Мармонтова Таисия Викторовна, кандидат исторических наук, научный руководитель ЦАИ «Евразийский мониторинг» (Республика Казахстан)
Ши Юе, PhD, доцент Институт иностранных языков, Пекинский университет (Китайская Народная Республика)
Статья подготовлена в рамках проекта «Китайско-Центральноазиатское экономическое сотрудничество: достижения, возможности и проблемы».
Евразия — это крупнейший континент на Земле, объединяющий территории Европы и Азии, с общей площадью 53,6 миллионов км2 и населением более 5 миллиардов человек (примерно 70% населения Земли). На просторах Евразии расположены 93 страны. На фоне этого многообразия Евразия становится ареной для создания и развития различных интеграционных структур, направленных на укрепление разнообразных связей между государствами.
Площадь Центральной Азии составляет около 3,9 миллиона квадратных километров. Центральная Азия, несмотря на свои относительно небольшие размеры, играет ключевую роль как геополитический и экономический «мост» между Востоком и Западом по нескольким важным причинам:
- Центральная Азия находится в самом сердце Евразии, связывая два крупных региона: Европу и Азию. На протяжении веков она была частью знаменитого Шелкового пути — древней торговой артерии, по которой проходили товары, идеи и технологии между Востоком (Китаем, Индией) и Западом (Европой и Ближним Востоком). Даже сегодня регион является стратегическим транзитным узлом для торговых и транспортных коридоров;
- Центральная Азия богата природными ресурсами, особенно нефтью, газом и ураном. Это делает регион центром конкуренции за доступ к энергоресурсам и ключевым элементом глобальной энергетической безопасности.
- Центральная Азия представляет собой геополитический интерес для таких мировых держав, как Россия, Китай, США и Европейский союз. Страны региона играют важную роль в обеспечении стабильности в соседних регионах, таких как Южная Азия, Кавказ и Ближний Восток.
- Центральная Азия была и остается перекрестком цивилизаций, где веками пересекались различные культуры, религии и народы. Эта роль культурного посредника между мусульманским Востоком, буддийской Азией и христианским Западом усиливает её значение как моста между мирами.
Таким образом, благодаря стратегическому положению, природным ресурсам и Центральная Азия, которая исторически выполняла роль торгового и культурного моста между Востоком и Западом, вновь обретает геополитическую и экономическую значимость в современном мире.
КНР первой использовала налаживание региональной связанности как инструмент внешней политики. В 2017 году на форуме «Азия — Европа» этот концепт был озвучен в такой формулировке: «Связанность — это сближение стран, людей и обществ. Она обеспечивает взаимный доступ и содействует углублению экономических связей и контактов между людьми [...]. Кроме того, она охватывает все виды транспортного взаимодействия, [а также] содействует институциональному, инфраструктурному, финансовому сотрудничеству, развитию информационных технологий, цифровых соединений, энергетики, образования и исследований, человеческих ресурсов, туризма, культурных обменов, таможенного, торгового и инвестиционного содействия» (European Commission n.d.)
Связанность имеет преимущественно региональный и субрегиональный охват. Поэтому в условиях формирующегося многополярного мира, важно формировать такую систему отношений, где центральную роль в формировании связей начинают играть не только государств, но и межгосударственные акторы (Kacperek, M., n.d.).
О повышении политического веса Центральной Азии как субъекта международной политики говорит также появление новых диалоговых площадок в формате «ЦА плюс». К настоящему времени состоялось девять саммитов и встреч на высшем уровне в данном формате. За последние два года проведены первые саммиты «ЦА – РФ» (Астана), «ЦА – КНР» (Сиань), «ЦА – США» (Нью-Йорк), «ЦА – ФРГ» (Берлин), две встречи глав государств ЦА и Европейского союза (Астана, Чолпон-Ата), первый саммит «ЦА – ССАГЗ» (Джидда), а также «ЦА – Индия» (в онлайн-формате), «ЦА – Япония» (Tokayev K.K., n.d).
