Евразийская интеграция – перспективы Узбекистана

Республика Узбекистан отличаясь своим географическим положением, всегда активно участвовала в процессах, направленных на интеграцию, которые предоставляют возможность защитить экономические интересы страны. Идею продвижения зоны свободной торговли в пределах СНГ поддерживал именно Ташкент.

Махмутходжаев Салимходжа Дильшодходжаевич.

Студент факультета Экономики и бизнеса, профиль «Международная торговля», Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г.Ташкенте

 

Евразийская интеграция – перспективы Узбекистана

 

Республика Узбекистан отличаясь своим географическим положением, всегда активно участвовала в процессах, направленных на интеграцию, которые предоставляют возможность защитить экономические интересы страны. Идею продвижения зоны свободной торговли в пределах СНГ поддерживал именно Ташкент [1]. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был образован в 2014 году, когда договор о создании союза подписали президенты России, Белоруссии и Казахстана. Через несколько месяцев в организацию вступили Армения и Кыргызстан. В ЕАЭС из государств Центральной Азии сейчас представлены только Казахстан и Кыргызстан, длительный период шли переговоры с Таджикистаном и Узбекистаном. Членство в ЕАЭС означает, что все 5 стран имеют общее таможенное пространство, в странах существуют единые пользовательские стандарты, а также единое законодательство.

Статус государства-наблюдателя при ЕАЭС предусмотрен в статье 109 Договора о ЕАЭС, согласно которому, представители государства с таким статусом могут по приглашению присутствовать на заседаниях органов ЕАЭС без права участия в принятии решений и получать принимаемые органами Союза документы, не носящие конфиденциальный характер. Страна, имеющая статус наблюдателя обязана отказаться от любых действий, которые наносят ущерб интересам Союза и государственных сторон. Анализ общественного мнения показывает, что население Республики Узбекистан большей частью имеет желание присоединиться ЕАЭС. Это особенно касается мигрантов, работающих в России, поскольку ЕАЭС позволяет им работать на территории РФ без патента, в поисках работы для них также есть значительные упрощения.

В Узбекистане о вступлении в ЕАЭС начали говорить в октябре 2019 года, что вызвало значительный резонанс и публичные дискуссии. Позже был опубликован проект Концепции комплексного развития республики до 2030 года, в котором возможное вступление в ЕАЭС было намечено на 2022-2025 годы. В мае 2020 года в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан подтвердили сотрудничество с Евразийским экономическом союзом, отметив, что это решение является «важным вопросом, связанным с социально-экономическим развитием Узбекистана» [3].

В первую очередь ЕАЭС — это экономический союз, созданный для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Во время активных обсуждений в Республике назывались как положительные, так и отрицательные аспекты сотрудничества с ЕАЭС. Так назывались преимущества присоединения, к которым относятся: увеличение внешней торговли, в основном благодаря экспорту сельскохозяйственной продукции; возможность сэкономить 220 млн. долларов на железной дороге каждый год из -за льготных тарифов на международный транспорт; развитие региональных отношений в формировании региональных кластеров, промышленных и коммерческих зон в стране; широкие права трудовых мигрантов. Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, его гражданам не придется оформлять разрешения на работу в других странах союза. Только в России трудовые мигранты тратят до $2 млрд. ежегодно на оформление и продление патентов. Кроме финансовых выгод, граждане Узбекистана смогут повысить свою конкурентоспособность на рынке труда ЕАЭС за счет снятия ограничений и упрощения процедур для работодателей. Почти все дипломы, полученные в Узбекистане, будут признаваться на территории всего ЕАЭС, а граждане Узбекистана получат доступ к финансовым услугам банковской системы ЕАЭС, в том числе к займам, кредитам и пенсионным накоплениям. Кроме этого, Евразийская экономическая комиссия планирует принять положение о предоставлении трудящимся по долгосрочным трудовым договорам и членам их семей права на временное или постоянное проживание в стране трудоустройства, что может улучшить положение более 3 миллионов граждан Узбекистана, работают в странах ЕАЭС. Для мигрантов и членов их семей ЕАЭС предусматривает обязательное медицинское страхование. Их детям гарантировано право на образование и посещение дошкольных учреждений стран ЕАЭС.

