В Бишкеке, в рамках конференции, организованной Клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» при поддержке правительства республики, обсудили реализацию проекта цифровой повестки ЕАЭС, а также национального проекта «Таза коом».
Учитывая, что цифровизация является важнейшим этапом не только вовлечения стран объединения в широкомасштабные процессы глобальной цифровой трансформации, но и ключевым элементом развития сотрудничества и укрепления межгосударственных связей в рамках союза, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия осуществляют процедуры по синхронизации цифровых форматов национальных экономик.
«Сегодня ведущие государства мира вкладывают серьезные ресурсы в развитие цифровых отраслей с применением технологий Четвертой промышленной революции. Совместная реализация цифровой повестки обеспечит вдвое больший рост ВВП ЕАЭС, нежели реализация национальных цифровых программ странами союза по отдельности. Т.е. цифровые технологии окажут огромное влияние на конкурентоспособность евразийских товаропроизводителей и, как следствие, на экономический рост государств союза, а также на другие направления, включая сферу безопасности», - подчеркнул модератор конференции, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
Он также отметил, что на данный момент каждая из стран ЕАЭС накопила свой уникальный опыт и компетенции в цифровой экономике, реализуя национальные программы цифровизации.
«В Кыргызстане это программа «Таза коом», обладающая рядом разработанных и внедренных элементов, цифровых активов и возможностей, которые со временем будут дополнены и объединены во всеобщее управление – от экономических до социально-бытовых операций», - добавил эксперт.
Говоря о реализации проекта «Таза коом», депутат, член комитета по международным делам, безопасности и обороне Жогорку Кенеша КР Бахадыр Сулейманов подчеркнул, что цифровизация даст много положительных эффектов, как в экономике, так и в социальной сфере.
«В Кыргызстане есть предпринимательский потенциал, однако, предприниматели боятся легализации доходов и деятельности, благодаря же внедрению цифровых технологий мы сможем снять этот вопрос. Кроме того это значительно снизит уровень бюрократических проволочек, а также поможет исключить коррупцию. Переход на цифровую экономику даст дополнительные рабочие места, т.к. она связана с развитием компьютерных технологий, куда входят сервисы, платежи, интернет торговля и так далее. Но самое главное, что развивая цифровую экономику, мы уходим от коррупционной системы за счет снижения человеческого фактора в предоставлении тех или иных услуг», - отметил парламентарий.
По словам эксперта аппарата Президента КР Таланта Джунушева, на данный момент в ряду первостепенных задач Кыргызстана стоит вопрос о гармонизации проекта «Таза коом» с цифровой повесткой ЕАЭС.
«В рамках ЕАЭС страны-участницы союза подписали соглашение унифицировать национальные законодательства по цифровой повестке до 2025 года. Кыргызстан, будучи членом ЕАЭС, также должен выполнить эту задачу, и я считаю, что республика вполне к этому готова. Как говорится, дорогу осилит идущий. Процесс реализации проекта «Таза коом», который является основным компонентом национальной стратегии устойчивого развития 2040, был запущен еще в прошлом году. Есть, конечно, пока много вопросов, в том числе и каверзных. Но мы над ними активно работаем, у нас уже заложена законодательная база. Т.е. Кыргызстан последовательно шаг за шагом реализует проект цифровизации», - отметил Талант Джунушев.
В свою очередь заместитель министра экономики КР Алмаз Сазбаков отметил, что на сегодняшний день Кыргызстан в рамках ЕАЭС не является аутсайдером в плане реализации цифровой повестки.
«Цифровая повестка Евразийского экономического союза многогранна и включает множество компонентов, поэтому нельзя однозначно сказать, что какие-то страны впереди, а какие-то отстают. Например, Армения и Беларусь уже запустили маркировку товаров, в то время, как в Кыргызстане этот вопрос находится только на стадии рассмотрения. По электронным сопроводительным документам Россия и Казахстан впереди. Но по некоторым направлениям Кыргызстан лидирует среди стран ЕАЭС. Например, в плане проведения выборов, которые у нас в республике уже несколько лет проводятся по биометрическим данным. И наш опыт в этом вопросе является хорошим примером для наших партнеров. Кроме того, у нас хороший портал государственных услуг», - подчеркнул чиновник.