В январе 2024 года Германский институт международных отношений и безопасности впервые включил Казахстан в число средних держав мира. Главной особенностью таких государств является динамичная и неконфликтная внешняя политика, ориентированная на мирное и конструктивное сотрудничество. Благодаря этому они оказывают несоразмерное влияние на мировую арену, вне зависимости от своих территориальных размеров, численности населения или экономической мощи. Также «средние державы» исторически выступают стабилизаторами мирового порядка, поддерживая его ключевые принципы и предотвращая разрушение норм.
Роль таких стран будет только расти в ближайшие годы, изменяя мировую геополитику. «Великим державам» придется формировать коалиции со средними и малыми государствами для достижения успеха в любых вопросах. Для Казахстана эта концепция имеет особое значение, так как страна органично вписывается в роль «средней державы» в современной международной системе.
Проблемы, выявленные в глобальной системе управления в ходе пандемии COVID-19, показали необходимость не разобщенности, а, напротив, укрепления международного сотрудничества. Странам следует строить мосты, а не стены, чтобы более эффективно реагировать на вызовы, которые касаются всех.
Приверженность Казахстана к многостороннему подходу непоколебима. В 2024 году республика была председателем в шести международных структурах: Шанхайской организации сотрудничества, Организации тюркских государств, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной безопасности, Исламской организации по продовольственной безопасности и Международном фонде спасения Арала.
В этом контексте особое внимание привлекает роль Китая в расширении своей инициативы «Один пояс, один путь», которая соединяет регионы и создает новые возможности для взаимодействия. В частности, инфраструктурные проекты, такие как транспортные коридоры и логистические узлы, связывающие Китай с Ближним Востоком через Центральную Азию, открывают новые перспективы для стран региона.
В инициативе принимает участие 71 страна, которые вместе представляют более трети мирового ВВП и две трети населения планеты. Инициатива распространяется на страны Азии, Восточной Африки, Восточной Европы и Ближнего Востока - региона, где основные страны являются яркими представителями т.н. «средних держав».
Инициатива «Пояса и Пути», запущенная Китаем в 2013 году, стала ключевым направлением экономического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии. По прошествии 10 лет с момента её запуска, государства региона стремятся углублять партнерство с КНР через развитие инфраструктурных проектов, торговых связей, а также расширение культурного сотрудничества.
Казахстан является ключевым партнером Китая в рамках ОПОП благодаря своему географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре. В республике работают более 3 тыс. совместных казахстанско-китайских предприятий в горнометаллургическом комплексе, обрабатывающей промышленности, энергетике и других отраслях.
Приток инвестиций из Китая в Казахстан стабильно держится на высоком уровне, в 2022 году КНР инвестировала в Казахстан, $1,4 млрд, или 5% от всего их объема. По данным Национального банка РК, например, в 2021 году этот показатель был в районе $1,85 млрд, а в 2018-м – $1,66 млрд. Китайские инвестиции идут, главным образом, в создание производств и инфраструктуры.
15 ноября 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев дал старт строительству завода по производству автомобилей китайских марок Changan, Chery и Haval. После ввода в эксплуатацию мощности предприятия составят более 90 тыс. автомобилей в год. В рамках китайской инициативы «Пояс и Путь» была построена малая гидроэлектростанция «Тургусун-1» в Восточно-Казахстанской области. Она вырабатывает экологически чистую энергию, снабжая населенные пункты и «озеленяя» энергосистему этого региона.
В Костанайской области китайская компания Genertec (CMC) вместе с «СарыаркаАвтоПромом» запустила производство легковых автомобилей бренда JAC методами крупно- и мелкоузловой сборки.
Крупнейшая китайская логистическая компания COSCO Shipping инвестирует в развитие специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». Это помогает укрепить транзитный потенциал Казахстана во всем регионе.