Как позитивный момент вхождения Республики Узбекистан в деятельности ЕАЭС, необходимо подчеркнуть возможность использования финансовых ресурсов Евразийского банка развития (ЕАБР) для Республики, так как его капитал составляет около 7 миллиардов долларов. На данном этапе, вовлеченность РУз в ЕАЭС в качестве страны-наблюдателя открывает возможности для более углубленного изучения экономических процессов, норм и правил, действующих в рамках Союза. Это позволит проводить еще более эффективную внешнеэкономическую деятельность, с разных сторон учитывающую складывающиеся вокруг Узбекистана трансформационные процессы, упредить возможные риски в ходе принятия важных как политических, так и экономических решений. Традиционно Узбекистан экспортирует текстиль, продукцию металлургической и химической промышленность, а также продовольствие, прежде всего плодоовощную продукцию. Из ЕАЭС в республику поступают стройматериалы, продукция деревообрабатывающей и химической промышленности, а также переработанные продукты питания, в том числе молочные и мясные изделия. При дальнейшей интеграции в ЕАЭС Узбекистан получит более выгодные условия при выходе на внешние рынки, в частности при торговле с Вьетнамом, Ираном, Сербией и Сингапуром.

В свою очередь, противники интеграции предсказывают отрицательные моменты, такие как: снижение инвестиционной активности и процесса модернизации промышленности; снижение уровня производства в нескольких секторах национальной экономики; негативное влияние на ее конкурентоспособность; рост местных производителей в определенный период; потерю работы; рост импортируемых продуктов на внутреннем рынке. Также подчеркивалось наличие риска ухудшения состояния торгового сальдо и платежного баланса республики. Отмечалось, что партнерство с ЕАЭС может замедлить процесс присоединения к Всемирной торговой организации.

Таким образом, у вступления Узбекистана в ЕАЭС имеются плюсы и минусы. Статус наблюдателя дает некоторые преимущества, но тем не менее это не полноценное членство. Оно может быть подготовительным этапом к дальнейшей интеграции Узбекистана, что тоже удобно, поскольку у ЕАЭС есть свои санитарные, технические и другие стандарты, с которыми нам придется считаться [4].

Узбекистан является значимым внешнеторговым партнером ЕАЭС. По данным ЕЭК, в 2021 г. товарооборот ЕАЭС с Узбекистаном увеличился на 22,9% и достиг 11,6 млрд. долл. США, в том числе экспорт вырос на 17,9% (до 8,5 млрд. долл. США), а импорт – на 39,1% (до 3,1 млрд. долл. США). Узбекистану в декабре 2020 года был предоставлен статус государства – наблюдателя при ЕАЭС. 30 апреля 2021 года в Казани подписан Меморандум о взаимодействии между ЕЭК и Правительством Республики Узбекистан, а также утвержден План совместных мероприятий ЕЭК и Правительства РУз на 2021-2023 годы. Предложения по поступательному развитию торгово-экономического взаимодействия между Евразийским экономическим союзом и Республикой Узбекистан выработаны в ходе заседания в августе 2022 г. совместной рабочей группы по взаимодействию между ЕЭК и Правительством Узбекистана. Рабочая группа выработала предложения по обеспечению поступательного развития торгово-экономического взаимодействия между ЕАЭС и Узбекистаном. Рекомендовано продолжить проведение отраслевых консультаций и семинаров, а также совместных мероприятий по таким вопросам, как дальнейшая гармонизация в сфере таможенного сотрудничества; техническое регулирование; санитарные, фитосанитарные и ветеринарные нормы; конкуренция и государственные закупки; взаимодействие по вопросам участия Узбекистана в проекте «Евразийский агроэкспресс»; проработка возможности участия Узбекистана в проекте ЕАЭС по цифровизации грузовых транспортных перевозок; стимулирование кооперационных связей и программ углубления локализации в сферах химической промышленности, фармацевтики, машиностроения, приборостроения, электротехники, а также в области агропромышленной кооперации.

