В столице Казахстана прошел ряд мероприятий с участие 11 глав государств. 18 октября состоялся саммит «Центральная Азия – Россия» в рамках которого, участники обсудили преимущества сотрудничества. Об итогах прошедшего саммита и о том, какие проекты необходимы странам для плодотворного сотрудничества, поговорили с кандидатом политических наук, заместителем директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Александром Королевым.
«Сам по себе саммит «Центральная Азия-Россия» является актуальным и для российской дипломатии, и для центральноазиатских республик. Однако, в нынешних условиях, ценность подобных форматов резко возрастает, поскольку для России это возможность пересмотреть свои приоритеты в центральноазиатском направлении, провести работу над ошибками. Для Центральной Азии, саммит это возможность понять, какие открываются новые ниши и возможности по углублению диалога на высшем и высоком уровне, торгово-экономических связей, диалога по вопросам безопасности и гуманитарным вопросам», - считает эксперт.
Спикер также поделился мыслями о том, что сам факт проведения форума в первый раз, является важным шагом к налаживанию взаимодействия между странами.
«Главный результат - сам факт проведения данного саммита. Между Россией и отдельными странами Центральной Азии уже налажено взаимодействие по различным вопросам в многостороннем формате - ШОС, ЕАЭС, ОДКБ. Однако сторонам явно не хватало инклюзивной институциональной площадки, которая бы объединяла все страны Центральной Азии и Россию», - отметил спикер.
В заключение, эксперт поделился мнением о том, какие проекты и инициативы необходимы для дальнейшего развития между странами центральноазиатского региона и Россией.
« Важно говорить о конкретных проектах и инициативах. Между сторонами уже заключено десятки и сотник различных меморандумов и прочих документов, которые на практике не реализуются или содержат расплывчатые формулировки. Именно поэтому, сегодня необходимы конкретные инициативы, например, развитие интеграции в формате ЕАЭС плюс, подписание зоны свободной торговли со странами, которые не входят в ЕАЭС - Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном при наличии интереса со стороны самих государств. При этом сами преференциальные соглашения целесообразно формировать в формате ЗСТ. Помимо этого, важно предусмотреть не только классическое снижение тарифных пошлин, но и вопросы стандартизации, функционирования совместных предприятий, в том числе в рамках приграничных территорий, вопросы локализации производств, правил происхождения товаров, экологические стандарты», - заключил Александр Королев.