Активно развивается казахстанско-китайская торговля. В 2022 году взаимная торговля Казахстана и Китая достигла $24 млрд. При этом экспорт казахстанской продукции в КНР вырос более чем на треть, превысив $13 млрд. А импорт из Поднебесной увеличился на 33,5% и составил $11 млрд.
Если рассматривать конкретные товары, то Казахстан поставляет в Китай нефть, медь и катоды из меди, руды и медные концентраты, природный газ, ферросплавы, уран и подсолнечное масло. Из Китая в Казахстан завозят преимущественно технику – телефоны, компьютеры, электрогенераторные установки, изделия из черных металлов, шины, дорожную и строительную технику и, собственно, автомобили (Bapiyev, 2023).
Важным событием для двух стран стало сообщение о запуске контейнерного поезда. В июле текущего года первый такой состав прошел через Казахстан из Ирана в Китай по коридору «Север-Юг». Казахстан уже обслуживает 90% всех поездов, проходящих через Центральную Азию в рамках инициативы BRI.
Соглашение между «Казпочтой» и китайским маркетплейсом «AliExpress» о сокращении времени доставки товаров открывает новые возможности для электронной коммерции, что укрепляет экономические связи между странами.
Узбекистан активно развивает инфраструктуру и транспортные коридоры, которые соединяют его с Китаем и другими странами Центральной Азии. Значимым событием стало соглашение между Узбекистаном и китайским производителем BYD, который поставит 2000 электробусов для Ташкента. Этот проект подчеркивает амбициозные планы Узбекистана по модернизации городской транспортной системы и продвижению экологически чистого транспорта.
Важным событием стали переговоры Национальной железнодорожной компании Узбекистана с китайскими партнерами по финансированию железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Этот проект имеет важное значение для расширения транзитных возможностей страны и региона в целом. Развитие железнодорожных путей, связывающих страну с Китаем, и экологические инициативы, такие как покупка электробусов, подчеркивают стремление Узбекистана стать важным узлом на пути транспортных коридоров в рамках ОПОП.
Двусторонние связи Кыргызстана с Китаем продолжают развиваться через упрощение визовых режимов и устойчивое экономическое сотрудничество, в частности в сфере экспорта полезных ископаемых. Значимым проектом является сухой порт Бедель, расположенный более чем в 70 километрах от уезда Уктюрпан в Синьцзяне, примерно в 80 километрах от Каракола в Кыргызстане и в 350 километрах от Алматы в Казахстане. Комплекс включает такие объекты, как комплексный центр управления, таможенный склад и логистическая зона, зона сбора грузов, финансовая биржа и выставочный центр, пограничная свободная экономическая зона для населения.
Китайская и таджикская стороны продолжают активно сотрудничать. Одним из важнейших проектов является строительство высокогорной дороги от КПП «Кульма-Карасу» до Хорога и Душанбе. Это не только улучшит транспортное сообщение в Таджикистане, но и поможет стране выйти из «транспортного тупика», подключив её к международным торговым путям. Для Таджикистана ОПОП представляет возможность улучшить транспортную инфраструктуру и выйти на международные рынки.
Туркменистан продолжает играть важную роль в инициативе ОПОП благодаря своему энергетическому потенциалу. Китай видит в Туркменистане ключевого партнера для обеспечения своих энергетических потребностей, и участие Бердымухамедова в форуме подтверждает важность двусторонних отношений (China-Central Asia, n.d.).
Таким образом, инициатива «Один пояс, один путь» становится важным инструментом не только для укрепления связей Китая с Центральной Азией, но и для более широкого взаимодействия с Ближним Востоком. Китай играет роль связующего звена, благодаря которому Центральная Азия становится важным партнером в рамках глобальных торговых и инвестиционных потоков.
Первая министерская встреча стратегического диалога «Центральная Азия + Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива» которая прошла в 2023 году показала, что страны Персидского залива и республики Центральной Азии значительно сблизились, разделяя общие вызовы, такие как энергетическая безопасность, транзитные потоки, борьба с международным терроризмом и наркотрафиком. Эти проблемы требуют скоординированных усилий, и именно многосторонняя дипломатия помогает поддерживать стабильность в Центральной Азии и укреплять региональную связанность в Евразии.
