Очередная рокировка на казахстанском политическом «олимпе», произошедшая на прошлой неделе и затронувшая Администрацию Президента и Министерство по делам религий и гражданского общества, еще раз продемонстрировала, что анализ кадровых перемещений в управленческой элите представляет собой одну из самых востребованных отраслей казахстанской политологии и захватывающих жанров политической публицистики. В связи с этим высок спрос на качественную кадровую аналитику. О трендах казахстанской кадровой политики, о том, какие качества ценятся сегодня в госуправленцах и какую роль играют группы влияния в формировании госаппарата, мы побеседовали с автором популярного Telegram-канала YEDILOV ONLINE t.me/yyedilov, управляющим директором GR Consulting Group, кадровым аналитиком и «элитоведом» Ерболом Едиловым. Начало интервью здесь:
— Ербол, почему же «социальные лифты» для продвижения талантливой молодежи из регионов на центральный уровень оказались неработающими?
— Глава государства очень хорошо охарактеризовал эту ситуацию, отметив, что зачастую первые руководители вытаптывают пространство вокруг себя из боязни конкуренции, не растят преемников, не поддерживают талантливую молодежь. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в регионах.
Фактически бездействует еще один канал рекрутирования граждански активной молодежи в сферу госуправления – выборные должности. К сожалению, такое ощущение, что на уровне районных и городских маслихатов выборы далеки от конкурентных. Допустим, по одному округу выдвигается один главный кандидат: к примеру, генеральный директор крупной компании, располагающий необходимыми финансовыми и организационными ресурсами, и «для галочки» какой-нибудь, скажем, школьный учитель.
В результате такой кадровой политики в некоторых регионах Казахстана сегодня возникла проблема нехватки кадров в сфере госуправления, особенно резервистов из корпуса А. К примеру, в Мангистауской области, уже третий месяц не могут закрыть вакантную позицию акима Каракиянского района.
В целом я бы отметил, что молодые казахстанцы постепенно теряют интерес к госслужбе. Зарплата на госслужбе маленькая, ответственность и фронт работы – огромные, перспективы карьерного роста – туманные. Особенно заметно это нефтегазодобывающих регионах, где заработные платы в разы превышают оклад госслужбы.
— Наверняка, карьера на госслужбе потеряла привлекательность в глазах молодых людей еще и потому, что в результате масштабной антикоррупционной кампании на скамье подсудимых оказались многие вчерашние перспективные чиновники, история успеха которых раньше вдохновляла молодежь.
— Я всецело поддерживаю проводимую сегодня в Казахстане антикоррупционную кампанию. Думаю, что она должна быть еще более интенсивной, и к ней должны подключаться и институты гражданского общества, и духовенство, которое могло бы осуществлять разъяснительную и профилактическую работу.
— Бытует представление, что группы влияния в казахстанской власти формируются по жузовому и родовому принципу. Правда ли это?
— Как известно, у казахов в паспорте родовая принадлежность не указывается. Однако если взглянуть на это неформально, то жузовый и родовой принцип построения команды преобладает на юге Казахстана.
Сегодня, как известно, на госслужбе поставлен определенный заслон для так называемых «командных перемещений», когда вновь назначаемый руководитель ведомства под разными предлогами «выживает» людей своего предшественника, и расставляет на значимые позиции членов своей команды. Бывший глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, ныне генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров ранее сравнивал такие «команды» с организованными преступными группами.
Разумеется, мы не можем в точности сказать, по какому принципу сформированы такие группы влияния – региональному, жузовому и родовому, общих бизнес-интересов и т.д. Богатый материал для размышлений предоставляет анализ биографий чиновник – в них мы видим точки пересечения, где и когда, на каких позициях работали члены одной команды.
— Какие меры, на ваш взгляд, помогли бы модернизировать госслужбу в Казахстане?
— На мой взгляд, в Казахстане надо перенять опыт рекрутинга в политику, в сферу госуправления крупных бизнесменов. Яркий пример в России – Роман Абрамович, ставший в начале 2000-х годов губернатором Чукотского автономного округа. Почему бы сегодня в Казахстане не назначить главами двух-трех регионов казахстанских бизнесменов из списка «Forbes»? Как акимы областей они бы внесли в госуправление дух соревновательности и конкуренции.
— На ваш взгляд, есть достойные кандидаты?
— Конечно, есть. К примеру, бизнесмен и меценат Бауржан Оспанов, занявший 31 строчку в рейтинге «ТОП-50 влиятельных бизнесменов Казахстана — 2017», который многое сделал для развития социальной инфраструктуры своего родного села Жыланды, расположенного в Алакольском районе Алматинской области – построил школу, обеспечил учителей жильем. Оспанов, на мой взгляд, мог бы стать достойным кандидатом на должность акима Алматинской или соседней Восточно-Казахстанской области.
Одновременно можно было бы назначить другого крупного бизнесмена акимом в другой регион. Например, в Южно-Казахстанскую область, областной центр которого в скором времени может стать Туркестан из-за получения Шымкентом статуса города республиканского значения. Там мог бы себя хорошо проявить уроженец поселка Жетысай Мактааральского района, бизнесмен и меценат Бахаридин Аблазимов, занявший 36 строчку в Рейтинге влиятельных бизнесменов Forbes.
Таких примеров можно привести много – от Кенес Ракишева до Ибрагима Акдрашева (предприниматель из Атырауской области).
Почему бы не пойти на такой эксперимент? Думаю, это способствовало не только повышению эффективности госуправления, но и снизило уровень коррупции, поскольку у богатого самодостаточного бизнесмена нет нужды «распиливать» бюджет.
— Такой эксперимент, похоже, проводится в Павлодарской области, где регион возглавил фермер, бывший руководитель крестьянского хозяйства Булат Бакауов.
— И это правильно. Однако Бакауов – это предприниматель местного масштаба, неизвестный на республиканском уровне. А я имею в виду крупных бизнесменов.
— Ербол, не кажется ли вам, что повышенное внимание к кадровым перестановкам в Казахстане и ажиотаж вокруг новых назначений является следствием неразвитости, а то и отсутствия поля публичной политики в стране, открытой политической конкуренции? А по большому счету от смены главы региона или ведомства их развитие мало зависит.
— Думаю, что столь пристальное внимание к кадровым перестановкам связано с тем, что как раз-таки от компетенций назначенцев, их управленческих навыков многое зависит. Ввиду слабости институтов, личностный фактор в Казахстане имеет большое значение.
Ну и, в конце концов, от кадровых перестановок зависит судьба целых команд: у кого карьера пойдет в рост, а у кого – наоборот.
Добавлю еще один момент. На мой взгляд, для повышения эффективности деятельности Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции необходимо наделить его представительства на местах большими полномочиями. Департаменты АДГСиПК не должны зависеть от областных акимов в материальном, техническом и хозяйственном плане – это касается выделения здания, средств на его ремонт и т.д. Это позволит территориальным департаментам лучше контролировать ситуацию в регионе и устранять такие перекосы в кадровой политике, как кумовство и командные перемещения – все то, на чем делает акцент глава нашего государства.
Жанар Тулиндинова
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»