ЦГИ «Берлек-Единство»: Неожиданные изменения на телевизионном медиарынке Казахстана

С начала 2016 года ряд иностранных телекомпаний может прекратить свою деятельность на территории Республики Казахстан. С 1 января вступают в силу изменения в закон РК «О телерадиовещании», которые были подписаны главой государства в ноябре этого года. Принятые изменения в правовом поле могут стать ощутимыми барьерами для телекомпаний России, которые ретранслируют в Казахстан многие российские телеканалы. По большому счету, в казахстанском медийном бизнесе сегодня меняются правила, отечественным и иностранным компаниям придется подстраиваться под новые условия, теряя при этом часть рынка. 

С начала 2016 года ряд иностранных телекомпаний может прекратить свою деятельность на территории Республики Казахстан. С 1 января вступают в силу изменения в закон РК «О телерадиовещании», которые были подписаны главой государства в ноябре этого года. Принятые изменения в правовом поле могут стать ощутимыми барьерами для телекомпаний России, которые ретранслируют в Казахстан многие российские телеканалы. По большому счету, в казахстанском медийном бизнесе сегодня меняются правила, отечественным и иностранным компаниям придется подстраиваться под новые условия, теряя при этом часть рынка. 

Дело в том, с 1 января 2016 года иностранным каналам будет практически запрещено вести рекламную деятельность. Это означает, что большинство российских телеканалов, вещающих в Казахстане, могут уйти с рынка. Дополнительно, с января 2017 года «аффилированные с иностранными госструктурами» компании-вещатели будут обязаны открывать в Казахстане свои представительства при 80-процентном участии казахстанских резидентов. Ряд экспертов отрасли полагают, что законодательные изменения непродуманны до конца, и требуют доработки. 

Уже сегодня очевидно, что российские телекомпании не смогут приспособиться под новые требования, так как отдельное вещание на территории Казахстана без рекламных блоков будет стоить немалых трудозатрат и финансовых ресурсов. При этом отечественные телекомпании Казахстана зачастую не могут конкурировать с иностранными коллегами. Казахстанский медийный сектор не столь развит, и качество предлагаемого контента уступает тем же российским программам. Показательно, что самыми популярными иностранными телеканалами в РК являются продукты кабельных трансляций России, а на первой строчке рейтингов телепросмотров казахстанских потребителей расположился «Первый канал. Всемирная сеть».

Если российские компании не перестроятся под новые требования, потребители будут вынуждены перейти на казахстанские эфирные и иностранные кабельные телеканалы (уже не столь многочисленные), которые и раньше не являлись рекламодателями. В это же время, отечественным телеканалам Казахстана пока банально не хватает средств на формирование качественных эфирных продуктов. К слову, созданию интересного для потребителя контента не смогли способствовать и средства государственной поддержки, выделенные казахстанским СМИ с целью повышения качества телепередач отечественного ТВ. 

Законодательные изменения затронут также и кабельных операторов Казахстана, которых в стране около сотни. Многие операторы могут лишиться части своего рынка. С другой стороны, не исключено, что определенные последствия этого ощутят субъекты малого и среднего предпринимательства, которые ранее размещали рекламу на кабельных информационных ресурсах. Можно ожидать, что часть из них переориентирует рекламу в интернет-сектор, однако при этом потеряет потенциальных клиентов, которые привыкли черпать информацию посредством телевидения. 

Учитывая потенциальные проблемы, которые могут вызвать поправки в закон «О телевидении», можно предположить, что власти Казахстана скоро выступят с инициативами внесения новых поправок в закон. Стоит отметить, что в России год назад вводились аналогичные казахстанским нормы. Однако уже спустя месяц были приняты изменения, снимающие ряд ограничений с иностранных телекомпаний на особых условиях использования контента. Например, если 75% эфирного времени такого канала отдано российскому контенту, то и с рекламой у таких компаний проблем не возникает. Не исключается, что медийный сектор России и Казахстана вскоре придут к общему знаменателю, а страны унифицируют правовые нормы регулирующие деятельность субъектов рынка. Учитывая постепенное сближение экономик государств в рамках Евразийского экономического союза, такой шаг является логичным. 

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Источник:http://ia-centr.ru/expert/22355/

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *