Эксперт: Казахстан занимает 70 место по доступу к качественному водоснабжению

Опубликовано: 17.04.2023

Эксперт: Казахстан занимает 70 место по доступу к качественному водоснабжению

С каждым годом проблема доступа к воде приобретает все большую актуальность. На сегодняшний день в мире более 2 миллиардов человек не имеют доступа к безопасному снабжению питьевой водой, у 785 миллионов нет даже доступа к улучшенному источнику (водопровод, скважина, колодец, защищенный родник).

Казахстан занимает 70 место по доступу к качественному водоснабжению и является одна из наиболее вододефицитных стран Евразийского континента. О причинах, предпосылках и возможных решениях мы поговорили с Тельманом Шуриевым - экспертом по производственной эффективности и управлению производственным активами, членом комитета по экологии и декарбонизации, комитета по энергетики ОЮЛ «Kazenergy»

Среди государств Азии, республика находится на 8 месте по дефициту воды, при этом, 2,8% поверхности нашей территории покрыты водой, тогда как две трети представлены засушливыми зонами. То есть, наша страна – «водозависима».

По оценкам Всемирного банка, объем водных ресурсов в Казахстане уже к 2030 году снизится с 90 до 76 кубических метров в год, на целых 15%. В то же время, по прогнозам ПРООН, через 20 лет водопотребление в Казахстане вырастет на 56%.

Cитуация обусловлена сразу определенными факторами. Первый из них географический, в силу которого около половины поверхностных вод страны (44,9 км3) поступает с территории соседних стран (КНР, РФ, Уз и КР). При этом снижение уровня воды ежегодно фиксируются практически на всех трансграничных реках республики.

 Причиной тому, во многом, стали излишняя зарегулированность в их верховьях (строительство водохранилищ, экстенсивное использование воды и т.п.), а также издержки нерационального водопользования в бассейнах этих рек (слабое применение водосберегающих технологий, отсутствие автоматизированного учета воды, неразвитость сельхозкооперации и т.д.). И как считают эксперты, при сохранении этих трендов Казахстан в будущем ожидают серьезные проблемы с обеспечением водой (в последние годы происходит неумолимое сокращение естественных ресурсов поверхностных вод).

Во-вторых, как утверждают исследователи, станет изменение климата, которое, так или иначе, вскроет все имеющиеся просчеты. По их оценкам, к 2030 году сток воды в республике уменьшится от 14 до 40% ввиду климатических изменений.

К уже сказанному необходимо добавить и о характерной для «водного облика» страны черте – несбалансированное распределение водных ресурсов. Так, есть достаточно водообеспеченные регионы, например, бассейн реки Ертис, в то же время есть и регионы, где вода является дефицитом (например, Мангистауская область).

И наконец, нельзя не отметить элементарное «расточительство» в процессе управления водными ресурсами. Согласно международному индексу управления водой «GVP UN water», показатель Казахстана оценивается как самый неэффективный. Схожие оценки дают и аналитики отечественного Центра стратегических инициатив, полагая, что именно этот фактор способствует ежегодной потере республикой порядка 200 млн долларов США.

В этом контексте показательным является роль сельского хозяйства, где потребление воды достигает 63% (для сравнения доля потребления питьевой и бытовой воды занимает всего 4%). К тому же половина ее объема теряется при транспортировке воды до полей и огородов, что обнажает не только имеющиеся ирригационные издержки, но и собственно водорасточительную политику, при устойчивости которой дефицит воды не только не исчезнет, но и увеличится.

Безусловно, решение всех указанных проблем и вызовов требуют системных мер, предусматривающих применения научного подхода, внедрения новейших технологий по опыту зарубежных стран, а также активной дипломатической деятельности на внешнем контуре.

Как показывает анализ, в сфере водоснабжения отсутствует комплексная политика развития этого сектора. Ряд предыдущих программ был больше ориентирован на восстановление существующих систем водоснабжения.

Тем не менее, несмотря на выделение огромных бюджетных средств и постоянное принятие государственных программ многие села и районы до сих пор не имеют доступа к питьевой воде.

Эффективность водной политики во многом зависит от качества государственного управления. Недоработки в сфере обеспечения населения питьевой водой в немалой степени связаны и с бесконечной реорганизацией государственных органов, из-за которых функции Комитета по водным ресурсам передавались из одного ведомства в другое.

Другой же проблемой является тот факт, что на сегодняшний день в Казахстане отсутствует единый уполномоченный орган, координирующий реализацию и ведение политики по обеспечению населения питьевой водой. Поскольку сегодня эти функции закреплены между двумя министерствами, которые не в полной мере взаимодействуют между собой.

Более того, в регионах местные представительные органы (маслихаты) слабо вовлечены в контроль за исполнением бюджетных средств.

При этом на сегодняшний день отсутствует практика оценки реализации государственных программ. По результатам выявленных нарушений, недоработок не проводятся соответствующие аналитические работы и, как следствие, не делаются соответствующие выводы.

 

С точки зрения аналитиков Школы аналитики При Сенате Парламента РК было предложено:

1. Создать систему единого мониторинга показателей доступности централизованного водоснабжения и качества питьевой воды в городах и селах, и отдать в введение одного независимого уполномоченного органа (для избежания конфликта интересов).

2. Урегулировать нормативно-правовую базу и понятийный аппарат для обеспечения общего понимания, и устойчивости развития водной инфраструктуры.

3. Привлечение внешних и компетентных специалистов для разработки целей, намерений и показателей эффективности для каждого уровня государственного управления позволит избавиться от ошибок в реализации из-за отсутствия должных навыков коммуникации в государственном секторе.

4. Уделить приоритетное внимание обучению и наращиванию потенциала специалистов по управлению водными ресурсами.

5. Осуществлять надлежащий объем инвестиций на строительство новых трубопроводов и видов оборудования обеспечит стабильное снабжение водой и снизит уровень износа. Однако важно контролировать и отслеживать расходование инвестиций, чтобы убедиться, что они расходуются по назначению и прозрачно.

6. Необходимо сосредоточится на качестве питьевой воды. Важно уделять пристальное внимание фактору заболеваемости вследствие потребления загрязненной воды и проведению профилактических мероприятий. Учитывая эпидемиологическую значимость питьевой воды, а также невозможность проведения устойчивого государственного контроля качества питьевой воды со стороны службы здравоохранения, органу, в ведении которого находятся водопроводы, необходимо усилить оперативный контроль качества воды с целью самоконтроля. Необходимо усилить такие мероприятия, как инвентаризация, экологический мониторинг, обеззараживание почвы, рекультивация свалок, образовавшихся вблизи водных ресурсов и сооружений.