Подробнее на вопросах предоставления гражданам республики государственных услуг посредством цифровых технологий в своем выступлении остановился заместитель председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве КР Бакытбек Джусупбеков. Он отметил, что на сегодняшний день электронными услугами воспользовались около ста тысяч граждан.
«Государственной регистрационной службой создается единый реестр населения, включающий все персональные данные граждан от имени-фамилии и прописки до имущества, которым они владеют. И если одни говорят, что еще не видят продвижений в этом плане, то другие уже активно пользуются электронными услугами. Например, справки для получения или замены паспорта, свидетельства о рождении, браке и много других госуслуг, за которыми раньше приходилось ездить в райцентр, теперь граждане получают в своём в селе. По всей республике открыты информационные киоски, а также заработал портал, где информационные услуги предоставляются онлайн»- отметил Бакытбек Джусупбеков.
Он также рассказал, что сегодня ГРС работает над проектами «гибридной почты», нацеленного на упрощение процедуры оплаты коммунальных услуг за счет объединения всех коммунальных счетов в единую квитанцию, в пилотном варианте которого участвуют жители пяти столичных микрорайонов, а также над проектом электронного межведомственного документооборота. Сейчас программа по электронному обороту документации уже проходит апробацию внутри ведомства.
Кроме того, представитель Государственной регистрационной службы сообщил, что ведется работа по созданию единой электронной базы автотранспортных средств ЕАЭС.
«Создание такой базы значительно упрощает получение необходимых паспортных данных о конкретном транспортном средстве. На данном этапе мы занимаемся разработкой механизмов реализации этого проекта», - добавил чиновник.
Продолжая тему глава Свердловской районной администрации мэрии г. Бишкек Самарбек Болотбеков рассказал, что в его районе начата реализация цифровой программы в сфере оказания социальных услуг уязвимым слоям населения, которая уже принесла хорошие результаты.
«Для получения социальных услуг, оказываемых муниципальными органами, таких как получение материальной помощи, пенсий и пособий ветеранам ВОВ и одиноким пенсионерам, например, необходимо собрать более 20-ти справок. В среднем для получения одной только справки требовалось около 6 часов плюс некоторые материальные затраты на проезд и т.д. Сейчас же создана единая база, и обслуживание производится по принципу «единого окна», что не только существенно сократило время получения необходимых документов, но и сделало процедуру эффективной и прозрачной», - отметил глава районной администрации.
Не меньшие результаты, по мнению Самарбека Болотбекова, даст реализация проекта «Безопасный город», который нацелен на сокращение дорожно-транспортных происшествий, увеличение доходной части бюджета за счет взимания штрафов с нарушителей, а также на ликвидацию коррупции на дорогах. Положительно скажется «Безопасный город» и на снижении уровня квартирных краж и хулиганства, благодаря повсеместной установке камер наблюдения.
Не обошлась дискуссия и без критического взгляда на ключевой проект кабмина. Если государственные служащие на перспективы цифровой повестки и проекта «Таза коом» смотрят в основном с оптимизмом, то независимые эксперты видят ряд актуальных проблем, которые, по их мнению, могут стать серьезным препятствием в процессе цифровой трансформации Кыргызстана.
Так, по словам эксперта, экс-министра экономики КР Арзыбека Кожошева, основной проблемой в этом направлении является проблема финансирования и привлечения инвесторов.
«Это очень большой и затратный проект, на его реализацию нужно не менее одного миллиарда долларов. Из госбюджета на эти цели выделяется только 500 миллионов, т.е. нам необходимо искать внешние источники финансирования национальной цифровизации, которые не лягут бременем на государственный долг. А значит, это должны быть либо гранты, либо техническая помощь, либо инвестиции по линии государственно-частного партнерства. Мы должны заинтересовать инвесторов, но, чтобы пришли инвесторы, нужна политическая стабильность, работающие законы и нормативно-правовые акты, и не должно быть коррупции. Первым инвестором в эту программу стал Всемирный банк, который в прошлом году выделил нам на реализации «Таза коома» 50 миллионов долларов», - отметил эксперт.