На данный момент Казахстан полноправно и эффективно действует в рамках важнейших объединений исламских государств, в первую очередь в Организации исламского сотрудничества, Исламском банке развития, Всемирной исламской лиге и ряде других организаций. Вовлечение в работу данных межгосударственных институтов позволяет Казахстану являться непосредственным участником процессов, происходящих в мусульманском сообществе.
По итогам визита в Саудовскую Аравию в 2022 году К.К. Токаева самый крупный государственный суверенный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, изъявил желание работать с казахстанскими фондами «Самрук-Казына» и «НУХ Байтерек».
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, посетивший Саудовскую Аравию вслед за Токаевым в августе 2022 года, привез инвестиционных соглашений на 14 млрд долл., из них 12 млрд долл. предназначены для развития энергосектора.
Абу-Даби имеет намерение интегрирования значительных инвестиций в ЦА. Это стало заметно еще с 2001 года, когда внешнеторговый оборот только между РК и ОАЭ составил более 360 млн долларов. В перспективе именно ОАЭ займет серьезное место среди инвесторов. Тем более что ОАЭ ведут переговоры с Евразийским экономическим союзом по соглашению о создании зоны свободной торговли. В регионе ОАЭ заняты в сельскохозяйственной сфере – производстве и переработке продовольствия, туризме, гостиничном бизнесе. В Узбекистане арабские бизнесмены активно инвестируют в сферу энергетики, в частности в строительство и установку возобновляемых источников энергии – ветряных и солнечных станций, теплоэлектроподстанций на газе.
Не менее активный инвестор в регионе Центральной Азии – Катар. В июне 2023 года эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани после посещения стран региона оставил за собой «инвестиционный шлейф». Узбекистану досталось более 12 млрд долл., направленных в энергетику, логистику и сельское хозяйство. Кыргызстану шейх пообещал сотрудничество в военной сфере. В Таджикистане, где все привлекательные проекты у Китая, открыл самую большую мечеть в регионе на 133 тыс. человек, в строительство которой Катар вложил 100 млн долл. (Panfilova, 2023)
По итогам 2022 года взаимный товарооборот Казахстана со странами Ближнего Востока составил порядка 1,2 млрд долларов США. Возможности и перспективы расширения экономического сотрудничества широки, однако высокая стоимость транспортировки является основным препятствием для достижения цели. Поэтому дальнейшее развитие торговых связей во многом будет зависеть от налаживания логистических потоков.
Перспективными в этом направлении можно назвать маршруты МТК «Север – Юг». С прошлого года в рамках проекта «Евразийский агроэкспресс» по транспортному коридору начались поставки продовольствия в ОАЭ. Казахстан заинтересован в повышении экономической привлекательности коридора, в том числе за счет роста его пропускной способности, поэтому создание контейнерного хаба в порту Актау и строительство многофункционального терминала в порту Курык являются важными элементами данной стратегии.
Реализация данных планов может произойти при сотрудничестве с эмиратской логистической компанией Abu Dhabi Ports Group, которая проявляет повышенный интерес к развитию морской и портовой инфраструктуры на Каспийском море. Подписание соглашения о стратегическом партнерстве с национальной компанией «КазМунайГаз» подтверждает серьезность инвесторов из Абу-Даби.
Китай, Кыргызстан и Узбекистан заключили соглашение о строительстве новой железной дороги, киргизский парламент уже ратифицировал документ. Проект планируется начать реализовывать в текущем году. На реализацию проекта потратят $4,7 млрд, половину суммы даст Пекин, по четверти выделят Бишкек и Ташкент. Ожидается, что все проекты в Китае, Кыргызстане и Узбекистане будут стоить $8 млрд.В перспективе магистраль станет частью Срединного коридора.