Современная идея экономической интеграции стран ЕАЭС имеет испытанную временем основу, благодаря Великому шелковому пути началась глобализация еще в период Средневековья [6]. Центрально-азиатский регион является единым национальным экономическим комплексом, а Узбекистан является ближайшим партнером ЕАЭС как с точки зрения масштабов торгово-экономического сотрудничества, так и с точки зрения качества и глубины взаимодействия. Участие Узбекистана в качестве наблюдателя в ЕАЭС должно способствовать увеличению торговых потоков и либерализации торговых связей с государствами объединения. По данным на февраль 2023 года, товарооборот республики со странами ЕАЭС вырос более чем на треть, до 17 миллиардов долларов. В соответствии с действующим режимом свободной торговли Узбекистан не применяет к странам ЕАЭС торговых ограничений. Узбекистан завершил подготовительную работу по упрощению взаимного доступа на рынки Евразийского экономического союза и рассчитывает на принятие совместного документа по данному вопросу.

За последние годы ЕАЭС стал региональным мощным объединением с большими перспективами развития посредством сети соглашений о зонах свободной торговли [7]. Узбекистан для укрепления своих позиций не может оставаться в стороне от этих процессов. Получение статуса страны наблюдателя — только первый шаг для Узбекистана, участие Узбекистана в качестве наблюдателя заключается в том, чтобы проанализировать работу организации и сделать правильный вывод о полном членстве. Таким образом, интеграция Узбекистана и ЕАЭС — это реальность, наблюдаемая во множестве сфер, и данная тенденция, на наш взгляд, будет набирать обороты в дальнейшем.

 

Список литературы:

  1. Степушова Л. Узбекистан не вступает в ЕАЭС. // ПРАВДА. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pravda.ru/world/1468460-Uzbekistan/ (дата обращения: 21.01.2020).
  2. Узбекистан может войти в таможенный союз с Россией — это должно помочь, в том числе, мигрантам// РАМБЛЕР. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.rambler.ru/cis/44110317-uzbekistan-mozhet-voyti-v-tamozhennyy-soyuz-s-rossiey-eto-dolzhno-pomoch-v-tom-chisle-migrantam/ (дата обращения: 30.04.2020)
  3. Столповский О. Узбекистан законодательно подтвердил желание участвовать в ЕАЭС в качестве наблюдателя// РИТМЕВРАЗИЯ 2020.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ritmeurasia.org/news—2020-05-16—uzbekistan-zakonodatelno-podtverdil-zhelanie-uchastvovat-v-eaes-v-kachestve-nabljudatelja-49048 (дата обращения: 16.05.2020)
  4. Кузьмина Е. О статусе Узбекистана в ЕАЭС: это полезный подготовительный этап // Sputnik. 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/radio/20200506/14065749/Kuzmina-o-statuse-Uzbekistana-v-EAES-eto-poleznyy-podgotovitelnyy-etap.html (дата обращения: 10.03.2021 )
  5. Корсунцев Ю. Вступление Узбекистана в ЕАЭС упростит процедуру экспорта // Sputnik. 2021. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/trend/EAES_Uzbekistan_integracia_20200127/ (дата обращения: 13.11.2019)
  6. Лушников О. Великий шелковый путь — прародитель ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/radio/20191007/12568991/Politolog-Velikiy-Shelkovyy-put-praroditel-EAES.html (дата обращения: 07.10.2019)
  7. Махмутходжаева Л. Узбекистанский вектор: перспективы расширения евразийской интеграции // В сборнике: Вызовы и решения для бизнеса: энергия регионов. Сборник материалов II Международного внешнеэкономического научно-практического форума. Москва, 2021. С. 278-284. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47568281 (дата обращения: 04. 40.2023)

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *