Каналы распространения религиозного экстремизма в странах ОДКБ, роль традиционных институтов религиозного просвещения и гуманитарного образования в противодействии деструктивным культам, необходимость разработки на постсоветском пространстве программ подготовки исламского духовенства стали темами для обсуждения на международном видеомосте«Религиозный экстремизм: тенденции распространения и практики противодействия» с участием экспертов из Астаны, Уфы, Москвы и Ярославля, который прошел 27 февраля 2017-го года
Организаторами мероприятия выступили Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг», Центр геополитических исследований «Берлек-Единство», Евразийский Национальный Университет им Л. Н. Гумилева, Евразийская Ассоциация Международных исследований, и Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.
Дуга салафизма
Открывая работу видеомоста, доцент кафедры регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Таисия Мармонтова отметила, что мероприятие сталоплодом совместной работы экспертно-аналитических центров Казахстана и России.
Доклад представителя Ярославского государственного университета (ЯрГУ) им. П. Г. Демидова Александр Шустова был посвящен географии распространения радикального ислама в странах ОДКБ:
«… Дуга распространения салафизма на территории России и Казахстана рисует довольно тревожную картину. В России наиболее конфликтогенный регион – это северный Кавказ… В Казахстане похожим регионом являются четыре западные области республики…»
Вице-президент Тибетского дома Надежда Беркенгейм в своем докладе о проблемах искажения традиционного понимании религий, в частности, буддизма, отметила, что столкновения на межрелигиозной почве являются неотъемлемой чертой современной цивилизации:
«… Сегодня на фоне интереса к культуре и традициям Восточной Азии, множество молодых людей в России проявляются интерес к изучению основ буддизма. К сожалению, сегодня не существуют институтов, которые бы вели научную работу, связанную с традиционным буддизмом, разъяснили молодежи его основы»
Секты и «тихий сепаратизм»
Еще один представитель ЯрГУ им. П. Г. Демидова Михаил Красулин остановился на роли гуманитарного образования в противодействии религиозному экстремизму:
«… Соприкосновение современного россиянина с православными церковными структурами очень ситуативно, находится на статистически низком уровне и сводится зачастую к ритуальной обрядовости», - констатировал эксперт.
Иногда деструктивное влияние на религии оказывается одновременно со шпионажем
Доцент кафедры регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Таисия Мармонтова и доктор ПунитГаур (Индия) в студии в Астане представили результаты совместного исследования, посвященного религиозной нетерпимости в группах этнических меньшинств в мультикультуральных обществах на примере Центральной и Южной Азии.
Казахстанский эксперт уточнила, что объектом исследований стали общины, исповедующие нетрадиционные для Казахстана христианские течения.
«… Многие постулаты данных религиозных организаций несут в себе угрозы так называемого «тихого сепаратизма», и это может быть достаточно опасным для многонациональных и поликонфессиональных государств, где размывание традиционной религиозной идентичности является крайне нежелательной тенденцией. Особенно это актуально для Казахстана, где уровень религиозности среди взрослого населения составляет не больше 15%», - пояснила Мармонтова.
Эксперт отметила, что такие нетрадиционные религиозные течения как «Новоапостольскаяцерковь», «Свидетели Иеговы», мормоны, пресвитерианцы пользуются в Казахстане поддержкой зарубежных миссионеров, и привела примеры, когда последователи этих церквей стали фигурантами криминальной хроники.
«…Известны случаи избиения прихожан, экономической контрабанды. В 2014 годусотрудниками ДВД г. Астана был задержан руководитель религиозного объединения «Астанинская благотворительная миссия «Благодать» по подозрению в шпионаже в пользу иностранных государств. Начиная с лета 2014 года ведется проверка деятельности церкви «Новая жизнь» по подозрению в мошенничестве…»
В поисках цели в жизни и карьеры
Координатор международной диаспоральнойорганизации «Клуб таджикских студентов за рубежом» Шайххусрав Аюбов отметил, что таджикская студенческая молодежь, обучающаяся в вузах России, относится к группе риска с точки зрения вербовки в радикальные исламские группировки.
«… Эмиссары создают пропагандистские ячейки, нацеленные на соотечественников, работающих и обучающихся в третьих странах, в том числе России и Казахстане. Технология вербовки в ряды ИГИЛ различная – от сарафанного радио и интернета, до пропаганды в мечетях, и зависит от социального статуса объекта…»
Продолжил тему социального генезиса религиозного радикализма эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович.
