ЦГИ «Берлек-Единство»: О многовекторности внешней политики Казахстана

Республика Казахстан в интересах укрепления национальной безопасности придерживается принципа многовекторности, лежащей в основе внешней политики. Поэтому установление прямых связей с различными международными и региональными структурами соответствует внешнеполитическому курсу страны. Казахстан с момента провозглашения независимости осуществляет сотрудничество с...

Республика Казахстан в интересах укрепления национальной безопасности придерживается принципа многовекторности, лежащей в основе внешней политики. Поэтому установление прямых связей с различными международными и региональными структурами соответствует внешнеполитическому курсу страны. Казахстан с момента провозглашения независимости осуществляет сотрудничество с Североатлантическим альянсом в рамках программы «Партнерство во имя мира», Соглашения о безопасности и Соглашения о статусе вооруженных сил. Астана рассматривает свой диалог с НАТО прежде всего в сфере подготовки кадров, миротворчества, научно-технического сотрудничества, при этом принимая это как вклад в укрепление безопасности на евразийском пространстве.

С учетом начала международной антитеррористической операции в Афганистане в начале 2000-х годов роль республик Центрально-Азиатского региона возросла. Территория стран начала рассматриваться и как перевалочный пункт для войск западной коалиции, место базирования логистических центров для транзита грузов в Афганистан и обратно. Например, возможность использования порта «Актау» на Каспии существенно сократила военные расходы НАТО, но в то же самое время привела к некой нервозности других стран, небезосновательно опасающихся нарушения баланса сил в регионе.

Казалось бы, первоочередной задачей в нестабильном мире становится противодействие вызовам и угрозам безопасности: международному терроризму, организованной преступности, торговле наркотическими веществами, незаконной и неконтролируемой миграции. Но за годы действия западной коалиции в Афганистане поставленные задачи так и не были решены, хотя, в том числе и со стороны Казахстана, было приложено немало усилий для содействия силам НАТО. Наоборот, территория соседней Исламской Республики Афганистан стала сосредоточением различных террористических и экстремистских группировок и появления самой опасной угрозы в лице ДАИШ. Также увеличились объемы производства наркотиков и маршруты их поставок.

В связи с этим, думается, что НАТО не может рассматриваться Казахстаном как надежный стратегический партнер. Понятно, что в рамках многовекторной политики контакты республики с альянсом сохранятся и в дальнейшем будут проведены различные совместные военные мероприятия. Но в нынешнее время, в условиях напряженности между, с одной стороны, США и их союзниками, с другой – Россией и Китаем, северная приграничная часть Афганистана используется Западом как очаг нестабильности, тем самым угрожая безопасности всей Центральной Азии. Поэтому территория центрально-азиатских республик может быть защищена в первую очередь региональным военным блоком ОДКБ. Конечно, Казахстан делает все возможное, чтобы интегрироваться в глобальную систему безопасности и участвовать практически во всех международных военно-политических формах сотрудничества. Но как пытается использовать НАТО возможность своего присутствия на территории ЦА, остается под большим опросом. Главное, исходя из заявлений казахстанских дипломатов, становится ясно, что у Астаны есть понимание того, что военное сотрудничество с альянсом не должно нанести какого-либо ущерба коллективной безопасности в рамках СНГ, а если оно будет способствовать обеспечению дополнительной региональной безопасности, то это неплохо.

На днях стало известно, что в ходе трехдневного заседания рабочей группы офицеров-координаторов разработан проект военного сотрудничества Вооруженных Сил (ВС) Казахстана и США на 2016-2017 годы. Основными направлениями, по которым в ближайшие два года будут развиваться казахстанско-американские взаимоотношения в военной области, станут миротворческая деятельность, оказание помощи в профессионализации Вооруженных Сил, а также военное образование: «Так, планируется совершенствование методик обучения в военных учебных заведениях Казахстана, содействие в развитии сержантского корпуса. Вместе с тем, продолжится работа по языковому обучению. В ближайших планах также – обмен курсантами военных учебных заведений Казахстана и США». Напомним, что в этом году в рамках военных контактов двух стран уже состоялось первое совместное мероприятие: впервые в Кадетском корпусе Министерства обороны РК прошел семинар по вопросам совершенствования методологии обучения кадетов.

В то же время Казахстан совместно с Россией и Белоруссией составляют основной костяк Организации Договора о коллективной безопасности. Астана, являясь членом Организации, использует огромный военный и экономический потенциал, которым обладает этот региональный альянс. Тем самым происходит укрепление национальной безопасности и обеспечение стабильности в геополитическом окружении самой республики. Расположенный на территории Казахстана элемент российской системы предупреждения о ракетном нападении узел «Балхаш-9» ежедневно выполняет задачи в интересах системы контроля космического пространства, тем самым являясь одним из элементов сдерживания и системой, обеспечивающей безопасность центрально-азиатского региона. Продление соглашения по радиотехническому узлу послужило стимулом к дальнейшему формированию между Россией и Казахстаном Единой региональной системы ПВО-ПРО.

Только в конце декабря 2015 года на совещании с руководящим составом Министерства обороны РК Президент Нурсултан Назарбаев посоветовал руководству всегда быть в готовности. Глава республики отметил важную роль армии в предотвращении и нейтрализации современных военных и террористических угроз. Действительно, учитывая новые тенденции и особенности вооруженных конфликтов, военнослужащим ВС республики постоянно приходится работать над повышением уровня профессиональной, боевой и морально-психологической подготовки. Данные навыки приобретаются в ходе совместных оперативно-тактических и международных учений, проводимых в рамках ОДКБ. Поэтому Коллективные силы оперативного реагирования Организации находятся в постоянной готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику.

Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Источник:http://ia-centr.ru/expert/22624/

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *