На прошлой неделе президент Казахстана Н. А. Назарбаев совершил ближневосточное и центрально-азиатское турне. Первым пунктом визита казахстанского лидера стала Исламская республика Иран. В результате переговоров между предпринимательскими сообществами Ирана и Казахстана было заключено 50 соглашений на сумму 1 млрд долларов. Далее президент Казахстана принял участие в XIII Саммите Организации исламского сотрудничества в Стамбуле. Накануне Саммита Н. А. Назарбаев провел переговоры с президентом Турции Р. Эрдоганом, по результатам которых главы двух стран приняли совместную декларацию по исламскому примирению.
О целях и результатах ближневосточного и центрально-азиатского турне казахстанского президента мы побеседовали с заместителем директора по научной работе Казахстанского института стратегических исследований Санатом Кушкумбаевым:
— Санат Кайрслямович, говоря о визите президента Казахстана в Исламскую республику Иран, какие результаты вы бы подчеркнули – политические или экономические?
— Экономические результаты сопровождаются и политическими. Надо отметить, что у Казахстана и Ирана есть основа для взаимовыгодного сотрудничества как в политической, так и в экономической сфере. И Иран, и Казахстана являются членами Организации экономического сотрудничества (ECO). Еще на заре независимости, в 1992 году, шесть постсоветских стран – Азербайджан и пять стран Центральной Азии – вступили в организацию, учредителями которой являются Иран, Турция и Пакистан. Это один аспект.
Второй момент. Казахстан является членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а Иран – наблюдателем в этой организации, занимая в ней активную позицию и, более того, ставя вопрос о повышении своего статуса в ШОС.
У нас есть большое поле для взаимодействия в энергетической сфере. Несколько лет назад, еще в досанкционный период, Казахстан поставлял методом своповых операций нефть на север Ирана через каспийское направление, а Иран отгружал нефть в пользу Казахстана в Персидском заливе. Это было выгодно и для Ирана, и для Казахстана. Есть многие другие аспекты взаимодействия, которые интересны Казахстану. В частности, реализация транзитно-транспортного потенциала сотрудничества. В конце 2014 года была официально открыта железнодорожная линия Казахстан – Туркменистан – Иран, соединившая запад Казахстана с северо-востоком Ирана, провинцией Хорасан. Это позволяет нам в перспективе выйти не только на рынок Ирана, но и на рынки, которые связаны с зоной Персидского залива – Южную Азию, страны Ближнего Востока, используя морские порты, в частности, такие как Чорбахар и Бендер-Аббас в Персидском заливе.
Помимо этого у нас есть взаимодополняемость экономик: Иран находится в южной климатической зоне и выращивает сельскохозяйственную продукцию, которая востребована у нас и при этом не может производиться в Казахстане. В свою очередь казахстанские аграрии производят пшеницу твердых сортов высокого качества, которая имеет спрос в странах Ближнего Востока и в том числе в Иране. Торговля сельскохозяйственной продукцией – это важное направление сотрудничества наших стран.
В целом у Казахстана и Ирана есть возможность развития как двухсторонней, так и многосторонней торговли в транзитном направлении «Север — Юг» и «Восток — Запад», в том числе в рамках китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути. В лучшие годы объем торговли между Ираном и Казахстаном превышал нынешний более чем в два раза. Таким образом, в этой сфере имеется большой потенциал роста. Казахстан и Ирана – региональные соседи, связанные коммуникационно через Каспийский водоем и общую границу в Центральной Азии. Так что здесь есть хорошие перспективы и потенциал для взаимных контактов.
Тем более, что, предваряя визит президента в Иране прошла встреча бизнес-сообществ наших стран, были подписаны соответствующие договора на сумму свыше миллиарда долларов. Возможно, в дальнейший период откроются еще более широкие возможности. Тем более, что речь идет о том, чтобы открыть дополнительные рейсы из Алматы в Тегеран летом этого года и из Астаны в Тегеран в течение года. То есть это демонстрирует наш потенциал и взаимный экономический интерес.
— Некоторые эксперты высказывают мнение, что эта готовность Ирана предоставить Казахстану часть своего рынка является ответной любезностью за активное участие Казахстан в урегулировании иранской ядерной проблемы.
— Я бы не стал так упрощать. Жест может быть в политике, и это, как правило, одноразовое явление – строительство здания, возведение конкретного объекта инфраструктуры. Долгосрочное же экономическое сотрудничество не может базироваться на односторонних уступках. Это, прежде всего, взаимная выгода.
Второй аспект – Казахстан и Иран видят друг в друге стабильных предсказуемых партнеров. Крайне важно, что наше экономическое сотрудничество не обусловлено какими-то политическими барьерами или геополитическими преградами. Мы прагматично реализуем наш потенциал.
— Президент Казахстана пригласил иранских бизнесменов принять участие в программе «Нурлы жол» и втором этапе индустриализации. Была также достигнута договоренность, согласно которой Иран будет строить солнечную электростанцию в Алматинской области. Наверняка, для многих казахстанцев было неожиданностью узнать о том, что иранцы преуспели в высокотехнологичных отраслях.