«… Статистические прикидки показывают, что наименьшее соотношение количества бойцов, воюющих в Сирии на стороне ИГИЛ, и численности населения наблюдается в России и Казахстане – 1,3 и 1,8 на 100 тыс. человек…»
Мендкович обрисовал социальный портрет религиозного экстремиста из Центральной Азии. В частности, он отметил, что взаимосвязи между ультимативной бедностью и террористической миграцией в Сирию и Ирак как таковой нет.
«Изучение 23 биографий показывает, что среди экстремистов есть люди не слишком социально успешные, но практически у всех была работа, семья и дети…»
Необходимо создавать собственные центры исламского просвещения
Директор ЦАИ «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев, присоединившийся к дискуссии из студии в Астане, акцентировал внимание на еще одной рискованной с точки зрения распространения религиозного радикализма сфере – пенитенциарной системе:
«… Сегодня в Казахстане в местах заключения ведется серьезная работу по предотвращению распространения идей радикального экстремизма…»
Заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Айгерим Оспанова в свою очередь обратила внимание на проблему занятости и социализации казахстанской молодежи:
«… Как показывают социологические исследования, экстремизм молодеет, и это связано с неустроенностью молодежи. На сегодняшний день около 686 тыс. молодых казахстанцевотносятся к категории самозанятых, они не трудоустроены, и нет четкого представления, чем они собственно занимаются…»
Артур Сулейманов, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», представлявший в астанинской студии г. Уфа (Башкортостан, Россия), подчеркнул необходимость создания на постсоветском пространстве совместных образовательных программ по подготовке исламского духовенства и теологов.
«… Духовенство надо готовить собственными силами, поскольку духовная интеллигенция постсоветских стран все-таки отличается меньшей ортодоксальностью, нежели на Ближнем Востоке. Необходимо создавать центры исламского просвещения в России, Казахстане и Кыргызстане для самостоятельной подготовки имамов и служителей культа…»
Сулейманов также подчеркнул важность системной работы государства, традиционных религиозных организаций, общества в профилактике экстремизма и терроризма. Назвал приоритетные задачи, которые нужно решать в первую очередь:
«… Во-первых, традиционное религиозное образование сегодня видится немыслимым без обращения к новейшим информационным технологиям. Необходимо, чтобы будущий священнослужитель разбирался не только в вопросах религии, но и пользовался передовыми результатами науки. Во-вторых, нужно обратить особое внимание на подготовку духовенства в религиозных учреждениях, с опорой на собственные силы, без обращения к зарубежным специалистам. У народов России и стран Центральной Азии близкий менталитет, схожая историческая судьба и, наверное, самоеважное – схожие взгляды на Ислам. Зачем нам искать ещё экспертов и учителей в этих вопросах. В-третьих, необходимо и дальше сознательно ужесточать правила регистрации религиозных организаций, требуя, чтобы в их учредительных документах была обозначена их принадлежность к традиционным религиозным структурам. В-четвёртых, нужно наводить порядок в работе с паломниками, организуя их поездку в Священные места только через официальных представителей духовных управлений. В-пятых, необходимо чётко отслеживать, чтобы строительством объектов культурного и религиозного достояния занимались только зарегистрированные религиозные структуры…»
Современные проблемы требуют современных решений
В свою очередь другой представитель Уфы – Булат Мурзагалеев, руководитель сектора изучения политических процессов и вызовов современности Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» обратил внимание на то, что угрозы радикализациинаселения, распространения экстремистских и террористических течений актуальны в равной степени, как для России, так и для стран Центральной Азии.
«… Появившиеся недавно в СМИ сообщения о том, что все больше боевиков возвращаются из Сирии и Ирака – это сигнал для России и стран Центральной Азии. Для наиболее эффективного решения уже возникшей угрозы, а также для предупреждения возможных, необходимо объединение усилий для выработки коллективных мер реагирования, которые будут направлены на сохранение адекватного образа мышления людей, проживающих на постсоветском пространстве…»
Мурзагалеев также обратил внимание на то, что современные условия требуют инновационных решений. В частности, эксперт сказал следующее:
«… Предпринимаемые меры, направленные на упреждение радикализации той же молодежи, должны вырабатываться с учетом потребностей современных молодых людей. В данном случае, речь может идти даже о мобильных приложениях, которые могут в доступной форме и в кратких (что ценится в наши дни) сроках рассказать пользователю об истории его народа, о религии как таковой и, главное, о том, почему агрессия, насаждаемая умелыми действиями теневых специалистов – это не более чем вымысел, основанный на ложных доводах и сфабрикованных сведениях…»
Пресс-служба ЦАИ «Евразийский мониторинг»
Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»