Известно, что протяженность железной дороги составит 454 км, 280 из них пройдут по кыргызской территории. На всей линии планируется оборудовать 18 станций, 81 мост и 41 тоннель. Предполагается, что по железной дороге будут ежегодно перевозить порядка 15 млн т грузов и около 300 тыс. пассажиров.
По завершению этого проекта транспортно-логистическая ситуация и общий расклад сил в Центральной Азии заметно изменятся. Китай благодаря дальнейшему развитию логистики получит альтернативный маршрут в Европу, а также страны Ближнего Востока и Персидского залива.
Узбекистану эта дорога поможет выйти на гигантский китайский рынок и поспособствует дальнейшему развитию экономики. Кыргызстан получит стабильный источник дохода. Ожидается, что за счет эксплуатации ветки госбюджет будет пополняться на $200 млн ежегодно.
При этом есть нерешенные проблемы. В частности, Кыргызстан пока не имеет достаточно средств, чтобы обеспечить свою долю в совместном предприятии. Не в полной степени очевидными остаются выгоды от строительства дороги. Много говорится, что новая ветка будет частью Срединного коридора, который обеспечит связь Китая с Европой через Центральную Азию и Закавказье. В этом смысле, однако, у железной дороги уже есть серьезные конкуренты. Например, активно развивается действующий путь из КНР через Казахстан и Россию (Karmazin, 2023).
Стратегическое положение Узбекистана в Центральной Азии и Афганистана в Южной Азии делают эти государства узловыми звеньями глобальных цепей поставок. С начала 2024 года Узбекистан провел несколько раундов переговоров с зарубежными партнерами по вопросам финансирования строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». В числе потенциальных инвесторов заявлены Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Ташкент на протяжении последних нескольких лет последовательно предпринимает шаги необходимые для решения проблемы транспортного тупика посредством диверсификации внешнеторговых путей. Наличие общей границы и железнодорожного сообщения с Афганистаном дает возможность Узбекистану выгодно участвовать в развитии трансафганских коммуникаций.
Оказавшись под санкционным давлением Запада, Россия и Беларусь переориентируют грузопотоки на Юг, что повышает их интерес к транзитному потенциалу Узбекистана, Ирана и Афганистана. Не менее активен в этом отношении Китай, запустивший глобальную инициативу Нового шелкового пути с целью создать современную сеть трансконтинентальных сухопутных маршрутов. Обзавестись надежными каналами доставки товаров в Центральную Азию и Афганистан или через их территории в более крупные рынки сбыта также не прочь Индия, Иран, Пакистан, монархии Персидского залива. Все они заинтересованы в максимальном сокращении сроков и стоимости поставок. В этом отношении высоки шансы на успех у будущей железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» больше известной как Трансафганская магистраль.
Согласно расчетам, транспортировка товаров из Пакистана в Узбекистан с использованием 647-километровой Трансафганской магистрали займет всего 3-5 дней вместо нынешних 35. А стоимость перевозки одного контейнера снизится почти в 3 раза. К 2030 году потенциальный грузопоток через новую железную дорогу составит порядка 22 млн. тонн в год. Его основная масса будет формироваться за счет транзита. Бюджет этого проекта составляет сумму $7 млрд, соответственно без инвестиций построить коридор крайне проблематично. Шавкат Мирзиёев на полях прошлогоднего саммита глав государств Центральной Азии и Персидского залива в Джидде призвал ближневосточных партнеров поддержать развитие трансафганских коммуникаций.
Катар осенью 2023 года посетил Ташкент с серьезной бизнес-миссией. По итогам визита была достигнута договоренность о поддержке реализации проекта Трансафганской магистрали. ТЭО магистрали готовит совместное предприятие «ADL-Ulanish», учредителями которого стали компания из ОАЭ «AD Ports Group» и узбекская компания «Sanoat Energetika Guruhi» (Saneg).