— Ну почему же, иранцы имеют большой опыт в сфере строительства, в производстве строительных материалов, возведении инфраструктурных объектов, железных и автомобильных дорог, портов.
Иран это страна, имеющая свои собственные разработки и технологии. Надо отметить, что это уже не просто развивающаяся страна: годы внешней изоляции и санкционная политика в отношении Ирана принесли и свои позитивные результаты. В Иране довольно развитая перерабатывающая промышленность, нефтехимия, сельское хозяйство. В этом плане они более самодостаточные, чем, скажем, страны постсоветского пространства. Иными словами Иран обладает определенными технологиями, которые представляют интерес для Казахстана. Играет роль также фактор ценового предложения, соотношение «цена — качество» иранских технологий.
Отмечу также, что Иран активно поддержал казахстанскую позицию по проведению ЭКСПО-2017 в Астане, лейтомотивом которой, как известно, стали зеленые технологии и альтернативная энергетика, а Иран располагает в этой сфере и опытом, и разработками.
— Н. А. Назарбаев также призвал иранских предпринимателей более активно использовать потенциал железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран. Означает ли это, что она до сих пор не заработала в полной мере?
— Напомню, что эта транспортная артерия была открыта чуть больше года назад, а чтобы обеспечить грузопоток железнодорожной линии протяженностью свыше 900 километров нужны несколько лет. Это все равно, чтобы наполнить водоем перед плотиной – масштабные проекты требуют времени. Чтобы она полнофункционально заработала, нужно завершить все процедуры в тестовом режиме. Плюс экономические субъекты должны определиться, какие виды товаров можно транспортировать в обе стороны. Эти вопросы требуют полноценного решения. В течение одного года на сто процентов запустить дорогу в эксплуатацию невозможно.
— Какие перевозки могут осуществляться в данном направлении?
— Это могут быть контейнерные, мультимодальные перевозки. Причем речь идет не только о собственно казахстанско-иранских поставках, но и о реализации транзитного потенциала – привлечении российских, китайских (в рамках Экономического пояса Шелкового пути) и даже североевропейских грузоперевозок. Преимущества магистрали очевидны – это прямая железнодорожная линия, большая часть которой пролегает по равниной местности. Есть, правда, в Иране горные перевалы, но в целом – это удобная транспортная артерия.
— Сегодня обсуждается также вопрос создания Зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом.
— У Ирана, как у самодостаточной страны, имеющей значимый экспортный потенциал, действительно есть интерес к подобным инициативам. Задел уже есть: поскольку ЕАЭС базируется на единых таможенных процедур, выход Ирана на рынок Казахстана – автоматически означает выход на рынок Россия, Беларуси и других стран-членов ЕАЭС. В потенциале – это очень выгодное направление, и этим обусловлен интерес Ирана к многосторонним организациям экономического профиля в евразийском пространстве. Таким образом, здесь мы видим здоровый экономический прагматизм со стороны Ирана. Но я опять же повторюсь, что создание зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС это не вопрос одного дня. Требуется учесть мнение других участников ЕАЭС, необходимо определить номенклатуру товаров, на которые может распространяться беспошлинная торговля, чтобы не пострадали отрасли экономики стран-членов евразийского интеграционного проекта. Эти вопросы требуют специальной экспертизы и обсуждения.
— Как известно, по результатам переговоров в Стамбуле Н. А. Назарбаев и президент Турции Р. Эрдоган подписали декларацию об исламском примирении. Что, на ваш взгляд, стоит за принятием этого документа?
— Это политическая декларация. Два авторитетных в исламском мире лидера призывает исламские государству к решению конфликтов в русле мирного диалога. Подчеркну, что основной причиной поездки казахстанского президента в Турцию стало участие в XIII Саммите Организации исламского сотрудничества. Таким образом, декларация обращена, прежде всего, к участникам встречи. Естественно, что Назарбаев и Эрдоган – два авторитетных политика — имеют общее видение в решении тех или иных вопросов и задач, которые затрагивают целый спектр проблем, связанных с конфликтами, с урегулированием ситуации на евразийском пространстве, включая Сирию, Кавказ, Центральную Азию. Таким образом, посыл этого документа вполне очевиден: два лидера генерируют свой политический авторитет и направляют его на то, чтобы призвать другие страны к диалоговым формам решения существующих проблем.
— Какие именно страны они хотят призвать к примирению?
— Все страны, которые являются членами ОИС. Это и Пакистан, и Афганистан, и Саудовская Аравия, и Иран, и Египет, и Сирия и т.д. На Ближнем Востоке сегодня много конфликтов. Соответственно этому надо относиться к этому документу.
— А может ли эта декларация расцениваться как обращение к странам постсоветского пространства: Азербайджану в связи с обострением нагорно-карабахского конфликта, и России, у которой сегодня достаточно сложные отношения с Турцией.
— Безусловно, этот призыв обращен и к Азербайджану, как стране-члену ОИС и в определенной мере и к России, поскольку она имеет статус страны-наблюдателя ОИС. Ведь если посмотреть на цели декларации, то они могут и не ограничиваться странами-членами ОИС. В документе не указывается конкретная сторона, это широкая платформа, которая призывает к диалоговым формам разрешения конфликтов – это суть декларации.
Окончание следует.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/23110/