Эксперт: благодаря развитию СНГ удалось подобрать оптимальные формы и механизмы сотрудничества между постсоветскими странами

Опубликовано: 26.09.2022

Эксперт: благодаря развитию СНГ удалось подобрать оптимальные формы и механизмы сотрудничества между постсоветскими странами

СНГ более 30 лет, за это время содружество трансформировалось в крупнейшую интеграционную площадку на постсоветском пространстве. О том, насколько сильно изменилось взаимодействие между странами, а также какие задачи стоят перед содружеством в современных реалиях рассказал эксперт Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», замзавкафедрой международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета Артур Сулейманов.  

 

- Артур Рамилевич, СНГ больше 30 лет, на ваш взгляд за последние годы насколько кардинально изменилось взаимодействие между странами внутри содружества?

- За более чем тридцатилетнюю историю СНГ трансформировалось в крупнейшую интеграционную площадку на постсоветском пространстве, объединяющую государства на принципах равноправного сотрудничества и взаимовыгодного партнёрства.  

Содружество стало формой обустройства постсоветского региона, что позволило цивилизационным путём развивать многосторонние отношения между бывшими республиками СССР. Благодаря чему удалось не только установить диалог между независимыми государствами, но и сформировать организационно-правовые основы для дальнейшего углубления сотрудничества.  

Мы видим, что СНГ, выступая ядром евразийской интеграции, развивается последовательно. Это находит отражение в создании экономического и культурно-гуманитарного пространства, объединяющего государства с разными политико-экономическими возможностями, но имеющими общую историю и культурную близость. В результате, учитывая опыт СНГ, были сформированы и другие евразийские интеграционные структуры (ОДКБ, ЕАЭС).

Во-многом благодаря развитию СНГ удалось подобрать оптимальные формы и механизмы сотрудничества между постсоветскими странами. И в этом, наверное, основная миссия Содружества.

На сегодняшний день, в рамках СНГ действуют Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Межпарламентская ассамблея. Такая институциональная и структурная проработанность позволяет организации обеспечивать и вести сбалансированную политику, достигать намеченных целей.

Если рассматривать текущую ситуацию в СНГ, то она связана с консолидацией позиций государств по сложившимся международным проблемам. Здесь хочется отдельно выделить совместную работу по защите общей истории, а также преодоление экономических последствий пандемии и взаимодействие по линии правоохранительных органов.   

Таким образом, взаимодействие между странами СНГ носит динамичный характер. С одной стороны, углубляется сотрудничество между государствами. С другой, Содружество является действенной интеграционной площадкой, позволяющей реагировать на внешние факторы. Намечается тенденция сближения политик СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.      

 

- В октябре этого года в Казахстане пройдёт саммит СНГ. Казахстан в этом году выступал в роли председателя. На ваш экспертный взгляд, какие промежуточные итоги можно подвести уже сейчас?

- В октябре пройдёт очередной саммит СНГ под председательством Казахстана. Если говорить о промежуточных итогах, то необходимо обратить внимание на наращивание торгово-экономического сотрудничества, расширение промышленной кооперации и углубление взаимодействия по продовольственной безопасности между государствами-членами Содружества.

Отдельно выделю совершенствование механизмов сотрудничества в сфере безопасности, ориентированных на противодействие современным вызовам и угрозам.

 

- На недавнем круглом столе, посвящённом продовольственной безопасности, вы высказали необходимость разработки общей концепции продовольственной безопасности для государств стратегически важных интеграционных блоков. Говоря об СНГ, какие ещё на ваш взгляд документы необходимы нашим странам в современных реалиях?

- Решение продовольственного вопроса – это не только ключ к расширению Евразийского союза или Шанхайской организации сотрудничества, но и связующее звено между ЕАЭС, СНГ и ШОС.

Перед этими интеграционными структурами стоят общие задачи в рамках Большой Евразии - не допустить продовольственного дефицита, роста инфляции, а также обеспечить население качественными и безопасными продуктами в национальном, региональном и глобальном масштабе. 

Для этого как раз и необходимо разработать Концепцию общей продовольственной безопасности, которая бы отвечала программным документам организаций и интересам самих государств.

Задача кажется запредельной, но мы, как раз, наблюдаем за формированием нового Центра сила, который напрямую связан с этими интеграционными объединениями, включёнными в Большое евразийское партнёрство.

Имеются определённые правовые препятствия в этом вопросе, но они все решаемые. Так, например, какие-то вопросы можно снять через зоны свободной торговли и договор о их пересечении. В ШОС работа по созданию ЗСТ ещё идёт, а в СНГ и ЕАЭС они уже давно существуют. Это очень тонкий вопрос, но по нему можно прийти к компромиссам. Кроме того, подобная практика, как создание общего соглашения по ЗСТ, позволит ещё больше согласовать позиции между СНГ и ЕАЭС.