В ноябре 2022 года Ташкент предложил создать международный транспортный коридор (МТК) «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан». Год спустя интересанты проекта подписали меморандум о его реализации.
Протяженность нового мультимодального маршрута – 5532 км. Он позволит преодолеть расстояние между крайними адресатами за 20 дней или в три раза быстрей, чем по морю. Соблазн высокого экономического эффекта не в последнюю очередь подстегнул интерес россиян к использованию узбекско-афганского транзита для транспортировки экспортных грузов в Южную Азию и на Ближний Восток.В арсенале Москвы немало других альтернатив, в числе которых маршруты, идущие по Каспийскому морю (транскаспийский), территории Азербайджана (западный), а также Казахстана, Узбекистана и Туркменистана (восточный) представляющие собой вариации МТК «Север – Юг» с выходом на иранские порты и дороги. Трансафганский коридор не только дополнит эту комбинацию, но и послужит отличной заменой водному пути через Черное, Средиземное и Красные моря, который в свете войны в Украине и разросшегося палестино-израильского конфликта стал крайне небезопасным.
Связывая Москву, Минск и Астану с Афганистаном и Пакистаном Ташкент одновременно «убьет трех зайцев»:
- расширит свои транзитные возможности, что обогатит госказну, учитывая внушительный объем совокупного рынка заинтересованных сторон;
- увеличит число потенциальных бенефициаров запланированной железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» для обеспечения ее загруженности;
- поставит в транспортную зависимость те государства, к чьим транзитным услугам сам же Узбекистан до недавних пор обращался.
Это, пожалуй, главный геополитический дивиденд, который можно и нужно извлекать из сложившейся ситуации.
Основную ставку при транспортном соединении с западным соседом Пекин сделал на Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), прослывший флагманским и самым затратным проектом инициативы «Пояса и пути». В мае 2023 года талибы заявили о присоединении к КПЭК, по сути, признав за Пакистаном исключительное право на транзитные перевозки между КНР и Афганистаном (через высокогорное Каракорумское шоссе и перевал Брогил на пути к Ваханской долине).
К реализации Трансафганской магистрали неравнодушен Иран, который заметно активизировал контакты с талибами по линии международных транспортных коридоров. Тегеран ведет строительство железной дороги «Хаф – Герат» и намерен продлить ее до Малого Памира (район Вахан), где пересекаются границы Китая, Пакистана, Афганистана и Таджикистана. Скорее всего, это будет сделано путем сопряжения с ж/д «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» с учетом ранее анонсированного плана талибов связать Мазари-Шариф и Герат железной дорогой.
Узбекистан в связке с Казахстаном, располагающим портовой инфраструктурой на Каспии, может выступать удобным вариантом транзита при выстраивании логистики из Южного Кавказа, а также из Турции и Евросоюза через Южный Кавказ в афгано-пакистанском направлении и обратно. Но здесь мы имеем серьезного конкурента в лице Туркменистана, также граничащего с Афганистаном. Стоит принять во внимание, что существующая инфраструктура в Центральной Азии, Афганистане, Пакистане и Иране недостаточна. В долгосрочной перспективе различные автомобильные и железные дороги могут стать взаимодополняющими и поддерживающими сетями.
В 2012 году Ашхабад в партнерстве с Турцией, Азербайджаном и Афганистаном инициировал проект Лазуритового коридора. Стартовым участком маршрута должна стать железная дорога от КПП «Торгунды» на афгано-туркменской границы до Герата. От Герата маршрут проследует в Ашхабад, далее продолжится до каспийского порта Туркменбаши с выходом на Бакинский порт, затем через Грузию до Анкары и Стамбула.
Таким образом, Афганистан сможет диверсифицировать торговые потоки, попутно снижая транспортную зависимость от Ирана, Пакистана и в определенной степени Узбекистана. При этом больше всех выгоды получит Туркменистан, ввиду его связующей роли в лазуритовой комбинации.
