Республика Казахстан вступает в новый календарный год, заявляя на ближайшее будущее проведение масштабных и глубоких экономических и институциональных реформ. Официальные лица часто напоминают гражданам, что кризисные явления в экономике заставляют государственный аппарат пересматривать экономическую политику, сокращать госрасходы и принимать другие меры экономии. Нурсултан Назарбаев также не перестает критиковать многие республиканские структуры, которые слишком медленно, по мнению лидера государства, урезают статьи расходов. В то же время, в Астане относятся к кризисным явлениям не только как к негативному следствию спада в мировой экономике, но и как к потенциальному шансу на проведение структурной модернизации национальной экономической системы.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина кризисных явлений в мире является и главным фактором падения темпов экономического роста Казахстана. Долгосрочное снижение мировых цен на сырьевые ресурсы, и главное на нефть, обусловили сокращение государственных доходов в экспортно-сырьевых экономиках. На постсоветском пространстве с этим столкнулось большинство стран. В Астане при этом выбрали стратегию совмещения госэкономии с последующим наращиванием объемов несырьевого сектора. Иными словами, несмотря на урезание расходов государственного бюджет практически по всем статьям, в Казахстане не отказываются от индустриализации, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также от программ оздоровления финансовой системы.
Ожидаемо, что кризис в экономике Казахстана не позволит государству проводить политику индустриализации в прежнем формате. В течение предыдущих нескольких лет в стране возводились новые заводы и предприятия обрабатывающего сектора. В то же время, по заявлениям властей и экспертного сообщества, ощутимая доля существующих новых мощностей не занята в производстве. В этой связи строительство новых производственных мощностей для некоторых отраслей для Астаны неприемлемо. Однако существующие предприятия имеют потенциал перехода обрабатывающей промышленности Казахстана от экстенсивного формата развития в интенсивному. Именно кризисные явления в экономике постсоветского пространства могут этому способствовать, особенно если продукция таких предприятий направлена на экспорт.
Малый и средний бизнес также не останется без государственной поддержки. Однако если раньше такая помощь носила больше финансовый характер, а именно субсидирование определенных видов деятельности, и предоставление налоговых и иных преференций, то сегодня в Казахстане уже не могут пойти на такие меры. В то же время, в Астане не отказываются от институциональной поддержки предпринимателей. В ближайшем будущем в стране ожидаются изменения в налоговом и таможенном законодательстве, которые также улучшат бизнес-климат.
Оказавшийся под ударом финансовый сектор в Казахстане решили «лечить» привлечением капитала в страну. Однако для этого также избраны новые инструменты. Наиболее перспективным при этом видится Международный финансовый центр «АСТАНА», открытие которого намечено на 2017 год. Учитывая, что базой для МФЦА станет инфраструктура проводимой в следующем году всемирной выставки ЭКСПО-21017, можно говорить, что затраты на формирование крупного международного финансового института являются минимальными.
Таким образом, несмотря на ощутимый спад темпов экономического роста Казахстана, равно как и многих государств мира, власти страны не отказываются от намеченных планов. Однако кризисные явления внесли определенные изменения в программы реализации инициатив властей Казахстана. Тем не менее, именно кризис может стать катализатором диверсификации экономики, так называемой «пилюлей от голландской болезни», о которой в стране говорят последние двадцать лет.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина кризисных явлений в мире является и главным фактором падения темпов экономического роста Казахстана. Долгосрочное снижение мировых цен на сырьевые ресурсы, и главное на нефть, обусловили сокращение государственных доходов в экспортно-сырьевых экономиках. На постсоветском пространстве с этим столкнулось большинство стран. В Астане при этом выбрали стратегию совмещения госэкономии с последующим наращиванием объемов несырьевого сектора. Иными словами, несмотря на урезание расходов государственного бюджет практически по всем статьям, в Казахстане не отказываются от индустриализации, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также от программ оздоровления финансовой системы.
Ожидаемо, что кризис в экономике Казахстана не позволит государству проводить политику индустриализации в прежнем формате. В течение предыдущих нескольких лет в стране возводились новые заводы и предприятия обрабатывающего сектора. В то же время, по заявлениям властей и экспертного сообщества, ощутимая доля существующих новых мощностей не занята в производстве. В этой связи строительство новых производственных мощностей для некоторых отраслей для Астаны неприемлемо. Однако существующие предприятия имеют потенциал перехода обрабатывающей промышленности Казахстана от экстенсивного формата развития в интенсивному. Именно кризисные явления в экономике постсоветского пространства могут этому способствовать, особенно если продукция таких предприятий направлена на экспорт.
Малый и средний бизнес также не останется без государственной поддержки. Однако если раньше такая помощь носила больше финансовый характер, а именно субсидирование определенных видов деятельности, и предоставление налоговых и иных преференций, то сегодня в Казахстане уже не могут пойти на такие меры. В то же время, в Астане не отказываются от институциональной поддержки предпринимателей. В ближайшем будущем в стране ожидаются изменения в налоговом и таможенном законодательстве, которые также улучшат бизнес-климат.
Оказавшийся под ударом финансовый сектор в Казахстане решили «лечить» привлечением капитала в страну. Однако для этого также избраны новые инструменты. Наиболее перспективным при этом видится Международный финансовый центр «АСТАНА», открытие которого намечено на 2017 год. Учитывая, что базой для МФЦА станет инфраструктура проводимой в следующем году всемирной выставки ЭКСПО-21017, можно говорить, что затраты на формирование крупного международного финансового института являются минимальными.
Таким образом, несмотря на ощутимый спад темпов экономического роста Казахстана, равно как и многих государств мира, власти страны не отказываются от намеченных планов. Однако кризисные явления внесли определенные изменения в программы реализации инициатив властей Казахстана. Тем не менее, именно кризис может стать катализатором диверсификации экономики, так называемой «пилюлей от голландской болезни», о которой в стране говорят последние двадцать лет.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22455/