В столице Казахстана завершилось проведения ряда саммитов, внимание к которым было приковано со стороны экспертного сообщества и политиков всего мира. О ключевых моментах каждого из саммитов, а также важности проведения в условиях геополитической обстановки, поговорили с директором Центра общественной дипломатии Волгоградского государственного университета, кандидатом исторических наук, доцентом Еленой Парубочей.
- Елена Федоровна, в первую очередь, хотелось бы услышать вашу экспертную оценку в целом по итогам прошедшего саммита. Думаю, вы согласитесь, что в условиях геополитической обстановки, внимание к этому саммиту было приковано во всем мире.
- Итак, можно подвести некие итоги по прошедшему саммиту – Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которое прошло под председательством Казахстана. Следует отметить несколько важных моментов. Прежде всего, можно говорить о том, что данный формат продемонстрировал поступательное развитие и это заметно по географии представленных государств. Так, если в 2002 г. в рамках саммита было задействовано 16 стран, то в 2022 г. встреча объединила представителей 28 государств. Шесть стран присутствовали в качестве наблюдателей и более того, наблюдателями выступили представители международных организаций. На высоком уровне в лице глав государств были представлены Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Палестина, Турция, Таджикистан, Российская Федерация, Узбекистан. Все это говорит о том, что интерес к данной площадке возрастает.
Не только география и высокий статус участников говорят о значимости и высокой актуальности данного совещания. Следует обратить внимание и на содержательное наполнение, повестку встреч, которая демонстрирует постепенное расширение. Безусловно, это площадка не только для обсуждения вопросов безопасности. Помимо вопросов формирования равной неделимой безопасности, основанной на универсальных принципах международного права, стали подниматься вопросы финансового суверенитета (то есть использование национальных валют во взаимных расчётах для того, чтобы укрепить финансовое положение всех государств-участников совещания). Продолжают рассматриваться острые вопросы безопасности, такие как Афганистан и ряд других актуальных повесток, предлагается расширять многостороннее сотрудничество и по другим направлениям, в том числе, в области сохранения культурной памяти. Это безусловно говорит о потенциале расширения формата не только в вопросах безопасности, но и в иных формах сотрудничества.
СВМДА – прекрасная основа для взаимодействия азиатских государств. Помимо общих вопросов в рамках совещания проходят важные двусторонние встречи. В частности, президент РФ провел ряд встреч с эмиром Катара, президентом Палестины. В целом, оценки работы саммита говорят о том, что взаимодействие релизуется в позитивном ключе и продвигаются самые разные инициативы. В частности, стороны договорились создать партнёрскую сеть университетов государств-участников совещания для того, чтобы обмениваться знаниями в области IT, возобновляемых источников энергии. Все это поможет повысить региональную производительность в области экономики.
Очевидно, что такое события с таким большим охватом международных акторов не могло пройти незамеченным за пределами азиатского региона и широко обсуждалось на страницах зарубежной прессы и на уровне аналитических экспертных центров. Аналитический центр в Вашингтоне «Caspian Policy Center» пишет о том, что шестой саммит стал поворотной точкой, и спустя 30 лет совещание в Казахстане стало одним из наиболее значимых пост-пандемийных внешнеполитических событий. Действительно, стремление Казахстана занять роль регионального лидера постепенно воплощается в жизнь, в столице РК прошли три важнейших международных мероприятия, СВМДА лишь одно из них.
На современном этапе есть все возможности для превращения СВМДА во влиятельную диалоговую площадку для разрешения важнейших вопросов в различных сферах. Это уникальный формат, который может трансформироваться в международную организацию, отвечающую за поддержание мира, безопасности и стабильности всего азиатского региона.
Критики СВМДА часто сравнивают это объединение с другими структурами, отвечающими за безопасность Европы. Выдвигаются аргументы, подтверждающие невозможность интеграции совещания в полноценную организацию, оперируя высоким уровнем географической исторической, политической, экономической и социокультурной неоднородностью азиатских стран. Однако, при условии охранении политической воли у руководства стран-участников Совещания есть все шансы сформировать сплоченную организацию, способную продвигать свою консолидированную повестку на мировой арене.
Успех СВМДА значительно усилит региональный и международный статус Казахстана. И хотя конфликты и противоречия между отдельными странами участниками сохраняются (конфликт между Киргизией и Таджикистаном), но едва ли они смогут препятствовать формированию нового интеграционного блока.
- Ряд экспертов говорит о том, что в Содружестве независимых государств накопилось много вопросов и возможно даже проблем. На ваш взгляд, какие ключевые вопросы есть в повестке дня взаимодействия между странами СНГ сегодня?
С проблемами сталкиваются все международные акторы. Нет таких организаций, где участвуют независимые государства, и полностью отсутствуют противоречия. Те или иные проблемы могут возникать ввиду субъективных или внешних факторов. У каждого государства свои внешнеполитические интересы. При условии, что государства – приверженцы многовекторной внешней политики, сбалансировать их становится всё сложнее. И если у кого-то возникают вопросы о дееспособности данной организации, необходимо просто заглянуть на страницу Исполнительного комитета СНГ и проанализировать график проведения ежедневных мероприятий и заседаний экспертных групп.
СНГ – это не только диалоговая площадка, но и возможность для реализации значимых и актуальных проектов: виртуальные музеи стран СНГ, ассоциации научных и информационных агентств СНГ и т.д. В сферы сотрудничества СНГ входит развитие гуманитарных связей, межправительственного и межрегионального диалога, а также обсуждение и решение общеполитических, правовых, социальных вопросов. В рамках СНГ обсуждаются и вопросы международного характера, принципы безопасности, а также развивается научно-техническое, информационное и экологическое сотрудничество.
Однако одним из недоработанных направлений ̶ информационное освещение мероприятий, общих проектов. Существует необходимость усилить информированность о происходящих событиях в республиках, включив в информационное пространство популярных каналов стран СНГ новостные блоки из разных республик. Уверена, что нам есть о чем рассказать друг другу.
- В рамках приезда ряда глав государств в Казахстан, впервые проводился саммит "Центральная Азия - Россия", какую роль может сыграть прошедший саммит в укрепление взаимоотношений Центральной Азии и России?
Очевидно, что на современном этапе есть запрос на обновление взаимоотношений Центральной Азии и России. С одной стороны, объективная потребность переформатирования отношений и лучше услышать друг друга. В условиях, когда у РФ сотрудничество с ЕС и США свелось на нет, у государств Центральной Азии и России появилась уникальная возможность «перезапустить» отношения. Открывается масса сфер для дальнейшего развития. В условиях изменений логистических цепочек в процессе поставок товаров у РФ и стран Центральной Азии есть большие перспективы, возникает необходимость трансформировать транспортные коридоры.
На прошедшем саммите было высказано множество инициатив. Однако не стоит делать преждевременных выводов. Очевидно, что России и Центральной Азии необходимо время для сбалансирования и реализации совместных планов. Потенциал сотрудничества огромный, он не реализовывался в течение долгого времени по тем или иным причинам.
Для России – государства Центральной Азии являются стратегическими партнерами. Нас объединяет общая история, географическая близость, а главное – желание строить общее будущее на основе уважения интересов друг друга.