В случае запуска ж/д линии «Торгунди – Герат» Ташкент рискует лишиться привилегированного статуса в перевозке экспортно-импортных грузов Афганистана и его внешнеторговых партнеров. Впрочем, такая тенденция уже наметилась. Казахстан начал активней присматриваться к альтернативным маршрутам через Туркменистан. Скорее всего, тому же примеру последует Россия, которая не скрывает планов подключиться к Лазуритовому коридору через свои порты в Каспийском море и продлить его до Пакистана.
Сегодня Центральная Азия играет ключевую роль в развитии региональной связанности благодаря своему стратегическому расположению и богатым природным ресурсам. Этот регион играет центральную роль в современных инициативах, таких как «Один пояс, один путь», усиливая свою значимость как транзитный узел для торговых потоков и транспортных коридоров. Динамичное развитие инфраструктуры, в том числе транспортных связей с Китаем и Ближним Востоком, создает новые возможности для устойчивого роста региона.
Страны Центральной Азии все чаще рассматривают Ближний Восток не только как источник инвестиций, но и как потенциального партнера в энергетике, логистике и сельском хозяйстве. Взаимные интересы способствуют созданию новых инвестиционных возможностей и диверсификации экономических потоков в обоих регионах.
Китайская инициатива «Один пояс, один путь» не только укрепляет экономические связи Китая с Центральной Азией, но и открывает новые горизонты для взаимодействия с Ближним Востоком. Кроме того, Китай, будучи инициатором масштабных инвестиционных проектов, таких как «Один пояс, один путь», оказывает значительное влияние на модернизацию инфраструктуры и развитие производственных мощностей в регионе. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для притока новых технологий и инноваций, что позволяет странам Центральной Азии не только повышать свою конкурентоспособность на глобальном рынке, но и улучшать качество жизни населения. Таким образом, Китай играет ключевую роль в создании устойчивой базы для долгосрочного экономического роста и повышения уровня интеграции региональных экономик.
Многостороннее сотрудничество между Центральной Азией, Китаем и Ближним Востоком способствует не только экономическому развитию, но и укреплению региональной стабильности. Совместные проекты в области транспорта, энергетики и экологии помогают государствам региона развивать свою инфраструктуру и повышают их значимость на международной арене. В условиях растущей конкуренции за влияние в Центральной Азии именно координация усилий глобальных и региональных акторов будет определять дальнейшие направления устойчивого развития региона.
References:
1. European Commission. (n.d.). ASEM connectivity inventory. https://www.consilium.europa.eu/media/31705/annex-i.pdf (accessed September 8, 2024)
2. Kacperek, M. (n.d.). (Re)defining connectivity. Warsaw Institute. https://warsawinstitute.org/redefining-connectivity/ (accessed September 8, 2024)
3. Tokayev, K. K. (n.d.). Renaissance of Central Asia: On the way to sustainable development and prosperity. Ortkz. https://ortcom.kz/ru/novosti/1723096219 (accessed September 7, 2024)
4. Bapiyev, K. (2023, May 3). High level of mutual trust: How Kazakhstan-China relations are developing. Kursiv Media. https://kz.kursiv.media/2023-05-03/skvr-rkchn/ (accessed September 7, 2024)
5. China-Central Asia: The region summarizes a decade of the Belt and Road Initiative. (n.d.). Eurasianet. https://russian.eurasianet.org/%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F-%C2%AB%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%C2%BB (accessed September 6, 2024)
6. Panfilova, V. (2023, July 17). Gulf countries increase presence in Central Asia. Nezavisimaya Gazeta. https://www.ng.ru/cis/2023-07-17/5_8775_asia.html (accessed September 6, 2024)
7. Karmazin, I. (2023, September 7). A station for three: Why China, Kyrgyzstan, and Uzbekistan need a new railway. Izvestia. https://iz.ru/1715548/igor-karmazin/vokzal-na-troikh-zachem-kitaiu-kirgizii-i-uzbekistanu-novaia-zheleznaia-doroga (accessed September 7, 2024)