Так же в качестве реальных проблем Арзыбек Кожошев назвал дефицит специалистов в IT-сфере, а также низкий уровень охвата интернетом граждан Кыргызстана. По его словам, всемирной паутиной в республике охвачено чуть более 30-ти процентов населения, в то время, как в том же Казахстане этот показатель превышает 70 процентов.
По мнению эксперта Дениса Бердакова, препятствием для достижения глобальной инициативы Кыргызстана по цифровой трансформации являются слабые стартовые позиции республики в плане промышленности и индустриальной базы, в связи с чем, Кыргызстан отстает от остальных стран ЕАЭС в этом направлении.
«На данный момент из всех государственных министерств и ведомств только ГРС успешно внедрила элементы цифровой повестки. Всем остальным пока нечего оцифровывать. При этом, в стратегии 2040, частью которой является «Таза Коом», почему-то не отражены механизмы взаимодействия и партнерства государства и бизнеса, что не очень положительно сказывается на цифровой трансформации. Между тем, цифровизация может стать самым действенным инструментом достижения доверия между странами ЕАЭС, потому что позволит сделать взаимоотношения между союзниками более прозрачными и открытыми», - подчеркнул Денис Бердаков.
На ряд технических недоработок в подготовке к реализации проекта «Таза коом» и его компонента проекта «Безопасный город» обратил внимание эксперт Эсен Салиев.
«Любое строительство, образно говоря, начинается с фундамента, а не крыши. «Безопасный город» же начинается именно с крыши, потому что установка непосредственно камер наблюдения, которые поставит китайская компания, это уже завершающий этап, перед которым нужно провести колоссальную работу», - отметил эксперт.
По его мнению, начинать следует с приведения в порядок, а местами и с замены, инженерных и инфраструктурных, в частности электрических, сетей, для обеспечения бесперебойного и качественного обслуживания системы.
Кроме того, эксперт обратил внимание, что не определены, как контролирующий орган управления, так и орган, который будет координировать работу и осуществлять обслуживание системы. Также не понятно, кто и как будет обрабатывать информацию с камер, готовить штрафные уведомления и доставлять их нарушителям. Не прописан и механизм действий на случай, если гражданин не соглашается оплачивать штраф, а решает оспаривать его в судебном порядке.
«Суды итак завалены рассмотрением дел и уголовного, и административного, и гражданского порядка, и они физически не будут справляться с дополнительной нагрузкой, поэтому нужно разработать систему быстрого реагирования на мелкие правонарушения, возможно, создать специальный департамент, который будет заниматься рассмотрением именно этих вопросов», - добавил Эсен Салиев.
В этой связи, он считает, что в вопросах реализации цифровой трансформации руководство республики «бежит впереди паровоза», не предусмотрев критерии ответственности.
«Если не решить все технические и законодательные вопросы перед тем, как конструировать «Безопасный город», то его реализация станет очередным «пшиком». Практически впустую будут потрачены колоссальные средства, что в итоге еще больше снизит доверие граждан к властям», - заключил эксперт.
Стоит отметить, что реализация стратегии развития цифровой экономики в рамках ЕАЭС рассчитана до 2025-го года. Предполагается, что она будет разделена на несколько этапов.
На первом этапе, примерно до 2019 года будет проводиться моделирование процессов цифровой трансформации, проработка первых инициатив и запуск стартовых проектов. Среди инициатив уже сейчас можно выделить такие, как развитие цифровой прослеживаемости продукции, товаров, услуг и цифровых активов, электронной торговли, создание цифровых транспортных коридоров и т.д.
Второй этап предполагает реализацию новых проектов на основе механизмов и норм, которые будут отработаны на первом этапе. На третьем этапе планируется переход к комплексной трансформации отраслей и рынков в союзе через развитие цифровых экосистем, которые будут создаваться бизнесом стран-участниц ЕАЭС.
История цифровой повестки ЕАЭС началась в конце 2016-го года с подписания президентами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России соответствующего совместного заявления.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»