Шуриев Тельман – MBA, Doctor of Business administration in Industrial technology.
Последние события водного дефицита в стране ставит эффективное управление водными ресурсами в перечень приоритетных.
Потребление промышленного сектора, где около 25-30% общего водозабора приходится на промышленность, из них 92% - поверхностные воды и 8% - подземные источники. При этом, имеется прогноз, что к 2030 году промышленный водозабор увеличиться ещё на 10% и составит 35-40% от всего объёма водных ресурсов.
Вместе с тем, оценка потерь со стороны ЕЭК ООН говорит, что потери воды при транспортировке составляют в среднем около 40% для промышленных потребителей.
В этой связи, уполномоченным органам совместно с промышленным компаниями рекомендовал бы провести исследования точных потерь, выработать пути решения по уменьшению и определить сроки реализации мер с выделением соответствующих средств, определить исходную точку показателей потерь и потом уже выставлять КПД по их уменьшению. Сейчас точных показателей в этом направлении не имеются. Для начала можно определить средства, выделяемые в рамках 1% на НИОКР для недропользователей.
В новом докладе Всемирного банка под названием "Скрытое богатство народов: экономика подземных вод во времена изменения климата»" рассматривается экономическая ценность подземных вод, где отмечается, что грунтовые воды самый важный ресурс пресной воды, особенно во время засухи. По мере прогрессирования изменения климата политикам необходимо лучше понимать и управлять этим важнейшим активом".
Также в докладе отмечено, что подземные воды могут гарантировать продовольственную безопасность, одновременно стимулируя экономический рост и создание рабочих мест. Однако в большинстве случаев этот ресурс недооценивается и чрезмерно эксплуатируется, при этом недостаточно уделяется внимания его долгосрочной устойчивости. Частично это связано с отсутствием систематических исследований его экономического значения.
Так, в последнее время некоторые эксперты в области экологии и гидрогеологии Казахстана сходятся во мнении о необходимости создании национальной компании по управлению подземными водами или трансформировать действующие государственные уполномоченные предприятия в одну, куда должны войти представители геологии, гидрогеологии, экологии и специалисты промышленного сектора, а также необходимостью вложения соответствующего бюджета со стороны государства.
К примеру, можно комплексно начать с подземного месторождения Кокжиде, который находится в Темирском районе Актюбинской области, его запасы способны обеспечить питьевой водой западный регион страны.
Казахстан утвердил Стратегию низкоуглеродного развития до 2060 годы, где были определены чёткие показатели и возможные инструменты по снижению выбросов парниковых газов, включая промышленный сектор.
В качестве аналогии наша страна нуждается в разработке аналогичной стратегии по эффективному управлению водными ресурсами до 2050 года, где также будут отражены показатели и по водным ресурсам страны, с приданием высокого статуса реализации, тогда для промышленных предприятий будет ориентир в каком общем направлении выстраивать свою экологическую политику, а пока что, каждый работает в хаотичном порядке.
Для примера, можно выделить Францию, где государство заявило о планах сократить потребление воды на 10% во всех секторах экономики к 2030 году, а также потребовал, чтобы министерства и предприятия представили план по экономии воды во избежание кризисных последствий вероятной засухи.
Наряду с этим, имеется острая проблема с обмелением Каспия, однако уполномоченный орган ещё не определился, какое государственное предприятие будет углублено заниматься вопросами Каспия.
При этом, Глава государства поручил проработать Транскаспийский маршрут для экспорта нефти, а развитие направления Баку-Тбилиси-Джейхан будет проходить через Каспийское море танкерными возможностями, где планируется увеличить объёмы транспортировки казахстанской нефти до 5 млн. тонн, при этом недавно в СМИ мы видели, что у Панамского канала, из-за засухи ограничили движения и стоят танкеры с сжиженным природным газом.
В связи с этим, нас ожидает аналогичная проблема, если точечно и своевременно не заниматься комплексами проблемами и развитием Каспия, то оттягивание принятия решения по данному вопросу будет только с каждым разом отрицательнее.
Ранее, Казахстанские эксперты в области экологии неоднократно акцентировали свои рекомендации по включению в перечень необходимых инструментов по улучшению управлению водными ресурсами страны, таких как: ужесточение требования по получению разрешения по спец. водопользование; проведения глубинного анализа среди промышленных предприятий на предмет увеличения индикаторов процесса повторного использования воды; наладить правильную статистику учёта воды путём автоматизации и цифровизации; привлечение международных экспертов в области подземных вод, которые могли бы ознакомить уполномоченные органы, промышленные компании и население новыми технологиями определения качества подземных вод мн. др.
Радует, что по итогам проведённого 19.08.2023 г. в Астане расширенного заседания Комитета экологического регулирования и контроля МЭПР РК с участием Министра экологии и природных ресурсов РК и бизнес сообществ, некоторые вышеуказанные рекомендации вошли в их реализацию, а именно теперь планируется снижение лимитов на водопользование и будут требовать от водопользователей экономии воды, нормирования и использования в производстве оборотного водоснабжения и т.д.
Полагаю, что весь перечень рекомендации экспертного сообщества будет и дальше реализовываться, особенно это касается вопросов выстраивания качественного процесса учёта воды, как стороны водопользователей, так и уполномоченных государственных органов.
Экономические потери доходов сельхозных предприятий показали наглядный пример, что в будущем ждёт и промышленный сектор, если не предпринимать соответствующие меры и в этом случае многие отраслевые эксперты, в том числе и я, готовы участвовать в совместной реализации поставленных задач.