ЦГИ «Берлек-Единство»: Казахстан: начало новой эры НПО

Опубликовано: 11.11.2015

ЦГИ «Берлек-Единство»: Казахстан: начало новой эры НПО
Неправительственные организации (НПО) в Республике Казахстан были образованы еще в советские времена. Начало активизации их деятельности приходится на период «перестройки», когда в стране оживились некие деятели, бросившиеся решать насущные проблемы республики, конечно не без финансовой и идейной помощи иностранных спонсоров.

В настоящее время количество НПО составляет 18-27 тысяч, но, по некоторым данным, деятельность осуществляют всего 17 тысяч организаций. Аналогичными показателями среди других республик Центрально-Азиатского региона может похвастаться только Кыргызстан. Казалось бы, без вовлечения общественности в систему государственного управления невозможно успешно решать многочисленные проблемы общества, имея ввиду под «вовлечением общественности» основную задачу НПО, так как они должны являться локомотивом и тем объединяющим составляющим для желающих поучаствовать в политической и экономической жизни своего государства. Для неправительственных организаций дали термин – «третий сектор», представленный общественными объединениями, фондами, негосударственными некоммерческими учреждениями и другими организациями, занимающимися социальными вопросами.

Несмотря на свою многолетнюю работу, деятельность НПО недостаточно известна широкой общественности, хотя их основная задача состоит в том, чтобы привлечь внимание казахстанцев к проблемам общества и дать толчок для последующего принятия органами государственной власти определенных мер. Но пока на деле получается, что деятельность неправительственных организаций вызывает множество вопросов, при этом не только со стороны государства, но и самих жителей республики.

В то же время нельзя сказать, что государство не поддерживает развитие неправительственных организаций. Был принят закон «О некоммерческих организациях Республики Казахстан», в рамках которого и осуществляется связь между органами государственной власти и представителями «третьего сектора». Но, как показывает практика, НПО, пользуясь несовершенством правовой базы, не отсчитывались о своей организационной и финансовой деятельности перед компетентными учреждениями страны, не считая редких исключений, когда выполнялся социальный государственный заказ. Точнее сказать, общественность, в интересах которой неправительственные организации должны осуществлять свою деятельность, не имеет представления чем занимается определенный представитель «третьего сектора». Последние, более того, свои действия даже не согласовывают с обществом, хотя функционируют от их лица. При сложившихся обстоятельствах не было НПО, которые получали бы финансирование со стороны населения или же представителей бизнеса. Средства привлекаются только из-за рубежа. Тогда как можно говорить о каком-либо налаживании контакта с населением?

В 2014 году для исправления данной ситуации и в целях дальнейшей социальной модернизации казахстанского общества и совершенствования институтов гражданского общества был внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций». Подразумевалось, что теперь НПО должны стать эффективными инструментами реализации социальных инициатив граждан. Следует сказать, что первоначальная попытка представителей «третьего сектора» работать над вносимыми поправками сменилась возмущением и негодованием с их стороны, в помощь им подключились и зарубежные спонсоры. Например, спецдокладчик ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций Майна Кай заявила, что принятие новых поправок позволит властям не только произвольно ограничивать ресурсы, предназначенные для НПО, но и контролировать сами организации. Здесь ключевое слово «ресурсы», подразумевающее финансирование. Очень беспокоит спецдокладчика возможность государством прослеживать финансовые операции «третьего сектора». Неправительственные организации подписали даже обращение к Президенту Н. Назарбаеву с просьбой наложить вето на закон. Интересно, что аналогичная реакция со стороны НПО возникала во всех странах, будь то Россия или Кыргызстан. Кстати, в последней все еще не приняли поправки в закон о деятельности неправительственных организаций – вопрос после бурного недовольства многочисленных неправительственных организаций и их спонсоров из-за рубежа повис в воздухе осенью нынешнего года.

Вместе с тем надо отдать должное целенаправленной политике Сената Казахстана, принявшего все-таки новый закон. Теперь можно будет говорить о совершенствовании статуса НПО, механизмах правового регулирования с учетом особенности их деятельности, обеспечении государственной поддержки общественных объединений.

Наряду с этим отметим, что неправительственные организации, которые позиционируются на Западе, как один из элементов демократического устройства, являются на самом деле некой движущей силой происходящих деструктивных процессов, об этом мы можем убедиться, обратившись к событиям произошедшим, например, в Кыргызстане, Украине. Для предотвращения таких событий и принимаются новые поправки в закон о деятельности НПО, дабы сделать более прозрачным их деятельность и направить их наконец-то заниматься чаяниями народа, внося свою лепту в построение гражданского общества. В этой связи для обмена опыта в сфере правового регулирования деятельности неправительственных организаций может способствовать сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан.
Тем более что глава «Гражданского Альянса» Нурлан Еримбетов, один из инициаторов внесения поправок в закон о деятельности НПО, обращает внимание на положительный опыт применения российского закона об иностранных агентах. Кроме всего прочего, альтернативой роста «третьего сектора» может стать процесс усовершенствования партийной системы республики. Партии как организации, защищающие интересы представителей определенного слоя общества, действительно могут выступать посредниками между гражданами и государством.

Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22089/