов РК стал отказ от наследия СССР-ядерного арсенала. Затем Казахстан не раз предлагал медиаторство для урегулирования различных глобальных и локальных конфликтов. Так, например, в рамках инициированного Назарбаевым форума СВМДА - (CICA), Пакистан и Индию смогли усадить за стол переговоров, тем самым снизив накал между странами. Напомню, первый саммит "Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии", состоявшийся 4 июня 2002 года, привлек внимание мировой общественности тем, что из-за обострения ситуации в Кашмире, Индия и Пакистан были близки к объявлению войны. Тогда в Алматы в рамках совещания состоялась встреча президента Пакистана и премьер-министра Индии. Позже в результате деятельности США и России конфликта удалось избежать.
Второй пример: Казахстан был местом проведения переговоров о ядерной программе Ирана в течение последних трех лет. И один из последних ярких примеров: ТР-РФ. Роль Назарбаева в нормализации отношений между Турцией и Россией очевидна, и думаю отношение лидеров этих стран к президенту Казахстана сыграло свою роль в выборе страны, как места встречи для диалога.
То есть можно констатировать, что Казахстан меряет на себя роль миротворца не только в регионе. Он пытается стать из объекта геополитических игр субъектом МО, т.е. стать актором/активным игроком на внешнеполитическом пространстве. К сказанному выше могу добавить, что Казахстан является инициатором ряда мероприятий, именно глобального масштаба: создание СМВДА, проведение саммитов ОИС-ОИК, саммит ОБСЕ, съезда мировых религий и пр.; участвует в миротворческих миссиях ООН, совместно с представителями свыше 30 стран (в Африке, Западной Сахаре и Кот-д’Ивуаре), где главные задачи военных наблюдателей - наземное и воздушное патрулирование, организация ночного наблюдательного поста и т.д.
Думаю, весь этот накопленный опыт может быть использован и в разрешении/урегулировании других замороженных конфликтов, в частности на Кавказе. Хотя указанные вами союзы: «Турция – Азербайджан – Иран», «Турция – Азербайджан – Туркменистан», «Турция – Азербайджан – Грузия» опираются больше на транспортно- энергетическую основу», - отметила она.
По ее словам, между главами государств трех Республик налажены прекрасные взаимоотношения. Поэтому в отличии от указанных «Турция-Азербайджан-Иран», «Турция-Азербайджан-Туркменистан», «Турция-Азербайджан-Грузия», создание тройственного механизма «Азербайджан-Турция-Казахстан» при желании и политической воле может быть более тесным в плане общности ценностей этих государств. Ведь эти страны объединены не только совместным участием в международных организациях и форумах, таких как ОБСЕ, СМВДА, ОИС, а также являются инициаторами Совета Тюркоязычных стран, Тюркской Академии.
«Думаю, все эти инициативы могут широко использоваться Азербайджаном, Турцией и Казахстаном в реализации тройственного механизма, взаимодействии во многих сферах, выходя за рамки культурно-образовательного поля. Как я говорила выше, в краткосрочной перспективе, данная инициатива в 3-х стороннем формате может быть реализована только в экономическом плане, и я не питаю особо иллюзий о более широком круге взаимодействия: политическом или в сфере безопасности. Главное, чтобы громкие и многообещающие заявления перешли в действительно работающий механизм, а смена названий и форматов (двухсторонний или многосторонний) - дело вторичное", - отметила эксперт.
Джамиля Алекперова